Авторское дидактическое пособие "Мир фигур"
методическая разработка по математике

Ручкина Анна Сергеевна

Авторское дидактическое пособие "Мир фигур" (см. фотоальбом "Авторское дидактическое пособие "Мир кукол"")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskoe_didakticheskoe_posobie_mir_figur.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6»

г.Назарово Красноярского края

Авторское дидактическое пособие

                                   «Мир фигур»

Выполнили: Ручкина А.С.

Кирильцева М.В.

Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.

Цель: развитие логического и аналитического  мышления, анализ, сравнение, классификация, обобщение, творческие способности, а также - восприятие, память, внимание и воображение.

Играя с геометрическими блоками, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку, выкладывает ряды по заданному алгоритму). Пособие «Мир фигур»  предназначено для детей от трех лет.

Логические блоки представляют собой набор из геометрических фигур:

а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);

б) четырех цветов цветов (красные, синие, зеленые и  желтые фигуры);

в) двух размеров (большие и маленькие фигуры);

г) двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).

В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Описание работы с пособием:

Знакомство с пособием. Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить фигуры - потрогать, перебрать, подержать в ручках - и поиграть с ними. Чуть позже можно предложить следующие задания:

Найди все фигуры такого же цвета, как эта (покажите, например желтую фигуру). Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной формы (или все большие фигуры и т. д.).

Дай мишке все синие фигуры, зайчику - желтые, а мышке – красные; затем распределяем фигуры по размеру, форме, толщине.

Какая фигура по цвету (форме, размеру, толщине?

Игры и упражнения с блоками:

Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

Найди все фигуры, которые не такие, как эта, по цвету (размеру, форме, толщине).

Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: красный, желтый, красный, желтый (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и цвету и т. д.).

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д.

Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Каждой фигуре нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т. д.

                                    «Клад»

Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т. п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет»«Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем "клад" прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

                                 «Клад в коробке»

По аналогии с предыдущей игрой можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

                                «Больше-меньше»

С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

                                «Построим дом»

Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

                               «Домино»

В этой игре одновременно может участвовать не более четырех детей, фигуры делятся поровну между участниками. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному. Например:

a) фигурами другого цвета (формы, размера);

б) фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, ко другой формы;

в) фигурами другого цвета и формы (цвета и размера, размера и толщины);

г) такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера (такими же по размеру и форме, но другими по цвету);

д) ход фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

                              «Продолжи ряд»

Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т. д.

                              «Выложи фигуру»

Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

                             «Убери  фигуры»

Взрослый  убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем взрослый убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т. д.

                                “Угадай-ка”

Необходимы логические блоки, игрушка Буратино.

Ведущий от имени какого-либо игрового персонажа, например Буратино, обращается к детям: «Я очень люблю делать приятное своим друзьям, а больше всего — дарить подарки. Подарков у меня целая коробка (показывает коробку с блоками). Я уже выбрал подарок для Мальвины. Вы тоже можете выбрать подарки своим друзьям. Но для этого вам надо угадать, какого цвета игрушку я приготовил Мальвине. Сейчас я ее достану из своей коробки и спрячу».

Буратино прячет один из блоков, дети пытаются угадать его цвет. Тот, кто угадывает, получает право выбрать подарок для своего друга. Он прячет блок (подарок) и говорит, какое его свойство надо угадать.

Каждый раз в игре угадывается только одно свойство блока.

                                          «Дорожки»

Необходимы логические блоки, три домика (макеты или изображения домиков или их условные обозначения).

На полу по кругу на расстоянии не менее метра один от другого расставлены три домика — дома Наф-Нафа, Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа. Между ними нужно проложить дорожки так, чтобы поросятам удобно было ходить в гости друг к другу. Но дорожки надо строить по правилам.

Как построить первую дорожку, предлагает взрослый. Например, так, чтобы в ней рядом не было фигур одинакового цвета.

Каждую новую дорожку желательно строить по новому правилу. Дорожки можно выкладывать так, чтобы рядом не было фигур одного размера, или одной толщины, или одной формы.

Для поддержания интереса детей взрослый меняет игровые задачи: построить мост через речку, сделать из фигур праздничную гирлянду, составить поезд из блоков-вагончиков и т. д.

                                    «Засели домики»

Необходимы логические блоки или фигуры, карточки с изображением домиков

На картинке нарисован новый дом в городе логических фигур. Но жители города — фигуры — никак не могут расселиться в нем. А заселить дом надо так, чтобы в каждой комнате оказались одинаковые по размеру жильцы (фигуры).

Знаки в домике подсказывают, какие фигуры, в каких комнатах должны поселиться.

Дети разбирают фигуры и раскладывают их в домике. В конце проверяют, называют, чем похожи все фигуры в каждой клетке (квартире, какие они.

Упражнение повторяется с другими свойствами. Сначала дети классифицируют фигуры по указанным основаниям (заполняют домики со знаками, а затем самостоятельно выделяют признак, по которому можно разделить фигуры (заполняют домики без знаков). Взрослый поощряет самостоятельный выбор основания классификации.

Для более сложных игр Вам понадобятся карточки с изображением свойств. Цвет обозначается пятном, размер – домиком (большим или маленьким, форма – изображением фигуры, толщина – силуэтом человечка толстым или тонким. Перечеркнутая карточка обозначает отрицание свойства.

                                  «Обручи»  

Нужно распределить фигуры между взрослым  и ребенком таким образом, чтобы взрослому достались все круглые, а малышу все желтые блоки. Блоки складываются в два обруча или отмеченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.

Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.

цвет обозначается пятном

величина - силуэт домика (большой, маленький).

форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т. д.

                                                  «Цепочка»

Суть игры заключается в том, что следует построить цепочку из фигур, причем как можно длиннее. Допустим, можно предложить несколько вариантов построения цепочки: чтобы рядом не было двух одинаковых фигур по форме, или же по цвету или наоборот, чтобы друг за другом шли две одинаковые по цвету (форме, размеру)фигуры и т. д. Затем задания с карточками постепенно усложняются.

                                «Блоки путешествуют»

Здесь блоки – это не просто геометрические фигуры, а настоящие путешественники, которые ходят по тропинкам и соблюдают дорожные знаки. Но знаки у них, разумеется, не простые, а специальные, для блоков.

К игре необходимо подготовиться и нарисовать поле с разветвляющимися тропинками, при этом на каждой развилке должно быть указание, каким «путешественникам»  можно по этой дорожке ходить, а каким нужно свернуть на соседнюю тропинку.

Например, на первой развилке дорожка разделяется на две части, и все маленькие фигуры идут налево, а большие направо. Далее каждая из этих дорожек снова разветвляется, и теперь уже, чтобы узнать, по какой дорожке идти, нужно обратить внимание на цвет блока и т.д. Чтобы усложнить игру, можно добавить знаки с отрицанием свойств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Авторская дидактическая игра "Рыжий город". Конспект НОД "Звук [Р]" с использованием авторской игры.

Предлагаем Вашему вниманию авторскую логопедическую игру "Рыжий город". Идея: Г. Юдин "Букваренок". Данная игра поможет в увлекательной форме автоматизировать звук [Р]. Так же опуб...

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....

Авторское дидактическое пособие «Мир фигур»

Авторское дидактическое пособие «Мир фигур»...

Авторские дидактические игры. Дидактическая игра " Путешествие по стране Удмуртский фольклор ".

Дидактисечкая игра "Путешествие по стране Удуртский фольклор" можно использовать при знакомстве с удмуртской культурой. В этой увлекательной игре дети самостоятельно выбирают задания и прове...

Авторская дидактическая игра по ФЭМП "Фигуры"

Авторская дидактическая игра по ФЭМП "Фигуры"...

Авторское дидактическое игровое пособие "Озорные фигуры".

В данном пособии разработаны задания для детей дошкольного и младшего школьного возраста имеющими проблемы в развитии артикуляционного аппарата, в постановке, автоматизации и дифференциации звуков, в ...