Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Васильева Наталья Юрьевна

Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов»

Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:

  1. Образовательные:
  • Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность .

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

       Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

         Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.

 Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Сухомлинский В. А. 

 Для этого мною  была  поставлена цель: изготовить игры на развитие сенсорных эталонов  (цвет, форма, размер).                                                                    

«Разноцветная грядка»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_131250.jpg

Как на нашей грядке выросли загадки
ты замочек расстегни, что внутри там, посмотри
цвет и форму назови, посчитай их и сравни.

Цель: формирование  сенсорных эталонов (цвет, форма); упражнять в умении считать (10); развивать мелкую моторику; различать овощи по цвету и форме (на ткани пришиты разноцветные замочки, в них спрятаны овощи по цвету замочка, дети расстёгивают замочек и находят овощи)

Ход игры.

Детям предлагаем игру. Знакомим с правилами игры. Назвать цвета замочков, что растёт на грядке красного цвета (синего, зелёного и т.д.) Ребёнок находит красный замочек, расстёгивает его и находит помидоры (и другие овощи). Можно предложить посчитать, сравнить чего больше, меньше. И наоборот предлагаем ребёнку разложить овощи на грядку по цвету, предварительно расстегнуть замочек.

Игра шнуровка «Овощи»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_130951.jpg

Вот так чудо-овощи детям принесли
развивают пальчики ловкие шнурки
шнурок по цвету подбирай
скорее овощ называй

Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, глазомер; совершенствовать координацию движений, гибкость кистей рук; пространственное ориентирование; формировать понятие «вверху», «внизу», «справа», «слева»; различать овощи по цвету и форме.

Ход игры

Предложить детям данные шнуровки, назвать овощи, описать их цвет, форму, что можно из них приготовить. Подобрать шнурок по цвету овоща, выполнить шнуровку по форме овоща, и с перекрещиванием шнурка.

Развивающее «Чудо - дерево»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_131007.jpg

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт
яблоки и груши любят дети кушать
надо фрукты сосчитать, к ним задачку подобрать

Цель: формировать у детей знания о фруктах, где растут (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, подбирать цифру, придумывать задачки.

Ход игры

Предлагаем детям назвать,  что растёт на дереве и собрать урожай фруктов. Дети рассказывают, какого  они цвета, какой формы и вкус данного фрукта. Можно посчитать, сколько яблок, груш, чего больше, подобрать цифру. Придумать задачку про фрукты.

«Помоги ёжику собрать урожай»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_131214.jpg

Маленький ёжик в сад к нам пришёл
ёжик в саду фрукты нашёл
но по дороге их растерял
сел на пенёчек и зарыдал
ёжик, не плачь, мы поможем тебе.
фрукты найти в зелёной траве Цель: формировать у детей з

нания о фруктах (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, придумывать задачки.

Ход игры

Рассказать детям сказку про ёжика. Однажды ёжик пришёл в сад, где росли разные фрукты. Назовите, какие фрукты растут в саду. Какого они цвета. Ёжик набрал на иголочки разные фрукты, но по дороге домой растерял все фрукты. Давайте поможем ёжику собрать фрукты. Дети подбирают по цвету нужный фрукт.

«Попади в ворота»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_130911.jpg

Апельсин с клубникой в гости к нам пришли
чудесные воротики детям принесли
нас учат правильно дышать
гол в ворота забивать

Цель: формировать у детей знания о фруктах (цвет, форма); развивать речевое дыхание, ориентировку в пространстве (право, лево).

Ход игры

Рот у апельсина и у клубники это «воротики», куда дети должны задуть  лёгкий шарик (забить гол в «воротики»)  у детей развивается правильное речевое дыхание. Можно играть парой дети по очереди стараются забить свой шарик в ворота. Кто больше забьёт голов.



Предварительный просмотр:

Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов»

Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.

Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:

  1. Образовательные:
  • Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
  • развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
  • обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
  1. Воспитательные:
  • воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
  • формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
  1. Развивающие:
  • развивать познавательные процессы;
  • развивать мелкую моторику.

Актуальность .

Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.

Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

       Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.

Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.

         Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.

Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.

 Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.  Сухомлинский В. А. 

 Для этого мною  была  поставлена цель: изготовить игры на развитие сенсорных эталонов  (цвет, форма, размер).                                                                    

«Разноцветная грядка»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_131250.jpg

Как на нашей грядке выросли загадки
ты замочек расстегни, что внутри там, посмотри
цвет и форму назови, посчитай их и сравни.

Цель: формирование  сенсорных эталонов (цвет, форма); упражнять в умении считать (10); развивать мелкую моторику; различать овощи по цвету и форме (на ткани пришиты разноцветные замочки, в них спрятаны овощи по цвету замочка, дети расстёгивают замочек и находят овощи)

Ход игры.

Детям предлагаем игру. Знакомим с правилами игры. Назвать цвета замочков, что растёт на грядке красного цвета (синего, зелёного и т.д.) Ребёнок находит красный замочек, расстёгивает его и находит помидоры (и другие овощи). Можно предложить посчитать, сравнить чего больше, меньше. И наоборот предлагаем ребёнку разложить овощи на грядку по цвету, предварительно расстегнуть замочек.

Игра шнуровка «Овощи»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_130951.jpg

Вот так чудо-овощи детям принесли
развивают пальчики ловкие шнурки
шнурок по цвету подбирай
скорее овощ называй

Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, глазомер; совершенствовать координацию движений, гибкость кистей рук; пространственное ориентирование; формировать понятие «вверху», «внизу», «справа», «слева»; различать овощи по цвету и форме.

Ход игры

Предложить детям данные шнуровки, назвать овощи, описать их цвет, форму, что можно из них приготовить. Подобрать шнурок по цвету овоща, выполнить шнуровку по форме овоща, и с перекрещиванием шнурка.

Развивающее «Чудо - дерево»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_131007.jpg

Как у наших у ворот чудо-дерево растёт
яблоки и груши любят дети кушать
надо фрукты сосчитать, к ним задачку подобрать

Цель: формировать у детей знания о фруктах, где растут (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, подбирать цифру, придумывать задачки.

Ход игры

Предлагаем детям назвать,  что растёт на дереве и собрать урожай фруктов. Дети рассказывают, какого  они цвета, какой формы и вкус данного фрукта. Можно посчитать, сколько яблок, груш, чего больше, подобрать цифру. Придумать задачку про фрукты.

«Помоги ёжику собрать урожай»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_131214.jpg

Маленький ёжик в сад к нам пришёл
ёжик в саду фрукты нашёл
но по дороге их растерял
сел на пенёчек и зарыдал
ёжик, не плачь, мы поможем тебе.
фрукты найти в зелёной траве Цель: формировать у детей з

нания о фруктах (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, придумывать задачки.

Ход игры

Рассказать детям сказку про ёжика. Однажды ёжик пришёл в сад, где росли разные фрукты. Назовите, какие фрукты растут в саду. Какого они цвета. Ёжик набрал на иголочки разные фрукты, но по дороге домой растерял все фрукты. Давайте поможем ёжику собрать фрукты. Дети подбирают по цвету нужный фрукт.

«Попади в ворота»

C:\Users\NOTEBOOK\Desktop\занятие педсовет\20171110_130911.jpg

Апельсин с клубникой в гости к нам пришли
чудесные воротики детям принесли
нас учат правильно дышать
гол в ворота забивать

Цель: формировать у детей знания о фруктах (цвет, форма); развивать речевое дыхание, ориентировку в пространстве (право, лево).

Ход игры

Рот у апельсина и у клубники это «воротики», куда дети должны задуть  лёгкий шарик (забить гол в «воротики»)  у детей развивается правильное речевое дыхание. Можно играть парой дети по очереди стараются забить свой шарик в ворота. Кто больше забьёт голов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие сенсорного восприятия через нетрадиционные техники рисования

Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокораз...

Презентация «Развитие познавательного восприятия через дидактические игры с использованием нетрадиционного оборудования»

Презентация «Развитие познавательного восприятия через дидактические игры с использованием нетрадиционного оборудования»...

План по самообразованию в первой младшей группе "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"

План по самообразованию в первой младшей группе"Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"...

Развитие сенсорных способностей через дидактические игры

Уважаемые родители, поговорим о значении сенсорного воспитания в раннем детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности орг...

План по самообразованию "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"

Раннее детство- особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное форми...

"Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с умственной отсталостью".

Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.В рабо...

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста»

Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей умение группировать предметы по трём призна...