Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов»
Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:
- Образовательные:
- Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
- Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
- Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Актуальность .
Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
Для этого мною была поставлена цель: изготовить игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
«Разноцветная грядка»
Как на нашей грядке выросли загадки
ты замочек расстегни, что внутри там, посмотри
цвет и форму назови, посчитай их и сравни.
Цель: формирование сенсорных эталонов (цвет, форма); упражнять в умении считать (10); развивать мелкую моторику; различать овощи по цвету и форме (на ткани пришиты разноцветные замочки, в них спрятаны овощи по цвету замочка, дети расстёгивают замочек и находят овощи)
Ход игры.
Детям предлагаем игру. Знакомим с правилами игры. Назвать цвета замочков, что растёт на грядке красного цвета (синего, зелёного и т.д.) Ребёнок находит красный замочек, расстёгивает его и находит помидоры (и другие овощи). Можно предложить посчитать, сравнить чего больше, меньше. И наоборот предлагаем ребёнку разложить овощи на грядку по цвету, предварительно расстегнуть замочек.
Игра шнуровка «Овощи»
Вот так чудо-овощи детям принесли
развивают пальчики ловкие шнурки
шнурок по цвету подбирай
скорее овощ называй
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, глазомер; совершенствовать координацию движений, гибкость кистей рук; пространственное ориентирование; формировать понятие «вверху», «внизу», «справа», «слева»; различать овощи по цвету и форме.
Ход игры
Предложить детям данные шнуровки, назвать овощи, описать их цвет, форму, что можно из них приготовить. Подобрать шнурок по цвету овоща, выполнить шнуровку по форме овоща, и с перекрещиванием шнурка.
Развивающее «Чудо - дерево»
Как у наших у ворот чудо-дерево растёт
яблоки и груши любят дети кушать
надо фрукты сосчитать, к ним задачку подобрать
Цель: формировать у детей знания о фруктах, где растут (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, подбирать цифру, придумывать задачки.
Ход игры
Предлагаем детям назвать, что растёт на дереве и собрать урожай фруктов. Дети рассказывают, какого они цвета, какой формы и вкус данного фрукта. Можно посчитать, сколько яблок, груш, чего больше, подобрать цифру. Придумать задачку про фрукты.
«Помоги ёжику собрать урожай»
Маленький ёжик в сад к нам пришёл
ёжик в саду фрукты нашёл
но по дороге их растерял
сел на пенёчек и зарыдал
ёжик, не плачь, мы поможем тебе.
фрукты найти в зелёной траве Цель: формировать у детей з
нания о фруктах (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, придумывать задачки.
Ход игры
Рассказать детям сказку про ёжика. Однажды ёжик пришёл в сад, где росли разные фрукты. Назовите, какие фрукты растут в саду. Какого они цвета. Ёжик набрал на иголочки разные фрукты, но по дороге домой растерял все фрукты. Давайте поможем ёжику собрать фрукты. Дети подбирают по цвету нужный фрукт.
«Попади в ворота»
Апельсин с клубникой в гости к нам пришли
чудесные воротики детям принесли
нас учат правильно дышать
гол в ворота забивать
Цель: формировать у детей знания о фруктах (цвет, форма); развивать речевое дыхание, ориентировку в пространстве (право, лево).
Ход игры
Рот у апельсина и у клубники это «воротики», куда дети должны задуть лёгкий шарик (забить гол в «воротики») у детей развивается правильное речевое дыхание. Можно играть парой дети по очереди стараются забить свой шарик в ворота. Кто больше забьёт голов.
Предварительный просмотр:
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов»
Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Задачи сенсорного развития детей с ОВЗ:
- Образовательные:
- Развивать умение различать цвет, форму, величину предметов, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
- развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
- обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
- Воспитательные:
- воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
- формировать умение слушать и понимать инструкции педагога.
- Развивающие:
- развивать познавательные процессы;
- развивать мелкую моторику.
Актуальность .
Сенсорное развитие ребенка с ОВЗ – это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего мира.
Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий.
Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» - «чувство», «ощущение», «восприятие», «способность ощущения».
Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Маленький ребенок, начиная открывать окружающий мир, впитывает в себя потоки сенсорной информации. В этот период жизни необходимо предоставлять малышу богатые и разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов. Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребёнка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие.
Сенсорное развитие, которое является базой для развития всех психических функций, ребенка с интеллектуальной недостаточностью отстает по срокам формирования и проходит неравномерно. Сенсорное развитие у детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. У таких детей зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен — снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Дети затрудняются в выделении признаков предметов: формы, величины, цвета.
Успешность применения сенсорных игр и игровых упражнений в процессе работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью зависит от соблюдения определенных требований к их отбору и проведению. К числу основных требований относятся: доступность, связь с жизненным опытом и интересами ребенка, эмоциональность, вариативность, динамичность.
Работа по этим направлениям значима для развития детей с ОВЗ.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А.
Для этого мною была поставлена цель: изготовить игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер).
«Разноцветная грядка»
Как на нашей грядке выросли загадки
ты замочек расстегни, что внутри там, посмотри
цвет и форму назови, посчитай их и сравни.
Цель: формирование сенсорных эталонов (цвет, форма); упражнять в умении считать (10); развивать мелкую моторику; различать овощи по цвету и форме (на ткани пришиты разноцветные замочки, в них спрятаны овощи по цвету замочка, дети расстёгивают замочек и находят овощи)
Ход игры.
Детям предлагаем игру. Знакомим с правилами игры. Назвать цвета замочков, что растёт на грядке красного цвета (синего, зелёного и т.д.) Ребёнок находит красный замочек, расстёгивает его и находит помидоры (и другие овощи). Можно предложить посчитать, сравнить чего больше, меньше. И наоборот предлагаем ребёнку разложить овощи на грядку по цвету, предварительно расстегнуть замочек.
Игра шнуровка «Овощи»
Вот так чудо-овощи детям принесли
развивают пальчики ловкие шнурки
шнурок по цвету подбирай
скорее овощ называй
Цель: развивать мелкую моторику, усидчивость, глазомер; совершенствовать координацию движений, гибкость кистей рук; пространственное ориентирование; формировать понятие «вверху», «внизу», «справа», «слева»; различать овощи по цвету и форме.
Ход игры
Предложить детям данные шнуровки, назвать овощи, описать их цвет, форму, что можно из них приготовить. Подобрать шнурок по цвету овоща, выполнить шнуровку по форме овоща, и с перекрещиванием шнурка.
Развивающее «Чудо - дерево»
Как у наших у ворот чудо-дерево растёт
яблоки и груши любят дети кушать
надо фрукты сосчитать, к ним задачку подобрать
Цель: формировать у детей знания о фруктах, где растут (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, подбирать цифру, придумывать задачки.
Ход игры
Предлагаем детям назвать, что растёт на дереве и собрать урожай фруктов. Дети рассказывают, какого они цвета, какой формы и вкус данного фрукта. Можно посчитать, сколько яблок, груш, чего больше, подобрать цифру. Придумать задачку про фрукты.
«Помоги ёжику собрать урожай»
Маленький ёжик в сад к нам пришёл
ёжик в саду фрукты нашёл
но по дороге их растерял
сел на пенёчек и зарыдал
ёжик, не плачь, мы поможем тебе.
фрукты найти в зелёной траве Цель: формировать у детей з
нания о фруктах (цвет, форма); развивать мелкую моторику, ориентировку в пространстве; упражнять в счёте, находить чего больше, меньше, придумывать задачки.
Ход игры
Рассказать детям сказку про ёжика. Однажды ёжик пришёл в сад, где росли разные фрукты. Назовите, какие фрукты растут в саду. Какого они цвета. Ёжик набрал на иголочки разные фрукты, но по дороге домой растерял все фрукты. Давайте поможем ёжику собрать фрукты. Дети подбирают по цвету нужный фрукт.
«Попади в ворота»
Апельсин с клубникой в гости к нам пришли
чудесные воротики детям принесли
нас учат правильно дышать
гол в ворота забивать
Цель: формировать у детей знания о фруктах (цвет, форма); развивать речевое дыхание, ориентировку в пространстве (право, лево).
Ход игры
Рот у апельсина и у клубники это «воротики», куда дети должны задуть лёгкий шарик (забить гол в «воротики») у детей развивается правильное речевое дыхание. Можно играть парой дети по очереди стараются забить свой шарик в ворота. Кто больше забьёт голов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорного восприятия через нетрадиционные техники рисования
Чем же хороши нетрадиционные техники рисования для развития сенсорного восприятия? Они способствуют развитию у детей фантазии, воображения, моторики рук и пальцев, глаз. Они не требуют высокораз...
Презентация «Развитие познавательного восприятия через дидактические игры с использованием нетрадиционного оборудования»
Презентация «Развитие познавательного восприятия через дидактические игры с использованием нетрадиционного оборудования»...
План по самообразованию в первой младшей группе "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"
План по самообразованию в первой младшей группе"Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"...
Развитие сенсорных способностей через дидактические игры
Уважаемые родители, поговорим о значении сенсорного воспитания в раннем детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности орг...
План по самообразованию "Сенсорное развитие у детей через дидактические игры"
Раннее детство- особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст- самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное форми...
"Развитие сенсорных навыков через дидактические игры у детей с умственной отсталостью".
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе.В рабо...
«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста»
Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей умение группировать предметы по трём призна...