Развитие сенсорных способностей через дидактические игры
консультация (младшая группа)
Уважаемые родители, поговорим о значении сенсорного воспитания в раннем детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие сенсорных способностей через дидактические игры | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Развитие сенсорных способностей у детей через дидактические игры»
Уважаемые родители, поговорим о значении сенсорного воспитания в раннем детстве. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
«Сенсорное воспитание фундамент умственного развития ребенка» доказали психологи 20 века. Сегодня мы поговорим о сенсорном развитии ребёнка в дидактической игре. Играя, мы развиваем зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие, в игре происходит связь развития логического мышления, и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу от ребёнка требуется сравнить признаки предметов, установить их сходство и различие, обобщить, сделать выводы и применить свои знания в игре и в дальнейшем в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам. Игра должна быть интересной, непродолжительной по времени и проста. Играть можно дома, на прогулке. Главный принцип в использовании игр – их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Приведу для примера дидактические игры в работе по сенсорному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ
«Определи на ощупь». В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Надо на ощупь узнать предмет и назвать его признаки (длинный — короткий, толстый — тонкий, узкий — широкий и т. д.)
- «Платочек для куклы». (определение предметов по фактуре материала, в данном случае определение типа ткани). Ребёнку предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном, вязаном). Он поочередно рассматривает и ощупывает все платочки. Затем платочки снимают и складывают в мешочек. Ребёнок на ощупь отыскивает в мешочке нужный платочек для каждой куклы.
- «Узнай фигуру». На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Ребёнку показывают любую фигуру и просят достать из мешочка такую же.
- «Догадайся, что за предмет». На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
- «Найди пару». Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых пластинок.
- «Что в мешочке». Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью, бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ ФОРМЫ
- «Из каких фигур состоит машина?». Дети должны определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
- «Коврик». Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
- «Найди предмет такой же формы». Ребёнок выделяет форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом – предметы. (круг и предметы круглой формы: мяч, тарелка, пуговица и т. д.; овал и предметы овальной формы: яйцо, огурец, желудь и т. д.)
- «Какая фигура лишняя?». Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур. Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др. Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип группировки. Варианты: группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять принцип группировки.
- «Составь целое из частей». Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу. Варианты: составить конструкцию по памяти, по описанию; составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из множества предложенных деталей (8—9).
- «Определи правильно». Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур состоит предмет (замок, письмо).
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ ВЕЛИЧИНЫ
«Палочки в ряд». Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей величине. Варианты: детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины квадраты, прямоугольники, треугольники, ромбы разного цвета и формы.
- «Пирамидки». Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и перепутаны на столе.
- «Матрешки». Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более), одновременно выложенных и разобранных на столе.
- «Разноцветные кружки». Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета. Варианты: собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
- «Разложи по размеру». Ребенок по вашей просьбе раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др. Варианты: дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
- «В какую коробку?». Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
- «Расставь по порядку». Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЦВЕТА
- «Какого цвета предмет?». Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура предмета подложить карточку необходимого цвета. (под карточку с изображением помидора - красную карточку, огурца - зеленую, сливы - синюю, лимона - желтую и т. д. Варианты: выбрать предмет по цветовому образцу: родитель показывает карточку с изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.), ребёнок должен показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
- «Сплети коврик из цветных полосок». Ребёнок рассматривает образец коврика из цветных полосок, затем по памяти плетёт коврик, повторяя чередование цветов в образце.
- «Сложи радугу». Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
- «Неразлучные цвета». Взрослый называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном сочетании, ребёнок их называет. Например, вы говорите: «Рябина», ребёнок отвечает: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые, середина желтая, береза - ствол белый, листья зеленые и т. д.).
- «Какие цвета использованы?». Показывая ребёнку изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др. Варианты: ребёнку демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Взрослый рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры"
Сенсорное развитие в детском саду...
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры
Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры для детей младшей группы...
План работы по самообразованию Тема: «Развитие сенсорных способностей в дидактической игре»
Цель: систематизация знаний по методике сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, изучение учебной и научно-методической литературы, новых программ и педагогических технологи...
Конспект совместной деятельности с детьми второй группы раннего возраста № 2 Дидактическая игра и развитие сенсорных способностей детей. Дидактические игры: «Узнай и назови», «Собери бусы», «Подбери заплатку».
Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть кубик, шарик, кирпичик; определять размер предметов, форму; цвет красный, желтый, синий, зеленый; группировать однородные по форме и величине предметы...
Педагогический проект по формированию и развитию сенсорных способностей средствами дидактической игры у детей первой младшей группы (2 – 3 года) "Учимся, играя"
Цель проекта:Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры. Задачи проекта:1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсо...
Авторские дидактические игры по теме «Мир овощей и фруктов» Развитие сенсорного восприятия через дидактические игры.
Данный материал поможет педагогам изготовить дидактические игры п теме: "Овощи-фрукты". При помощи этих игр происходит развитие сенсорных эталонов, знакомство с овощами и фруктами....
«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры у детей раннего дошкольного возраста»
Игры разработаны для детей раннего дошкольного возраста с целью развития мелкой моторики руки и сенсорного развития. Формировать у детей умение группировать предметы по трём призна...