Мастер класс для педагогов "Будь вежлив с порога"
тренажёр

Вербицкая Наталья Михайловна

Мастер класс содержит материалы в игровой форме,направленные на культуру общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер -класс для педагогов "Будь вежлив с порога"

 с практической частью по развитию педагогического общения.

Подготовила воспитатель Вербицкая Н.М.

Цель: конкретизировать знания педагогов по вопросам этикета и общения.

Задачи:

1.Познакомить с формами и методами работы с детьми по правилам хорошего тона (этикету).

2.Формировать навыки позитивного общения, созидательного общения у воспитателей.

 3.Развивать коммуникативные умения у педагогов ДОУ.

План мастер-класса:

1.Выступление воспитателя Вербицкой Н.М. с консультацией «Будь вежлив с порога».

2.Практическая часть: игры на развитие коммуникативных умений

3.Подведение итогов мастер-класса, рекомендации по теме.

Ход мастер класса

Вежливый ребенок - мечта каждого педагога и родителя. Между тем сами взрослые нередко забывают о соблюдении правил этикета. Наиболее простой путь воспитания вежливости - личный пример и вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий педагогов и родителей в этом направлении, создание соответствующих условий в детском саду и дома будет способствовать тому, чтобы дошкольники росли культурными и доброжелательными людьми. Современный ритм жизни, к сожалению, не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. Не соблюдая правил этикета, взрослые зачастую требуют этого от детей. Нередко можно услышать, как взрослые в приказном тоне говорят детям: "Поздоровайся! ", "Извинись! ". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят. Авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до детей.

 Под вежливостью обычно понимают умение уважительно и тактично общаться с людьми, готовность найти компромисс и выслушать противоположные точки зрения. Вежливость считается выражением хороших манер и знания этикета. Важно, чтобы с раннего детства дошкольников окружало как можно больше доброго и красивого. Но умение различать добро и зло не дается с рождения. В процессе ежедневной кропотливой работы взрослые на своем примере должны воспитывать у детей стремление быть добрыми, вежливыми и порядочными. Но зачастую, к сожалению, бывает иначе. Становится очевидным, что нужна целенаправленная работа по этическому воспитанию и педагогов, и родителей, и детей.

Вежливость - способ применения этикета. Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости ребенка - постоянный добрый пример. Взрослые дают детям «модели поведения, демонстрируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливыми. В детском саду дети общаются друг с другом и педагогом  целый день. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонации, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами. Самых распространенных «волшебных слов», которые должны быть в «запасе», всего около 30. Их должны знать и воспитатели и родители. Посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость - «чем больше отдаешь, тем больше получаешь».

Воспитанием вежливости воспитатели детского сада занимаются во всех режимных моментах. В практике ДОУ предпочтение часто отдается таким методам как разъяснение (разговоры, беседы) самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета является личный пример взрослых. Так же может помочь художественная литература.

Подберите список книг о вежливости, о нормах поведения:(выставка книг)

Уроки вежливости для детей можно дополнить песнями. Разучите и пойте вместе с ребенком, слушайте аудиозапись таких песен:(аудизапись)

Хочется отметить наиболее эффективные методы, которые можно использовать в воспитании культуры поведения у детей и познакомить вас с памяткой для педагога:

                                          «Секреты воспитания вежливого ребенка»:

Ваш воспитанник будет вежлив и воспитан, если Вы, уважаемые педагоги:

  1. Ведете себя деликатно по отношению ко всем окружающим, тем более по отношению к своим детям.
  2. Никогда не оскорбляете человеческого достоинства своего воспитанника, не кричите на ребенка, не говорите при нем, или обращаясь к нему, грубых слов и ни в коем случае не применяйте в виде воспитательной меры физические наказания.
  3. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам, а, где это возможно, поощряйте самостоятельность своего воспитанника.
  4. Предъявляйте к детям единые требования, даже если кто-то из воспитанников более или менее симпатичен.
  5. Уважайте достоинство маленького человека, исключив обидные выражения.
  6. Предъявляя к ребенку какие-то требования, предъявляйте их к самим себе, не забывайте говорить ребенку: «Доброе утро», «Здравствуйте», «Благодарю за помощь», «Спасибо», «Пожалуйста».
  7. Правила культурного поведения прививайте детям систематически, а не от случая к случаю.
  8. Не забывайте: обучая вежливости, будьте всегда вежливы сами!

И поскольку мы выяснили, что этикет воспитывается личным примером, то я хочу перейти непосредственно к нам взрослым. Все мы живем в социуме, общаемся не только на работе, но и в магазинах, на улице и т.д. Мы можем свои коммуникативные навыки развивать и совершенствовать, что бы более эффективно общаться с людьми.

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

А начнем мы наше общение с игры «Комплимент».Цель: развитие навыков вербального общения

Материал: мягкая игрушка. Предлагаю Вам встать в два круга: внутренний и внешний – разделимся на две группы. Внутренний круг говорит комплименты по очереди внешнему кругу. А внешний круг не забывает благодарить и мило улыбаться, принимать комплименты. А потом меняемся ролями.

Рефлексия: Настроение поднялось? Понравилось получать комплименты? Что приятнее: принимать или дарить комплименты?

 В общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. И поэтому следующая игра называется: «Угадай эмоцию». Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе коммуникации. Материалы: карточки размером с визитную карточку с напечатанными на них названиями эмоций. Я раздам вам карточки, на которых написаны названия эмоций, а вы, не показывая их другим участникам, скажете слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на вашей карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник. Рефлексия: Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям? В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

 Упражнение для педагогов: "Я такой же, как ты". Цель: сплочение коллектива, расположение партнера к себе. Инструкция: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: "Я такой же, как ты, потому что...". Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

Главную роль в общении играет речь. В процессе «говорения» важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится вначале, а что потом, соответствуют ли слова тону высказываний и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства. И сейчас мы потренируемся в умении убеждать и воздействовать на собеседника.

Упражнение «Попроси шоколадку».Цель: обучить эффективным способам общения. Материал: шоколадка, стул. Инструкция: Выберем водящего. (Самый справедливый становится водящим, он садится по центру).Я даю ему шоколадку. Ваша задача по очереди попросить шоколадку у водящего, так что бы он захотел отдать ее именно вам. После каждого круга водящий говорит, кому он не отдал бы шоколадку (выбирает 2 участников), они выбывают. Так пока не останется победитель. У каждого для просьбы есть 30 секунд. Победителю достается шоколадка. Рефлексия: Какой способ просьбы оказался самым эффективным?

 А сейчас я предлагаю  разделиться на две команды. Подойдите  и выберите себе смайлик любого цвета. У кого смайлики желтого цвета проходят и садятся за столы, а у кого красные смайлики присаживаются на стулья.

Упражнение «Рисование вдвоем». Цель: развитие навыков сотрудничества, умение действовать в паре. На двоих участников - один лист бумаги и один карандаш. Материал: листы бумаги, цветные карандаши. Инструкция: «Держа карандаш вдвоем, молча за 5 минут нужно создать совместное произведение. Под рисунком написать название и поставить подписи».   Пока команда желтых смайликов  выполняет задание, команда красных смайликов вспомнит, какие вежливые слова говорите в течении дня.

Утром: «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»

За завтраком, обедом, ужином: «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».

При общении: «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».

После тихого часа: «Как спалось?», «Как твое здоровье?»

Вечером: «Добрый вечер», «До свидания»,  «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».

Команда желтых смайликов закончила выполнять задание и теперь команда красных смайликов зададут вопросы команде желтых  смайликов.

- Является ли картина совместным произведением? - Учитывались ли желания, понимали ли вы друг друга? - Кто был инициатором сюжета? Кто был ведомым, а кто - ведущим? - Была ли «борьба за власть»? - Комфортно ли было ведомому, ведущему? - Какую позицию вы чаще всего занимаете в жизни?

 К сожалению, в процессе взаимодействия с другими людьми человек часто сталкивается с определёнными трудностями, справиться с которыми ему не всегда удаётся. Сейчас мы узнаем, какие проблемы бывают в общении, и вместе поищем пути выходы из них. Упражнение: «Моя проблема в общении». Цель: узнать, какие проблемы существуют в общении Оборудование: бумага, ручки. Инструкция: Вы пишите на отдельных листах бумаги в краткой, лаконичной форме ответ на вопрос: «В чем заключается Ваша основная проблема в общении?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый участник произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Рефлексия: тяжело ли Вам было признаться в своей проблеме? Получили ли Вы ответы на свои вопросы? Ну и поскольку наш совместный мастер класс называется «Будь вежлив с порога», то я хочу немножко коснуться такого феномена в психологии, который называется «Эффект первого впечатления». Я думаю, что он Вам будет полезен и пригодится в жизни. Эффект первого впечатления: Существует правило 90/90. Суть его в том, что 90% представления о ком -либо формируется в первые 90 секунд общения. Важнейшую роль в формировании первого впечатления играют внешние данные.

Физическая привлекательность: «Что красиво, то хорошо». Под впечатлением эффекта красоты собеседнику приписывают безо всякого основания положительные черты характера и высокие нравственные качества. Особое внимание обращают на лицо. Важную роль играет осанка, хорошая осанка ассоциируется с уверенностью и оптимизмом.

Самопрезентация:  умение себя преподнести играет важнейшую роль в формировании первого впечатления.

Стиль одежды: важный компонент оформления внешности любого человека. При оценке стиля одежды обращают внимание на следующие особенности:

-насколько одежда соответствует случаю;

-насколько одежда опрятна;

-насколько одежда соответствует устоявшемуся стереотипу;

Всегда помните о первых десяти секундах общения, которые являются решающими!

Походка, мимика, жестикуляция, внешний вид, манера говорить - все это очень важно для первого впечатления, и особенно в первые десять секунд общения. Что же происходит в первые десять секунд?

Появление перед собеседником. Желательно что бы осанка и поза демонстрировали энергию и динамичность.

Формирование контакта с помощью взгляда, уместной улыбки.

Третье слагаемое-интонация голоса, которая должна быть приветливой и выразительной.

Первые десять секунд общения с собеседником образно можно сравнить со стартом ракеты: именно от этих секунд зависит, будет ли старт успешным или нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса

Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...

Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».

Мастер класс: «Ребенок на пороге школьной жизни – деловая игра с родителями».Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.ЗАДАЧИ:- Познак...

"У школьного порога"мастер-класс для родителей

этот мастер класс поможет родителям,чьи дети скоро пойдут в 1 класс.Как правильно сделать звуковой анализ слов,построить схему предложения,разделить на слоги, поставить ударение?ответ на эти вопросы м...

Творческая мастерская "На пороге Новый год" (мастер-класс)

К гостям приходит Снеговичок, который просит детей помочь создать помощников -снеговичков. Дети изготавливают их из искуственного снега...

Конспект семейного мастер-класса по изготовлению искуственного снега "На пороге Новый год"

Изготовление искуственного снега с помощью пены для бритья...

Мастер-класс: Педагогическая гостинная "На пороге школы"

Всесторонняя подготовка ребенка к школе - это не одноразовое усилие, а долгая, планомерная работа. Только кропотливый труд поможет ребенку хорошо успевать в начальных классах. Сейчас существует много ...