«Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития детской одаренности»
статья (средняя группа)

Светлана Николаевна Гаврилова

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                         В.А.Сухомлинский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost_doshkolnikov.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность дошкольников

как средство развития детской одаренности»

«Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод».

                                                                                         В.А.Сухомлинский.

Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет невозможно. Большинство современных исследователей считают важным раннее выявление дарований. Это важно не столько для последующей жизни, сколько для полноценного проживания ребенком такого возрастного периода, как - дошкольное детство.

Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует театрализованная деятельность, которая представляет собой органический синтез музыки, танца, риторики, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания целостной одаренной личности.

Моя практика, как воспитателя, показывает, что талантливые дети испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В нашем дошкольном учреждении проводится много театрализованных мероприятий, где артистами являются одарённые дети.

Одарённых детей выявляю методом наблюдения во всех видах деятельности. Они с лёгкостью перенимают приёмы игры, проявляют творческую активность, отзывчивы, эмоциональны. Этих детей я называю «звёздочками». Они - мои помощники, на которых я могу положиться. Это - мои артисты, которые сияют в театральных постановках нашего дошкольного учреждения.

Основной целью моей работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника, а так же воспитание творческой индивидуальности, развитие интереса и отзывчивости к актерской деятельности.

Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Занимаясь с детьми театром, стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Для развития творческих способностей детей в театрализованной деятельности использую творческие игры и этюды: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценирование разнообразных сказок, творческие задания, упражнения по формированию выразительности исполнения, эмоциональному развитию детей.

Работа по театрализованной деятельности, проходит через такие формы, как: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, посещение театральных постановок, конкурсы, а так же индивидуальная и подгрупповая работа с детьми.

Индивидуальную работу с одарёнными детьми провожу в занимательной и интересной форме, основываясь на сюжетном построении. Применяю театрализованные игры, они всегда радуют детей, пользуются у них большой любовью. Дошкольники видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Смеются, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя и всегда готовы прийти к нему на помощь.

Для того чтобы дети лучше могли понять сущность вещей, умели владеть телом и развивали воображение, использую приём превращения. Воспитанники играют и фантазируют, «превращают» себя, других детей в кого или во что угодно, а мебель, посуда, камешки, и листики – превращаются в сказочные элементы.

Обыгрывая этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, мои воспитанники развивают умение не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.

На занятиях в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, театр - драматизации и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в самостоятельной деятельности.

В нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией ежегодное проведение фестиваля «Театральная весна» с участием детей и сотрудников. В театрализованной деятельности с одарёнными детьми принимают участие и родители. Совместная творческая деятельность детей и взрослых не только создаёт условие для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способностей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с взрослыми, способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех.

Театральный фестиваль – любимый праздник для детей и взрослых дошкольного учреждения «Радуга».

Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. И вот начинается работа над подготовкой конкретного спектакля. Воспитанники знакомятся с содержанием произведения: разбираем пьесу по отдельным эпизодам, характеризуем отдельных персонажей. Ребята пробуют изобразить разных героев с помощью мимики и жестов, используя элементы костюмов и декораций. Это так называемый кастинг, который помогает выявить, какая роль наиболее подходит ребёнку.

Далее ведётся индивидуальная работа с каждым ребёнком: разучивание текста, работа над выразительностью речи, эмоциями, жестами, движениями. Таким образом, отрабатываются и накапливаются исполнительские навыки и умения. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают сюжет спектакля. Следующий этап – коллективная работа над выпуском готового спектакля.

И вот наступает день премьеры. Артисты (одарённые дети) выступают перед сверстниками и малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается боязнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное значение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каждому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным.

На представление мы фотографируем, снимает интересные моменты спектакля. Затем делаем фотовыставку и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Дети-артисты внимательно выслушивают критику зрителей и высказывают своё отношение к ней.

А сейчас вашему вниманию представляю фрагменты из театральной постановки сказки «По щучьему веленью», в которой принимали участие дети старшей группы (ВИДЕО).

Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Анализ работы с одарёнными детьми показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Развивается социальная активность детей, память и воображение, творческие способности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет развитие речевых и познавательных функций. Систематическая работа с одарёнными детьми приносит свои плоды. Это победы как внутри ДОУ, так и на районном фестивале любительских театров кукол «Петрушкины забавы».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Театрализованная деятельность детей, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников»

Данная статья  посвящена проблеме развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной деятельности, а также использваоие в спектаклях различных видов теа...

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

«Театрализованная деятельность дошкольников как средство развития детской одаренности»

laquo;Одаренность человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Статья посвящена актуальности развития эмпатии в дошкольном возрасте (на примере старшего дошкольного возраста, 5-6 лет), а также высокой воспитательно-образовательной роли театра, его возможностей, к...

Театрализованная деятельность дошкольников, как средство развития детской одаренности

Театрализованная деятельность дошкольников, как средство развития детской одаренности...

«Театрализованная деятельность, как эффективное средство развития речи дошкольников» Презентация опыта работы на зональном семинаре -практикуме

Театрализованная деятельность один из   самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Развивать речь детей в дет...