ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья (старшая группа)

Лупанова Светлана Николаевна

Статья посвящена актуальности развития эмпатии в дошкольном возрасте (на примере старшего дошкольного возраста, 5-6 лет), а также высокой воспитательно-образовательной роли театра, его возможностей, как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

С.Н. Лупанова

воспитатель, первая категория, МДОУ детский сад №65, г. Ярославль, Российская Федерация

Ключевые слова: эмпатия, эмоциональный компонент, эмпатические способности, взаимодействие со взрослыми и сверстниками, эмпатийное поведение, эмоциональное состояние, децентрация

Аннотация: Статья посвящена актуальности развития эмпатии в дошкольном возрасте (на примере старшего дошкольного возраста, 5-6 лет), а также высокой воспитательно-образовательной роли театра, его возможностей, как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников.

THEATRALIZED ACTIVITY AS A PEDAGOGICAL MEANS OF DEVELOPING EMPATHY IN SENIOR PRESCHOOLERS

S.N. Lupanova

educator, first category, MDOU kindergarten No. 65, Yaroslavl, Russian Federation

Keywords: empathy, emotional component, empathic ability, interaction with adults and peers, empathic behavior, emotional state, decentration

Annotation. The article is devoted to the relevance of the development of empathy in preschool age (using the example of senior preschool age, 5-6 years), as well as the high educational and educational role of theater, its capabilities as a pedagogical tool in the development of empathy in preschoolers.

Введение

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»

(В. А. Сухомлинский).

Актуальность исследования.

Мир всегда меняется, история никогда не стоит на месте. Нет ничего удивительного в том, что человек шагает бок-о-бок с современным мировым прогрессом. Новые мировые идеи требуют новых моральных качеств от человека. Меняется многое  в мире, но есть общечеловеческие ценности, которые обязаны быть не рушимыми. Нерушимость их возможна только тогда, когда в человеке сохранится то, что отличает его от всех существ на планете- эмоционально богатый внутренний мир для жизни в обществе людей.

Из истории нашей страны: «….в июле 1930 года Александра Коллонтай, на тот момент советский посол в Швеции, писала, как она сожалеет, что не может находиться в СССР:

«Я вижу, как Союз лепит по-своему глыбы истории, преодолевая вековые препятствия, создает новый пласт истории, на котором будущие поколения осуществят все смелые мечты нашей юности. <…>Новый человек будет индивидуальным творческим чутьем и талантами усовершенствовать этот быт, и на первый план выйдут вопросы взаимоотношения людей между собою и вопрос человека и коллектива, т. е. новая мораль. У них, у того счастливого человечества, исчезнет зависть, ревность, подсидка и ябедничество…». Коллонтай писала о «новом советском человеке». Как замечал Анатолий Луначарский, «из маленького ребенка дошкольного возраста можно лепить, школьника-ребенка можно гнуть, юношу можно ломать, а взрослого только могила исправит».

 Итак, советское общество за 70 лет своего существования, действительно, вырастили поколение «Сухомлинских», «Гагариных», «Жуковых».

 Сейчас молодежь растет и развивается в век сверхновых технологий. Молодые люди – это опора и будущее нашей страны. В первую очередь главная задача подрастающего поколения – стать достойными гражданами той страны, в которой они родились. Каждый человек должен ставить своей целью улучшение своей страны и помощь людям, привнести в мир что-то новое. Если роль молодежи в современном обществе довольно ясна, то не всем ясно, что же еще требуется от подрастающего поколения. Сохранение и преумножение знаний? Конечно. Но все же главная задача – это сохранить общечеловеческие ценности.

Что же к ним относится?

  • Человечность. В современном обществе молодежи навязывают  «нового человека» (опять появилось это понятие), который должен ценить только себя и ориентироваться только на собственные возможности, что не всегда правильно. Таким образом, общество начинает терять думающего и чувствующего человека. Эмоции не нужно прятать, их надо осмысливать и научиться видеть путь «гнев- мир». Тогда, общество будет психически более здоровым, отзывчивым, чутким и понимающим.
  • Воспитанность – это проявление уважения. Молодежь должна помогать людям старшего поколения и приходить на помощь друг другу, а сейчас забываются даже элементарные нормы воспитанности. Молодые люди не всегда уступают место в транспорте пожилым, а мужчины редко открывают двери перед  женщинами.
  • Доброта. Такое простое и понятное всем качество кажется чуть ли не отталкивающим. В современное время если один человек предложит другому помощь – в этом действии уже начинают искать подвох.

Но, заповедь: ОТКЛИКНИСЬ-ПОСОЧУВСТВУЙ-ПОМОГИ! остается по-прежнему значимой для сообщества людей.

Одной из составляющих современности, является проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду, школе, других образовательных учреждениях, в духе Милосердия.

Современный дошкольник за неделю может получить столько впечатлений и пережить столько событий, сколько его родители в своем детстве получали за несколько месяцев.

У современных детей другой темп жизни, переполненность информацией, к ним предъявляют другие требования, они попали в мир с изменившимися ценностями и нормами.

Сегодня вопрос эмоционального и социального благополучия стоит остро уже в дошкольном возрасте. Современные запросы технического и информационного прогресса делают упор на интеллектуальное и физическое развитие детей дошкольного возраста - родители хотят видеть своих детей умными, развитыми и успешными. Это , несомненно, очень важно. Но эмоциональный мир ребенка остается в стороне. Проще запретить проявлять  эмоции, чем научить правильно их выражать: "Перестань плакать!", "Прекрати злиться! и т. д. Очень важно научить детей уже дошкольного возраста обращать внимание на собственный эмоциональный мир, понимать свои чувства и эмоции, уметь их выражать без ущерба для себя и окружающих. А, мы, взрослые, сами умеем управлять своим эмоциональным миром?Может быть начать с себя?

Что же с этим пониманием проблемы делать дошкольному образовательному учреждению, которое сегодня становится центром воспитания не только детей, но и их семей?

Прежде всего, помочь родителям увидеть основной круг проблем в общении со своими детьми.

Значимость развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста отмечается в Федеральном Законе «Об образовании», где одним из приоритетных направлений определенно создание условий эмоционально-нравственного воспитания детей.

Принятый в октябре 2013 года Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования № 1155, от 17. 03. 2013г.) представляет собой совокупность образовательных требований к дошкольному образованию.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одна из главных задач звучит так: «Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» [2, с. 8].  Мы можем сделать вывод, что развитие эмоциональной сферы является одним из главных составляющих здоровье ребенка.

Я выбрала для себя и своих малышей развивать эмоциональную сферу в театрализованной деятельности. Через неё дети играя учатся осознавать свои эмоции, что приводит к эмоциональному раскрепощению ребёнка.  

Театрализованная деятельность способствует формированию эмпатии у детей, т. е. способность различать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные методы содействия. Итак, мы можем говорить, что в дошкольном возрасте начинается работа по развитию эмоционального интеллекта ребенка.

Актуальность развития эмоционального интеллекта определили тему исследования: «Театрализованная деятельность как средство развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста».

ЧАСТЬ 1.

ЧТО И КАК МЫ РАЗВИВАЕМ У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПОГРУЖЕНИЕ

В ПРОБЛЕМУ

1.1. СОПЕРЕЖИВАНИЕ - СОЧУВСТВИЕ-СОДЕЙСТВИЕ

В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Александру Сергеевичу Пушкину принадлежат такие строки:

«Три чувства есть у человека:

Тоска, сочувствие и смех».

Еще задолго до появления научного термина «эмпатия», Гений совершенно точно определил сущность души человеческой. Сочувствие – это то, что выделяет нас в категорию Человек.

Об Исключительном значение эмоций  в развитии и воспитании личности ребёнка подчёркивал К.Д. Ушинский , а Л.С.Выготский в 1926 году высказал до сих пор оставшуюся современную мысль: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Сегодня «сочувствие» обозначается в научном мире понятием «эмпатия».

Современные исследования отечественных психологов (Ю.Б.Гиппернейтер, Т.Д.Карягина, Е.Н.Козлова) убеждают нас в том, что эмпатия – это:

1) Способность к последовательному выражению понимания другого в

речи и/или действии;

2) Способность к гибкому переключению от состояния эмпатического

понимания к искреннему выражению своих чувств.

«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого; мы как бы

выселяемся из самих себя, чтобы поселиться в душу другого человека» –

писал Сэмлоэл Смайлс.

Эмпатия неотрывно связана с эмоциональным развитием человека.

Первые эмпатийные проявления уже можно наблюдать у младенца,

которые имеют форму эмоциональной идентификации, подражания,

эмоционального заражения. И связаны они пока еще только с очень

близкими людьми - родственниками. Полугодовалый ребенок сопереживает горю матери, чувствует ее состояние.

С двух лет, помимо сопереживания значимым взрослым, появляется

отзывчивость к сверстнику на основе отождествления себя с ним, своих

чувств с чувствами другого (Л.Н. Галигузова). Эти возрастные границы

совпадают с началом периода активного расширения у детей раннего

возраста социальных эмоций, социализацией всего процесса развития.

В дошкольном возрасте (к трем годам) данный механизм утрачивает

свое влияние в связи с появлением у ребенка способности поставить себя в

положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных

партнеров общения и переживания.

Впервые динамику протекания эмпатийного процесса в дошкольном

детстве выделил А.В. Запорожец и выглядит она следующим образом: от

сопереживания к сочувствию, и к реальному содействию.

Эти три переживания необходимы дошкольнику для совместной деятельности и общения.

Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональных

состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.

Сочувствие – переживание собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого человека.

Содействие – комплекс сопереживания и сочувствия,   побуждает ребенка к конкретным поступкам.

Итак, подведем некоторый итог:

Эмоционально чувствительные люди лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих, более успешны в общении и взаимодействии с ними, обладают высоким уровнем социального творчества и самореализации.

2.2. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

«Весь театр существует

для познания человеческого».

В.И. Немирович-Данченко

Театры для детей уже давно стали неотъемлемой частью театральной

культуры, важным художественным средством нравственного воспитания

подрастающего поколения, социально-психологической реанимации детей и

подростков – утверждали и утверждают режиссеры детских театров Н.И.

Сац, С.С. Образцов, С.В. Брянцев, З.Я. Корогодский, А. Праудин. И тому

есть ряд объяснений, связанных в первую очередь с тем, что театральное

искусство объединившее в себе элементы слова и музыки, живописного

образа и пластического жеста, позволяет переживать человеку сложные и

разнообразные душевные состояния.

Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства,

так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста

(эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает

сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя

при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.

Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К.С. Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечения, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа.

Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра, его возможностей как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и, даже, соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших

дошкольников.

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской

деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность

чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать

позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать

различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются

развивающие возможности театрализованных игр в нравственном

воспитании детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию

психических процессов и различных качеств детской личности –

самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости,

воображения.

В игре детей часто проявляются эмоции, которые в жизни еще

недоступны им, а в театрализованной игре эмоции программируются в

игровом образе, который изображает ребенок, сюжетом, в русле которого

действует игровой персонаж. Чем интенсивнее будут переживания детей в

процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в

сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с

другими, на социальное поведение.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя

определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает

ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет

реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым,

проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем,

ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями.

Способность к такой идентификации и позволяет через образы

театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт

эмпатийного поведения.

Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий

воспитателю детского сада эффективно решать задачи профессиональной

деятельности.

Принципы, на которых базируется авторская педагогическая технология использования театрализованной деятельности в развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:

1. Принцип системности, позволяющий решать задачи развития эмпатии в

дошкольном возрасте во взаимосвязи группы задач:

- обогащения представлений детей об эмоциях и чувствах

- активизации персонального опыта чувствования ребенка, включение его в

ситуации, требующие сочувствия, сопереживания, совместного действия;

2. Принцип единства диагностики и развития, который отражает целостность процесса развития. Так же, процесс развития требует от педагога постоянного контроля динамики изменений личности, хода ее развития, в нашем случае – динамики эмоциональных состояний ребенка, чувств, переживаний, эмпатийного поведения.

3. Деятельностный принцип развития эмпатии.

Базовым видом деятельности для развивающей работы с детьми выступает игра как ведущая деятельность дошкольного возраста.

4. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных

особенностей ребенка согласует требование соответствия хода развития

ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание

бесспорного факта уникальности и неповторимости индивидуального

пути развития каждого ребенка, с другой.

5. Принцип комплексности методов в развитии эмпатии дошкольников,

доказывающий необходимость использования всего многообразия

педагогических, психолого-педагогических методов и приемов: беседу, рассказ, чтение детской художественной литературы, решение проблемных ситуаций, эмоциональные импровизации и др.

6. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к

работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья,

педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

Успех развивающей работы с ребенком невозможен вне сотрудничества с родителями или социально значимым окружением.

ЧАСТЬ 2.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Необходимо научить ребенка с детства

волноваться чужим несчастьям,

радоваться радостям другого,

пробудить в восприимчивой детской душе

эту драгоценную способность сопереживать,

сорадоваться, сострадать…»

К.И. Чуковский

I. ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной

деятельности.

II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ:

1. Технология реализуется воспитателем детского сада в совместной

деятельности с детьми в течение года. Она представляет собой цикл

последовательных театрализованных игр, этюдов, постановок спектаклей-сказок с воспитанниками. Содержание педагогической технологии может

использоваться на занятиях с детьми по познавательно-речевому

развитию, художественной деятельности , музыкальной,

изобразительной, литературной, социально-эмоциональному развитию

и др.

2. Организация РППС в группе: мастерская «Чувств и

настроений», уголок театрализованной деятельности в группе, в котором обязательно наличие ширмы, занавеса, различных видов театра: «бибабо», настольный, теневой, пальчиковый, марионеток, фланелеграф, костюмерная предполагает наличие атрибутов для работы над созданием образа роли-персонажа.

3. Отбор художественных произведений, являющихся содержанием

театрализованной деятельности, осуществляется на основе критериев:

- доступность содержания, соответствие содержания личному опыту

дошкольников, что является основой возникновения интереса к

предлагаемому материалу;

- содержание литературного материала соответствует содержанию

поставленной задачи – развитию эмпатии у дошкольников;

Примерный список литературы:

«Хорошее настроение» Г. Граубин; цикл стихотворений «Вовка – добрая душа», «Егор не любит грусти», «Не простая загадка», «Святая ложь», «Два снежка», «Ссора», 29 «Рукавички я забыла», «Есть такие мальчики», «Рукавички я забыла», «В дождь» А.Барто; «Где она?», «Радость», «Посидим в тишине», «Что сказал вежливый», «Подарок», «Котенок» Е.Благинина; «Подружился-раздружился», «Ссора» С. Погореловский; «Заботливый брат», «Пропажа» Е.Серова; «Тихая девочка» С.Черный и др.

- сюжетность, динамичность литературных произведений,

позволяющая использовать их в детских инсценировках;

- подбор произведений, позволяющих иллюстрировать различные

модели поведения в схожих ситуациях.

4. Работа с детьми проводится в малых подгруппах: 6-8 человек.

5. Эффективность работы на каждом этапе и переход к следующему этапу

педагогической технологии осуществляется на основе промежуточной

диагностики.

При наличии необходимого условия – активного интереса детей к театрализованной деятельности - каждый найдет свое место. Робкому ребенку игра поможет стать более смелым и решительным, застенчивому – «спрятаться» за маску, тем самым преодолеть неуверенность в себе, создавая чувство удовлетворения собой, радости, успешности.

Занятия ведутся по развитию:

1. Активности – от потребности в эмоциональной разрядке – через самовыражение в активном действии – к активизации образной лексики и положительных эмоциональных проявлений.

2. Самостоятельности - от ориентировки в средствах языковой выразительности, проблемных ситуациях в театральной деятельности, в ритме и динамике музыкальных образов – через обоснование собственной в речи-доказательстве – к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении.

3. Творчества – от подражания взрослому в эмоциональном действии и выразительном слове – через совместное составление словесных описаний по восприятию пантомимических этюдов, темпоритма, музыкальной композиции – к словесному фантазированию по музыкальной композиции.

4. Эмоциональности – от эмоционального заряжения художественными образами – через адекватное эмоциональное реагирование собственного негативного опыта в действии, ритме и слове – к децентрации (пониманию эмоций других) и к замещению (неэффективного стиля поведения на продуктивный).

5. Произвольности – от полноценного переживания эмоциональных состояний героев художественной литературы в проблемных ситуациях и понимания значений образных выражений – через оценку собственных и чужих устных сообщений, и эмоциональных поступков – к динамическому равновесию исполняемых движений и речевых сообщений в игре-драматизации.

6. Связной речи – от продолжения фраз взрослого – через словесные рассуждения относительно динамики музыкальных композиций, исполнения пантомимических этюдов, ритмизации сказочных образов – к творческим импровизациям по сюжету.

Развитие перечисленных свойств личности логически взаимосвязаны и осуществляются комплексно. Для занятий театрализованной деятельностью подобран и систематизирован материал: специальные упражнения, этюды, задания, которые проводятся в игровой форме, позволяя вовлекать застенчивых и нерешительных детей. В соответствии с темой и временем года подбираются этюды, игры на развитие сценической речи («Мыльные пузыри», «Удивлённый бегемот», «Раздумье»). Большое внимание уделяется играм на актерское мастерство, в которых ребенку легко удается выразить свои эмоции («Солнышко и паровозик», «Чудесные превращения», «Вкусные конфетки»). Используются релаксационные упражнения для предупреждения психоэмоционального напряжения: «Волшебный сон», «Сон на берегу моря».

Своё творчество дети проявляют во всём, от подготовки спектакля до его премьеры. Всем представлениям предшествует кропотливая работа: тренинги, этюды, упражнения, превращения, музыкально – пластические импровизации. Богата театральная зона набором декораций, костюмов, кукол разных видов, масок и шапочек, которые изготовлены руками детей, воспитателей и родителей.

Результаты моей работы по театрализованной деятельности меня радуют: ребята стали чаще проявлять эмпатию друг другу, охотно говорить о своих чувствах, переживаниях, стали доверчивыми и открытыми. Значительно уменьшилось количество конфликтных ситуаций между детьми. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения и т. д.); научились понимать и осознавать эмоциональное состояние окружающих людей и своё собственное; речь стала более выразительной; они стали более уверенными в себе, научились преодолевать робость, сопереживать; стали более самостоятельными и инициативными; у детей появился интерес к театрализованной игре.

Таким образом, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат.

Литература

1. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.; Москва и др.: Питер, 2001.

3. Гаврилова, Т. П. Сопереживание и сочувствие:/ Т.П. Гаврилова // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 2. – 26-35 с

4. Гайворонская, Т. А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие / Т. А. 49 Гайворонская, В. А. Деркунская. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – С.144.

5. Грачева, Т. А. Педагогическая технология развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности: методическое пособие / Т. А. Грачева, В. А. Деркунская, А. Ю. Комилова, Е. В. Пасечная, Л. А. Сидорова. – СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2016.

6. Голдаева, Г. Педагогика переживания / Г. Голдаева // Дошкольное воспитание. 2014.  №6.- С. 95-97.

7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии: учебное пособие / Л. С. Выготский. – М.: Издательство Юрайт. 2016.- С. 199.

8. Иган Дж. Базисная эмпатия как коммуникативный навык. Журнал практической психологии и психоанализа /Пер. Исаковой О., Глущенко М., 2000. №1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.

В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Театрализованная деятельность, как педагогическое средство развития связной речи дошкольников»

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуетс...

Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “

игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...

"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"

quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание"  (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...

Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Цель:Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.Задачи:1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...