Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
проект (подготовительная группа)

Вихрева Анастасия Евгеньевна

Цель:

Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте в условиях театрализованной деятельности.

2. Изучить особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста и возможности театрализованной деятельности в ее развитии.

3. Апробировать педагогическую технологию развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.

http://ds-kolokolchik-kmn.edu22.info/wp-content/up...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_samorazvitiyu.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 8 «Колокольчик»

Саморазвитие по теме:

«РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Выполнила: воспитатель

 Смирнова Анастасия Евгеньевна

г. Камень-на-Оби

2019 г.


Актуальность:

Проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этот возрастной период ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, интенсивно обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому. Современные тенденции развития теории и методики дошкольного образования свидетельствуют о том, что развитие эмпатии, как способности человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, является одним из важнейших компонентов нравственного развития детей и осуществляется в русле идей социально-нравственного воспитания.

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии социальных механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, что создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений, базирующихся на механизмах со- (сочувствия, сопереживания, содействия). В теории и практике дошкольного образования сегодня существует арсенал средств, развивающих эмпатию ребенка, определено содержание, которое представлено произведениями искусства (музыка, художественная литература, живопись). Развивается эмпатия в специфических видах детской деятельности: игровой, художественной. Театрализованная деятельность является наиболее распространенным видом детского творчества, разновидностью ведущей игровой деятельности, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, она наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Следует выделить ряд противоречий, существующих в практике работы дошкольного образовательного учреждения в связи с развитием эмпатии у старших дошкольников: между пониманием педагогами необходимости решать актуальную задачу - развитие эмпатии у детей 6-7 лет и отсутствием системной и последовательной работы, которая чаще носит ситуативный, педагогически нецелесообразный характер; между использованием воспитателем традиционных видов театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников и неэффективной организацией, при которой не учитываются современные особенности и интересы старших дошкольников, их стремление к самостоятельности и инициативности, детская активность, ее удовлетворение в театрализованных играх, а так же развивающей потенциал и возможности самой театрализованной деятельности; между возрастающим интересом современных дошкольников к интегративным видам деятельности, в частности, театрализованной деятельности и исчезновением ее из жизни ребенка, неподготовленностью воспитателей и родителей к ее осуществлению; между существующими методиками и приемами социально-нравственного воспитания и развития и трудностью их реализации вследствие низкой технологичности, затрудняющей процесс воспроизводства в практике работы.

Цель:

Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.

Задачи: 

1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте в условиях театрализованной деятельности.

2. Изучить особенности развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста и возможности театрализованной деятельности в ее развитии.

3. Апробировать педагогическую технологию развития эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности.

2019 – 2020 учебный год

Раздел плана

Содержание деятельности

Сроки реализации

Практические выходы

Самореализация

Изучение методической литературы, интернет ресурсов по развитию эмпатии у старших дошкольников.

Изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности. 

Обогащение 
эмпатийного опыта.

Создание предметно - развивающей среды в группе.

Активизация полученных представлений об Эмпатии

Сентябрь

Октябрь

Январь -Апрель

Апрель

Подбор и изучение литературы по данной теме

Проведение диагностики, анализ социально нравственного уровня детей.

Сделана подборка произведений для театрализации.Оформление театрального уголка.

Постановка мини спектакля.

Работа с детьми

Проведение диагностики, анализ социально -нравственного уровня детей.

Проведение театрализованных игр – путешествий.

Подготовка мини спектакля.

Участие в мини спектакле.

Организованная деятельность: разучивание с детьми стихотворений, пересказ рассказов, сказок.

по плану работы на год

по плану работы на год

Проведение диагностики.

Проведение всех мероприятий.

Проект, фотоотчет

Конспекты бесед.

Конспекты театрализованных игр.

Фотоотчет.

Работа с родителями

Консультация «Воспитания в ребенке чувства эмпатии» Консультация «Развитие эмпатии через театрализованную деятельность»

Подготовка материала в уголок для родителей.

Подбор и изготовление  памяток о развитии эмпатии у детей.

В течение года


Оформление папки для родителей «Консультации для родителей»

Фотоотчет

Наличие буклетов, папок передвижек.

Распространение памяток.

Участники проекта: дети в возрасте 6-7 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Период реализации: с 1октября 2019 г. по 30 апреля 2020 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно -эстетическое развитие», «Физическое развитие».

1 этап

Подготовительный

Создание необходимых условий для реализации проекта:

— постановка целей и задач

— создание условий для реализации проекта

— подбор познавательной, художественной литературы

— проведение бесед

— определение содержательных направлений проекта

— изучение особенностей эмпатии у детей старшего дошкольного возраста и отношения старших дошкольников к театрализованной деятельности. 

2 этап

Основной (реализация проекта)

№ п/п

Период

Вид деятельности

Задачи

Октябрь

1.Театрализованная игра-знакомство

Встреча 1: Знакомство со страной Эмпатия.

2.Театрализованная игра (1)

Встреча 2: Готовимся к путешествию.

Цель. Обогащение представлений детей об
эмпатии как Сочувствии, 
Сопереживании, Содействии.

Задачи. 

1. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру 
человека. 
2. Расширение представлений 
об эмоциях и чувствах, 
способах их вербализации. 
3. Знакомство с новыми словами и их значением.

4. Активизация и обогащение эмоционально-чувственного 
опыта ребенка.

5. Развитие способности  выделять, дифференцировать,
анализировать и находить 
выражение чувствам, ощущениям, переживаниям.

Цель. Обогащение представлений об эмпатии как Сочувтии, Сопереживании, Содействия.

Задачи. 

1. Воспитание положительного отношения к эмпатийному поведению.

2. Расширение и обогащение представлений об эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействия.

3. Расширение представлений об эмоциях и чувствах, способах их вербализации. 

Ноябрь

1. Театрализованная игра – путешествие (2)

Встреча 1: город Сорадости.

2. Театрализованная игра (2)

Встреча 2: Навстречу Сорадости

Цель. Обогащение 
эмпатийного опыта представлениями о Сорадости как форме проявления Сочувствия.

Задачи. 

1. Развитие интереса и положительного отношения к эмпатийному поведению.

2. Знакомство с новым 
понятием и его значением.

3. Развитие способности понимать и оценивать поступки героев литературных произведений.

4. Обогащение эмпатийного опыта способами проявления сорадости. 


Цель. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. Задачи. 

1.Развитие положительного отношения ребенка к проявлениям эмпатии.

2. Воспитание желания 
радоваться друг за друга. 
3. Обогащение личного эмпатийного опыта способами проявления сорадости.
4. Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. 

Декабрь

1. Театрализованная игра (2)

Встреча 3: "Хорошее настроение" 

2. Театрализованная игра - путешествие (3) 

Встреча 1: город Согрусти.

Цель. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. Задачи.

1. Развитие желания радоваться друг за друга. 
2. Развитие способности оценивать собственные чувства и чувства других. 
3. Обогащение эмпатийного опыта формами проявления сорадости. 
4. Развитие самостоятельности в выборе и применении форм выражения радости за других.

Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Согрусти как форме проявления  Сочувствия. 

Задачи. 

1. Развитие интереса и 
воспитание положительного отношения эмпатийному 
поведению.

2. Знакомство с новым понятием и его значением.

3. Обогащение эмпатийною опыта способами проявления согрусти.
4. Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.

Январь

1.Театрализованная игра (3)

Тема: Прогулка по г. Согрусти

2.Театрализованная игра - путешествие (4)

Встреча 1: город Взаимопонимания. 

Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Согрусти как форме проявления 
Сочувствия.

Задачи. 

1. Развитие положительного отношения к формам эмпатийного поведения.

2. Расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.

3. Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.

4. Обогащение личного эмпатийного опыта способами проявления согрусти. 

Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Взаимопонимании как форме Сопереживания.

Задача. 

1. Развитие желания чутко и бережно относятся к чувствам и переживаниям окружающих.

2. Знакомство с новым понятием и его значением.

3. Активизация эмоционально чувственного опыта и обогащение представлений о чувствах и эмоциях, способах их вербализации.

4.Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений.

Февраль

1. Театрализованная игра (4)

Встреча 2: Секреты Взаимопоиимаиия 

2.Театрализованная игра (5)

Встреча 2: Прогулка по г. Взаимопомощи. 

Цель. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. 

Задачи. 

1. Развитие положительного отношения ребенка к эмпатийному поведению.

2. Развитие интереса ребенка к внутреннему миру человека.

3. Развитие способности анализировать и оценивать собственные поступки. 
4. Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоции и оценке поступков героев литературных произведений. 
5. Практическое применение форм эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях.



Цель. Активизация и обогащение опыта эмпатийного поведения. 

Задачи. 

1. Развитие чуткого, внимательного отношения к людям. 
2. Развитие умений анализировать и оценивать собственные поступки.

3. Практическое применение способов эмпатийного поведения в проблемно-игровых ситуациях в театрализованной деятельности. 
4. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. 

Март

1. Театрализованная игра -  путешествие (5) 

Встреча 1: Город Взаимопомощи. 

2. Театрализованная игра - путешествие (6) 

Встреча 1: Город Соучастия.

Цель. Обогащение эмпатийного опыта представлениями о Взаимопомощи как форме проявления Содействия. 
Задачи. 

1.Воспитание положительного отношения к проявлениям эмпатии. 
2. Знакомство с новым понятием и его значением. 
3. Обогащение эмпатийного опыта ребенка формами проявления содействия в игровом контексте театрализованной деятельности. 
4. Обогащение опыта в восприятии чувств, эмоций и оценке поступков героев литературных произведений. 

Цель. Обобщение и закрепление полученных представлений об Эмпатии как Сочувтии, Сопереживании, Содейсгвии.

Задачи. 

1. Поддержание положительного отношения  формам эмпатийного поведения. 
2. Воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. 3. Развитие умений анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии.

4. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.

 

Апрель

1. Встреча 2: Путешествие в город Соучастия.

2. Заключительная встреча. Прощание со страной Эмпатия 

Цель. Обобщение и активизация полученных представлений об Эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии.

Задачи. 

1. Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения.

2. Воспитание желания чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям окружающих. 3. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии.

4. Развитие способности анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии. 


Цель. Обобщение и закрепление полученных представлений об Эмпатии как Сочувствии, Сопереживании, Содействии. 
Задачи.

1. Поддержание положительного отношения к формам эмпатийного поведения. 
2. Развитие самостоятельности в проявлении эмпатии. 
3. Развитие умений анализировать свои поступки с точки зрения проявления эмпатии. 
4. Развитие способности чутко и бережно относиться к чувствам и переживаниям “окружающих. 

Взаимодействие с семьями воспитанников

Работа с семьёй

Октябрь

Анкетирование родителей

Октябрь-март

Наблюдение за процессом взаимодействия родителей и детей

Ноябрь

Декабрь

Консультация  родителей

Февраль

Апрель

Консультация для родителей

3 этап

Заключительный

Индивидуальные, групповые и подгрупповые игровые взаимодействия с детьми.

Цель. Развитие самостоятельного эмпатийного поведения у дошкольников.

Задачи.

1.Создание условий для поддержания интереса детей к театрализованной деятельности и эмпатийному поведению.

2.Активизация эмпатийного опыта.

3.Закрепление опыта самостоятельной театрализованной деятельности детей.

Изучение методической литературы

1.  Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. М., 2007

2.  Акулова О.В. Театрализованные игры. // Дошкольное воспитание, 2005.

3.  Алексеева Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста в детском саду и школе. М., 1987.

4.  Артемова Л.В. Театрализованные игры для дошкольников. М., 1991.

5. Архипова И.А., Андерсон М.Н. Возрастная динамика развития умения распознавать эмоции младшими школьниками. \\ Система дошкольного и начального образования: пути развития. М.,2005.

6.  Банщиков В.М., Короленко Ц.П. Эмоции и воображение. М., 1975.

7. Абраменкова B.B. Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1981.

8. Поиск материалов в Интернете


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности

Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.

В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...

Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “

игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"

quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание"  (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...