РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (подготовительная группа)

Бусыгина Светлана Николаевна

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определённые действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С.Н. Бусыгина

ГБДОУ детский сад №6

Адмиралтейского  района

г. Санкт-Петербурга

 «Может случиться так, что выживание рода человеческого будет зависеть от нашей способности проявить безграничное сострадание» (Эрик Хоффер)

  Каждый человек, безусловно, хочет жить в богатой и красивой стране, но еще больше, в стране, которую населяют добросердечные и отзывчивые люди, воспитанные на идеалах красоты, порядочности, душевной чуткости, сочувствия и содействия.

  Сегодня Россия столкнулась с кризисом человеческого в человеке. Люди спокойно проходят мимо пожилого человека, лежащего на улице, мимо дерущихся подростков, не реагируют на плачущего или страдающего ребенка и взрослого, не замечают обиженных и сами легко могут обидеть, не задумываясь об этом.

  А ведь нуждающиеся в помощи люди – это чьи-то престарелые родители, чьи-то дети и внуки, сестры и братья, наконец, просто наши сограждане, соотечественники. Когда подобные ситуации возникают с нами или касаются наших близких, начинается волна возмущений о бездушности нашего общества, его черствости. Но сами мы в аналогичной ситуации, чаще всего, поступаем так же. Такой вот замкнутый круг противоречий между идеальными представлениями об окружающем нас мире людей и реальным поведением в нем отдельного человека.

  Социально-нравственный кризис возник не случайно и тому есть ряд закономерных причин, хорошо известных всякому думающему субъекту. Это и нарастающая опасность существования человека в обществе, агрессивность поведения окружающих молодых и пожилых людей, это тенденция к «закрытому» образу жизни, низкой контактности, общению. Но самая главная из них – это проблема воспитания подрастающего поколения в семье, в детском саду и школе, в иных образовательных учреждениях в духе милосердия.

  Даниил Гранин в статье «Потерянное милосердие» пишет:

  «Жизнь человеческая коротка, и слишком часто кажется бессмысленной. Во всяком случае, я время от времени теряю смысл своей жизни, поиски этого смысла – одна из вечных проблем и философии, и искусства. Может быть, забота о ближних, помощь несчастным придают жизни какое-то оправдание, осмысляют ею нашу жизнь?

  Судьба человечества зависит не от высоких технологий, не от того, сумели мы произвести больше продуктов, скорее всего, она зависит от количества доброты и сострадания. Пока что божественное в человеке разрушается и воцаряется зло. Цивилизация XX века была технической, а не человеческой, она себя не оправдала. Остаётся, как всегда надеяться на следующий век»

  Дошкольное детство – период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте – это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

  Действие пап и мам, воспитателей и психологов направлены на то чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовы проявлять гуманное отношение  окружающему миру.

  От чего зависят особенности проявления эмпатии у ребёнка-дошкольника?

  В самом общем виде зависят они от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов. К ним относят:

-индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости;

-характер мотивации личности;

-степень близости с объектом эмпатии, и частота общения с ним;

-интенсивность стимула эмпатии, богатство эмпатийного опыта;

-представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных содержаний;

-социально-нравственные установки и требования;

-симпатический дистресс.

  При всей важности указанных факторов, обуславливающих проявления эмпатии, нельзя не остановиться ещё на одном, не менее важном – это воспитание.

  Именно в условиях воспитания педагог организует практическую деятельность ребёнка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребёнка: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает деятельность театрализованная.

  «Весь театр существует для познания человеческого» - так писал В.И. Намирович-Данченко.

 Театры для детей уже давно стали неотъемлемой частью театральной культуры, важн6ым художественным средством нравственного воспитания подрастающего поколения, социально-психологической реанимации детей и подростков – утверждают режиссёры детских театров Н.И. Сац, С.С. Образцов, С.В. Брянцев и др. И тому есть ряд объяснений, связанных в первую очередь с тем, что театральное искусство объединившее в себе элементы слова и музыки, живописного образа и пластического жеста, позволяет переживать человеку сложные и разнообразные душевные состояния.

  Специфика искусства заключается в том, что смысл художественного произведения может приоткрыться лишь совместно автором, исполнителем и слушателем (зрителем). Использование произведений искусства в педагогическом процессе помогает выстраивать между его участниками отличный гот дидактического, гораздо более глубокий вид отношений.

  Театр – один из самых зрелищных и доступных видов искусства, так как он, учитывая определённые особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребёнка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую функции.

  Идея о том, что театр должен быть воплощением духовной жизни человека, средством воспитания, активно развивалась В.И. Немировичем-Данченко и К.С. Станиславским – реформаторами русского театра..

  О катарсическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К.С. Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечения, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащёнными познанием жизни духа.

  Особенность театрального искусства  с особой силой проявляется  при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них ещё не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Творческий процесс театрального действия, полное доверие ребёнка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьёзных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.

  Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определённые действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

 

Т.А. Гайворонская -

аспирант кафедры дошкольной педагогики РГПУ  им. А.И. Герцена,

В.А. Деркунская –

кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена