Главные вкладки

    Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
    методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

    обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-методологические аспекты изучения условий успешного развития связной речи старших дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_26_k.docx30.02 КБ
    Файл razvitei_svyaznoy_rechi.docx24.62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационные подходы в работе по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

    С целью выяснения содержания работы по патриотическому воспитанию в предшествующей (старшей) группе был проведен самоанализ выполнения программных требований через календарное планирование по следующим вопросам:

    1. Планируются ли занятия по ознакомлению с родным городом или задача решается на других занятиях, в свободное время?
    2. Проводится ли работа с детьми по приобщению их к культуре родного народа?
    3. Какие средства и методы используются в целях патриотического воспитания?

    Результаты проведенного самоанализа показали недостаточность использования современных технологических подходов в работе с детьми по данной проблеме.

    В подготовку воспитателя к работе с детьми по данной теме были включены следующие мероприятия:

    1. Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края посетить музеи.
    2. Изучить статьи "О необходимости сделать русские школы русскими" К. Д. Ушинского // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11, "Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания" ("Поучение" Владимира Мономаха, "Домострой. "Юности честное зерцало" //Дошкольное воспитание. – 1994.- № 11.
    3. Изучить литературу по патриотическому воспитанию, краеведческую литературу, пополнить личную библиотеку о городе и крае.
    4. Вместе с родителями оборудовать в развивающей среде группы мини - музей родного города.
    5. Подобрать библиотечку произведений писателей, поэтов, чьи имена связаны с родным городом и краем и отражают быт, культуру, национальные традиции местных жителей в доступной детям форме.
    6. Сшить для куклы тверской народный костюм.
    7. Собрать и систематизировать тверские народные пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
    8. Изготовить творческие развивающие и дидактические игры.
    9. Составить перспективные планы по работе с детьми, родителями, общественными и культурными организациями.

     Деятельность воспитателя по реализации задач патриотического воспитания носит системообразующий характер и представлена различными направлениями и видами деятельности. Среди них: социально – значимая деятельность, воспитание на основе народных традиций, идей гражданского и интернационального воспитания, краеведение, духовно – нравственное воспитание, взаимодействие с общественными организациями и объединениями, проектирование.

    Существенную роль в организации работы с детьми оказывает мини-музей родного города, созданный в развивающей среде группы.

    Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историческим и культурным наследием родного города. Мини-музей создавался как обучающая и развивающая среда, которая дает самый существенный результат в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, в воспитании будущего гражданина, юного тверитянина.

    В музее проводятся беседы по разным разделам экспозиции, собираются фотографии, информационные и иллюстративные сведения о родном городе, фото и видеоматериалы о проведенных с детьми экскурсиях к историческим памятникам города, района, предметы и элементы тверского быта и др.

    Экспонаты мини-музея распределены в соответствии с их тематикой, назначением, задачами по разделам, экспозициям. Они меняются или дополняются в соответствии с прохождением той или иной темы.

    Схема группировки материала в мини-музее.

    Раздел «Из истории родного города»:

    1. основание города;
    2. история улиц города (книга «Моя золотая Тверь», фотоматериалы, иллюстративный материал, краткие описательные тексты).

    Раздел «Жизнь современного города»:

    - сведения о современном архитектурном строительстве, промышленных производствах;

    1. репортажи о передовиках производства и героях труда;
    2. фотомонтаж о производственных достижениях (фотоиллюстрированный материал о жизни современного города);
    3. сведения о культурно-досуговых организациях и Дворце творчества детей и молодежи;

    Раздел «Наш район в далеком прошлом»:

    1. историческая справка (документы, воспоминания старожилов, экспонаты быта жителей и пр.).

    Раздел «История нашего детского сада с момента его основания»:

    1. фотодокументы об открытии детского сада;
    2. воспоминания сотрудников.

    Раздел  «Экскурсии к памятным местам района и города»:

    1. схемы экскурсионных маршрутов с их описанием;
    2. фотоматериалы.

    Раздел «Знаменитые люди нашего района»:

    1. биографические справки;
    2. фотоиллюстрированный материал;
    3. выставка детской литературы по теме.

    Раздел «Нам этот мир завешено беречь»:

    1. материалы встреч с ветеранами;
    2. фотоматериалы по проведению праздников с участием детей;
    3. подарки музею группы от гостей.

    Совершенствованию процесса патриотического воспитания в подготовительной к школе группе способствуют традиционные мероприятия, посвященные Дню защитника Отечества, Дню освобождения нашего города от немецко – фашистских захватчиков, Дню победы, Дню защиты ребенка, встречи с членами семьи старшего поколения, экскурсии по городу и в музеи, краеведческие походы.

    Формирование чувства любви к родному городу проходит через работу по развитию детей в художественно – эстетической деятельности (использование народного фольклора, тематики родного города на музыкальных занятиях, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, в театрализованной деятельности), в работе по развитию речи детей (ознакомление с русской народной литературой и художественной литературой, чтение наизусть стихотворений на патриотическую тематику и т. д.), в работе физкультурно – оздоровительного направления (походы и экскурсии, спортивные праздники, посвященные Дню защитника Отечества и т. д.), в организации занятий познавательного цикла (развивающие беседы, проблемные ситуации, элементарная поисковая деятельность, коллекционирование и т. д.).

    В подготовительной к школе группе работа организуется  так, чтобы каждый воспитанник проникся историей, культурой, славой родного города, почувствовал свою причастность к местным общественным событиям. Однако было бы неверно, знакомя детей с родным краем, ограничиться показом лишь его особенностей. В таком случае у детей может и не сложиться правильное представление о родном городе как части большой страны – России, в которой они живут, и задача воспитания патриотических чувств будет невыполнима. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной город, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

    1. здесь, как и повсюду в стране, люди трудятся. Они трудятся для блага и счастья всех, всегда готовы помочь друг другу, их труд, как и труд всех россиян, почетен; результаты труда людей родного города необходимы не только тем, кто живет в данной местности;
    2. в родном городе, районе, как и в других местах, соблюдаются  трудовые и боевые традиции, празднование знаменательных дат, почтение памяти павших героев, календарные и обрядовые праздники;
    3. здесь, как и по всей стране, проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях;
    4. в нашем городе Твери могут жить люди разных национальностей; их совместный труд, дружба, взаимопомощь становится иллюстрацией к тому, что в России, как в единой семье, живут люди разных национальностей;
    5. здесь, как и по всей нашей стране, берегут и охраняют природу;
    6. всех россиян объединяет любовь к своей стране, уважение к трудящемуся человеку, готовность встать на защиту Отечества.

    Чтобы дети, узнавая какие – то конкретные факты, наблюдая окружающую жизнь, могли путем простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить себе, что их родной город является частью страны, одним из многих, ему подобных, необходимо дать им некоторые первоначальные сведения из географии, экономики, истории города – рассказать о том, что они не могут видеть в непосредственном окружении.

    В соответствии с программными требованиями и с учетом местных условий планируется весь познавательный материал равномерно по времени, чтобы дети в течение года усваивали знания постепенно, в определенной системе. Темы могут быть различными по объему познавательного материала, по сложности его, а следовательно, и по длительности изучения. Тематическое планирование в подготовительной к школе группе способствует эффективному усвоению детьми знаний о родном городе, помогает  им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями, а также, что чрезвычайно важно в этом возрасте, способствует воспитанию чувств. Все темы по патриотическому воспитанию детей подготовительной к школе группы  средствами ознакомления с родным городом  связаны между собой логически и вместе представляют собой целостную систему.

    Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, умственного, эстетического, физического воспитания. Говорить о воспитании любви к родному городу можно только при условии правильного отбора и систематизации определенных знаний о нем. Организация  сообщений детям знаний о родном городе построена таким образом, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Отбор и систематизация таких знаний проводятся в соответствии с требованиями социального заказа и задач программы, реализуемой в ДОУ, а также с учетом умственных возможностей детей старшего дошкольного возраста: принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу, т. е. уровень умственного развития ребенка служит своеобразной предпосылкой и необходимым условием воспитания начал патриотических чувств. В процессе воспитания, в процессе ознакомления детей с необходимым материалом создаются благоприятные условия для их дальнейшего умственного развития: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочтет им воспитатель. Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. В процессе работы по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет решаются также задачи их эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по – новому представить то, что им хорошо знакомо, оно развивает и воспитывает чувства. Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их физическим воспитанием.

    Комплексный подход к воспитанию у детей 6-7 лет любви к к своему городу заключается прежде всего в необходимой логической взаимосвязи разных сторон этого процесса. В работе по патриотическому воспитанию детей важнейшим средством педагогического воздействия является организованное воспитателем наблюдение окружающей действительности. Окружающая жизнь дает реальную возможность показать детям основные права и обязанности жителей нашего города, помогает узнать и полюбить особенности культурных и исторических традиций. Наблюдения непосредственного окружения сочетаются с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рассматриванием картин и иллюстраций к книгам, ознакомлению с творчеством тверских писателей, художников. Большое значение для патриотического воспитания детей подготовительной к школе группы имеет их активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это не только знать и любить свой город, но и активно действовать на благо его.

    В начале учебного года был разработан цикл познавательных экскурсий по родному городу «Здесь каждый камешек знаком тому, кто в городе своем, как в родном дому».

    Тематика экскурсий:

    1. По местам боевой славы.
    2. Ознакомительные экскурсии:
    1. городской сад;
    2. Обелиск Победы;
    3. центральные улицы (Тверской проспект, улица Советская), главные улицы Пролетарского района;
    4. Дворец спорта, Дворец творчества детей и молодежи;
    5. музеи, театры;
    6. любимые места горожан (места, где проводятся общегородские мероприятия).
    1. Где будем учиться.
    2. Где работают наши родители.
    3. Исторические события в зданиях и памятниках.
    4. О людях, чьи имена мы видим на мемориальных досках города.
    5. Наш сказочно красивый город (посещение ботанического сада, оригинальных архитектурных сооружений, фонтанов).
    6. Милый сердцу уголок (посещение мест, наиболее любимых детьми).
    7. Мы – маленькие следопыты (знакомство с историческими местами города, района).
    8. Все работы хороши (знакомство с предприятиями города, с различными профессиями):
    1. Здесь хлеб пекут.
    2. Какой бывает доктор.
    3. Мы в библиотеке.
    4. Музей и его сотрудники.
    5. Для чего нужен банк.
    6. Кто такой строитель и др.

    В проведении экскурсий была использована одна тема или 2-3 темы объединены.

    Разработана структура проведения экскурсии:

    1. Подготовительный этап (осуществление договоренности о принятии на экскурсию группы детей, определение даты и времени, оповещение родителей, ознакомление детей с теоретическим материалом предстоящей экскурсии, решение организационных вопросов).
    2. Ознакомление со схемой маршрута экскурсии.
    3. Проведение экскурсии.

    План проведения:

    1. вступительное слово воспитателя или экскурсовода;
    2. выполнение ритуальных действий, предусмотренных ходом экскурсии;
    3. подробный рассказ воспитателя или экскурсовода;
    4. беседа с детьми об услышанном и увиденном (с опорой на знания детей);
    5. выделение времени на свободный просмотр экспонатов (помещений, объектов), на обмен мнениями, впечатлениями.
    1. Подведение итогов экскурсии.

    Заключительное слово воспитателя или экскурсовода.

    Предварительная проверка знаний, полученных на экскурсии по вопросам:

    1. Где мы были сегодня?
    2. О чем говорили на экскурсии?
    3. Что больше всего понравилось?
    4. Что нового узнали?
    5.  Вопросы непосредственно по содержанию экскурсии.

    Продуктивная последующая деятельность.

    После экскурсии в группе проводится фотовыставка, конкурс рисунков, аппликаций; выполняется групповой коллаж из этих приготовленных материалов; полученные знания используются на занятиях и праздниках.

    В работе с детьми была использована проектная деятельность, содержание ее согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребенку и соответствовала содержанию. В разных видах деятельности дети получают знания о своем городе, о событиях, происходящих в нем. Поскольку главная цель сообщения этих знаний детям – формирование у них определенного отношения к общественной жизни, воспитание патриотических чувств, были продуманы форма, структура проекта, средства и методы, позволяющие реализовать поставленную задачу, использование специальных приемов, повышающих познавательную активность и эмоциональную нагрузку.

    Был разработан и осуществлен проект «Волгорята».

    Цель: нравственно-патриотическое воспитание детей на основе изучения истории родного города, его традиций, привитие чувства ответственности за дело, которым занимаешься, побуждение к выбору активной жизненной позиции.

    Задачи:

    1. Пробудить у детей интерес к значению реки Волга в жизни города.
    2. Способствовать принятию детьми нравственно-патриотических идей.

    Распределение деятельности по этапам проект «Волгорята»

    Этап

    Деятельность детей

    Деятельность педагога

    I

    Моделирование ситуации

    Выявление проблемы

    Принимают участие в исследовательской деятельности по выявлению проблем в обеспечении экологической защиты реки Волга (зашифрованное письмо).

    Опираясь на полученные знания, дети расшифровывают письмо.

    Сообщает знания о реке Волга, как одной из главных рек России, о том, что неблагополучная экологическая ситуация грозит не только реке, но и городу Твери. Показывает на картинках и иллюстрациях возможные последствия. Изготавливает участникам проекта визитки. Помогает вспомнить, какие исторические и культурные события связаны с рекой Волга. Помогает прочитать письмо.

    II

    Выделение задач.

    Экспериментирование в группе. Обсуждение полученных результатов.

    Участвуют в выявлении проблем.

    Делятся на 2 группы для экспериментов. Выдвигают гипотезы и проверяют их экспериментально

    1 подгруппа. – Исчезновение рыб, водных насекомых и растений (-поиск причин исчезновения;

    - опытная проверка предположения)

    2 подгруппа – Значение реки Волга в жизни г.Твери.

    Каждая подгруппа проводит защиту своей гипотезы.

    Проводится объединение результатов для решения проблемы.

    Организует поисковую деятельность детей по подгруппам.

    Ведет совместную с детьми экспериментальную деятельность. Оказывает содействие в выдвижении гипотез по мере необходимости.

    Оказывает помощь в защите гипотез каждой подгруппы.

    III

    Систематизация информации о реке Волга и ее значении в жизни г.Твери

    Диалоговая беседа по теме.

    Проведение беседы.

    IV

    Продуктивная деятельность детей

    Составление коллажей, сбор исторических сведений, воспоминаний старших членов семей о событиях, связанных с рекой Волга, фотографий, художественных произведений о реке Волга

    Организует работу.

    V

    Заключительный

    Систематизация материала, оформление экспозиции в мини-музее группы.

    Участвуют в подготовке развлечения «Волгорята – дружные ребята».

    Принимает участие в систематизации материала и оформлении экспозиции в мини-музее. Осуществляет подготовку развлечения. Готовит памятные значки участникам проекта «Волгорята».

    VI

    Определение новых проблем

    Принимают участие в обсуждении.

    Предлагает детям выдвинуть гипотезу о будущем реки Волга и г. Твери.

    В конце учебного года (апрель-май) была организована работа по мини-проекту «Дедушкина медаль».

    Мини-проект «Дедушкина медаль»

    Тип проекта: творческий.

    По содержанию: ребенок и его семья.

    По характеру участия ребенка: ребенок – субъект проектирования.

    По характеру контактов: внутри ДОУ.

    По количеству участников: коллективный.

    По продолжительности: краткосрочный.

    Результат: создание рукописной книги для мини-музея группы.

    Содержание

    1. Чтение и обсуждение серии рассказов о подвигах защитников русской земли во время Великой отечественной войны (Л. Кассиль. Твои защитники. Солдатская медаль и пр.). Вместе с воспитателем дети разрабатывают план действий.
    2. Просмотр видеофильма «Защита г. Твери от немецко-фашистских захватчиков».
    3. Беседа с родственниками дома с целью: воевали ли старшие члены семьи и были ли у них медали и за что.
    4. При помощи родителей запись этих рассказов, создание фотографий.
    5. Создание рукописной книги для мини-музея группы.
    6. Презентация книги на празднике, посвященном  Дню Победы.

    Важно, чтобы дети активно думали, воспринимали материал. Этому помогают такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, предложение ставить вопросы друг другу, воспитателю, игровые приемы и т. д.

    Детей подготовительной к школе группы нужно приучать самостоятельно анализировать увиденное или услышанное, делать обобщения, приходить к выводу. Педагог не дает исчерпывающий ответ, если он уверен, что ребенок может найти его сам. Но в таких случаях нужно предложить ему подумать, вспомнить то, что он знал раньше, сравнить с тем, что узнал только что.

    В работу по формированию патриотических чувств через ознакомление с родным городом включены дидактические игры: учебно-развивающие, настольные, лото и др.

    Учебно-развивающая игра «Волшебные ленты дорог». Цель: закрепление знаний и представлений о памятниках и известных зданиях г. Твери.

    Игра «Герб города». Цель: закрепление представлений детей о гербе родного города, уметь выделять герб родного города из других знаков.

    Настольная игра «Район, в котором мы живем». Цель: обобщение знания детей о Пролетарском районе, в котором они живут, о его особенностях и достопримечательностях.

    Игра-лото «История родного города». Цель: закрепление у детей представлений об истории родного города.

    Игра «Заколдованный город». Цель: закрепление представлений детей об архитектуре современных зданий и сооружений, познакомить с архитектурными особенностями города Тверь.

    При отборе познавательного материала, используемого в играх, учитывались следующие принципы:

    1. Определять, какие воспитательные задачи можно решать, исходя из конкретного познавательного материала, как использовать воспитательные возможности данного познавательного материала.

    2.Отбирать познавательный материал, содержание которого в наибольшей мере способствует воспитанию патриотических чувств.

    Знания о родном городе дети в основном получают на специально организованных занятиях и в совместной деятельности с воспитателем. Занятия можно условно разделить следующим образом:

    1. занятия, имеющие целью дать детям конкретные представления о родном городе на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений);
    2. занятия, способствующие углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры и др.);
    3. занятия, во время которых дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

    В работу по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста включаются родители на правах полноправных участников образовательного процесса: они знакомят детей с семейными традициями, принимают активное участие в мероприятиях детского сада, инициируют помощь в оформлении и устройстве мини-музея в группе.

    Интересной и эффективной формой взаимодействия с родителями стал мини-проект «Семейный маршрут по памятным местам района, города».

    Мини-проект «Семейный маршрут по памятным местам района, города».

    Тип проекта: информационный.

    По содержанию: ребенок и общество.

    По характеру контактов: вне ДОУ.

    По продолжительности: краткосрочный.

    Результат: помощь семье в организации полезного отдыха с детьми.

    Предварительная работа:

    1. анкетирование родителей воспитанников «Исторические места района, города»;
    2. групповая экскурсия к близлежащим памятным местам;
    3. создание маршрута «Семейный поход».

    Содержание

    Детям совместно с родителями в течение выходного дня предлагается освоить разработанный экскурсионный маршрут, который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города Твери, Пролетарского района, знаменитым людям.

    По итогам проделанных семейных экскурсий создан семейный «Альбома Славы», где помещены рисунки и фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест.



    Предварительный просмотр:

    Теоретическим фундаментом нашей работы являются исследования о закономерностях речевого развития дошкольников, изложенные в трудах С.Л.Рубинштейна, Ф.А.Сохина - об особенностях развития связной речи детей в дошкольном возрасте; исследованиях А.М.Леушиной - об основной линии развития связной речи в дошкольном детстве (переходе от исключительного господства ситуативной речи к речи контекстной);  исследованиях М.И.Лисиной о зависимости уровня речевого развития от уровня развития общения; о методах развития связной речи и влиянии речевого развития на умственное, нравственное воспитание дошкольников раскрытых в трудах А.П.Усовой, Е.А.Флериной, Е.И.Радиной, Э.И.Залкинд и др.; о взможностях развития творческой речевой деятельности раскрытых в исследованиях Л.С.Выготского, А.В.Запорожца.; об особенностях восприятия детьми литературных произведений представленых в трудах С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Л.М.Гурович , исследования А.В.Запорожца об особенностях эстетического восприятия действительности, классификацию театрализованных игр предлагаемую Л.В.Артемовой.

    Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общее понимание и взаимопонимание. Связность, считал С.Л.Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателей и читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.

        В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов и др). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

         Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности которые определяют характер методики их формирования. В психологической и лингвистической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

         Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной,  естественной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается мимикой, жестами, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью и реактивностью Как отмечал С.Л.Рубинштейн, для диалога характерно использование речевых клише и стереотипов, как бы прикрепленных к бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога.

        Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно  развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация), умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненную функцию. Для монолога характерны: литературная лексика, развернутость высказывания, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Связность монолога обеспечивается одним говорящим.

         Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация в которой происходит диалог, реплики собеседника). Несмотря на существенные различия, монолог и диалог взаимосвязаны  друг с другом. В процессе общения,  монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монолог,  может приобретать диалогические свойства Л.П.Якубинский, один из первых исследователей диалога в нашей стране, отмечал, что крайние случаи монолога и диалога связаны между собой целым рядом промежуточных форм. Одной из последних является беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом обмена репликами. Большим их объемом, а также обдуманностью, произвольностью речи. Такую беседу называют еще подготовленным диалогом.   Взаимосвязь монологической и диалогической речи очень важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки овладения диалогом являются основой для развития монолога. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием и описанием и т.д.

             Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение связной речи может рассматриваться и как цель и как средство практического овладения языком. Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мылить (Ф.А.Сохин).

        Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является важнейшим условием для развития личности.

        Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт ребенка.

         Исходя из вышесказанного, можно выделить следующее:

    1. термин «связная речь» С.Л.Рубинштейн трактует, как  единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки;
    2. в научной литературе коммуникативная функция выделяется как основополагающая функция развития связной речи;
    3. коммуникативная функция связной речи осуществляется в 2-х основных формах – диалоге и монологе;
    4. главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого, а также для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология, краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание;
    5. монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей.
    6. для монолога характерны: литературная лексика, развернутость высказывания, логическая завершенность, синтаксическая оформленность;
    7. в процессе общения,  монологическая речь органично вплетается в диалогическую, а монолог,  может приобретать диалогические свойства;
    8. очевидно, что навыки овладения диалогом являются основой для развития монолога;
    9. развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

     В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию. Во-первых, всех сторон речевого развития, во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой).

    В дошкольном детстве происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Возникает планирующая функция речи. Как показано в исследованиях А.М.Леушиной, основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление новых видов деятельности, новые отношения со взрослым, усложнение познавательной деятельности требуют более развернутой речи.  Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д.Б.Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем, элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контексной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка. С развитием умения произвольно использовать средства языка.  Ситуативность речи не является абсолютной принадлежностью возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более ситуативной, то более контекстной. Вывод А.М.Леушиной нашел подтверждение в исследованиях М.И.Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей.

         Наряду с монологической речью, продолжает развиваться диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы совершенствуются и используются в зависимости от условий общения.

    В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы и формулировать их, подавать уместные реплики. Характер диалога зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

    Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без нее. Усложняется и синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем, у большей части детей эти умения еще несовершенны и неустойчивы: дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, их логическом расположении, в структурировании высказываний, их языковом оформлении.

            Знание специфики развития связной речи и особенностей ее развития у детей дошкольного возраста позволяет определить задачи и содержание обучения.

    Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.

         Г.А.Урунтаева выделяет несколько групп диалогических умений:

    1. Собственно речевые умения:

    –   вступать в общение (уметь, знать когда и как можно начать разговор);

    1. поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения, слушать и слышать собеседника, проявлять инициативу в общении, переспрашивать, выражать свою точку зрения, отношение к предмету разговора);
    2. говорить выразительно, в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.
    1. Умения речевого этикета:
    1. обращение, знакомство, приветствие, речевые способы привлечения внимания, приглашения, просьбы, отказ, сочувствие, жалоба, неодобрение, поздравление, благодарность и пр.
    1. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.
    2. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения.
    3. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

    В программе дошкольного образования определены следующие задачи развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста:

    1. учить детей более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно;
    2.  закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не отвлекаясь и не перебивая его;
    3. развивать умение формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным, строить ответ, дополнять и исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей;
    4. поощрять речевое общение детей по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка (по поводу игр, прочитанного и т .д.);
    5. формировать владение разнообразными формами речевого этикета, употребления его без напоминания;
    6. формировать культуру общения.

    Задачи и содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи и особенностями монологического высказывания.

       Г.А.Урунтаева отмечает, что всякое монологическое   высказывание характеризуется целым рядом признаков: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли), структурное оформление (начало, середина, конец), связность( логические связи между предложениями и частями монолога), объем высказывания, плавность речи (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

         Для достижения связности речи необходим целый ряд умений, а именно:

    1. умение понимать и осмысливать тему, определять ее границы;
    2. отбирать необходимый материал, распределяя его в нужной последовательности;
    3. пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания;
    4. строить речь преднамеренно и произвольно;
    5. пользоваться элементарными знаниями о построении текста и способах связи предложений.

    Программа дошкольного образования предполагает решение следующего ряда задач развития связной речи детей в возрасте от 5-ти до 7-ми лет:

    1. обучение построению разных типов текста (описания, повествования, рассуждения) соблюдением их структуры, использованием различных типов внутритекстовых связей;
    2. усложнение задач и содержания обучения рассказыванию по игрушкам, из личного опыта, творческого рассказывания без опоры на наглядность;
    3. обучение анализу и оценке своих рассказов с точки зрения связности, содержания, структуры;
    4. формирование элементарного осознания содержания и формы описаний, повествований и рассуждений.

    Таким образом, на протяжении дошкольного детства идет активная работа по формированию умений:

    1. слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь;
    2. составлять различные типы текстов, выдерживая единство темы, структурное оформление, логику построения с использованием различных типов внутритекстовых связей.

    Театрализованные игры пользуются у детей дошкольного возраста неизменной любовью, они позволяют видеть окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами главного героя и всегда готовы придти к нему на помощь. Тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках.  Любимые герои становятся образцом для подражания. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Способность к такой идентификации позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка через театрализованные игры.

         Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок).  Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Текст произведения является лишь канвой,   в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т.д.  Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы  это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки. оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития,  на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

     По классификации Л.В.Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично – мимики. К играм-драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли в которых задействованы все средства выразительности – интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы,  обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту,  дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать  и разыгрывать тематику. Творческому и самостоятельному поиску развития сюжета будет способствовать активное участие старших дошкольников в подготовке элементов костюмов и декораций.

        Рассмотрев характеристику театрализованных игр, можно сделать следующие выводы:

    1. данный вид игр позволяет дошкольнику  видеть и познавать окружающий мир через эмоции, образы, краски, звуки;
    2. тематика и содержание театрализованных игр имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке, каждом литературном произведении и должна найти место в импровизированных постановках;
    3. способность к  идентификации себя с литературным персонажем позволяет оказывать большое влияние на развитие и воспитание ребенка;
    4. полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов;
    5. Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития,  на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности

    Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...

    Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок.

    Создание серии авторских конспектов по обучению составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок....

    Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

    ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

    Развитие связной речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности

    Цель опыта работы: введение ребенка в мир прекрасного, пробуждение способностей к состраданию и сопереживанию, активизирование  мышление и познавательного интереса, раскрепощение его творческих в...

    Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

    В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи  детей старшего дошкольного возраста....