Главные вкладки
Развитие речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
статья (старшая группа)
В статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Н. В. Зайцева
Воспитатель МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»
«Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованных играх».
Аннотация: в статье представлено влияние театрализованной игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: театрализованные игры, развитие речи, театрализованная деятельность, творческих способностей детей, выразительность речи, потенциала детей.
Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.[3]
Своевременное и полноценное овладение речью является первым важным условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного ее развития. В последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Правильная речь залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Самый лучший способ активизировать речевое развитие – это вовлечение детей в игровую деятельность. Именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. По мнению О.С. Ушаковой, театрализованные игры позволяют успешно решать многие воспитательно-образовательные задачи дошкольной образовательной организации: развить художественный вкус, творческие способности, фантазию, воображение, память. Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий. При этом он знакомится с ярким выразительным народным языком, обогащает свой словарь, развивает речь, формирует внимание. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе [4,с.168].
Увлеченность детей театрализованной игрой их внутренний комфорт, раскованность, легкое не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею». Ребенок входит в образ перевоплощается в него, живет его жизнью. Для ребенка сказки служат первым уроком нравственности, морали, по которым живут люди. Персонажи в сказках делятся на отрицательных и положительных героев. Их поступки и взаимоотношение построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: Волк – злой, Заяц – трусливый, Лиса – хитрая. Настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формирует положительные черты характера и языки общественного поведения.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, диалогу, монологу, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что развивает фантазию, воображение, дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей старшего дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыки, и костюмы, и декорации, а главное слово. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Роль в развитии речи детей играет правильно организованная предметно-пространственная среда, наполняемость уголка театрализации разными видами театра: кукольным, пальчиковым, настольным, декорациями, персонажами с разным настроением, атрибутами-заместителями уголок «Костюмерная», в который яркие сарафаны и рубахи в русском народном стиле, а также костюмы сказочных героев.
Дети с удовольствием принимают участие в драматизации знакомых сказок, подбирают элементы костюмов, распределяют роли.
Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений, всех видов театра, сказкотерапии.
Театрализованная игра является благоприятной средой для творческого развития детей, а эта деятельность помогает развитию речи детей. Поэтому в процессе игровой деятельности необходимо использовать: музыкально-ритмические разминки, это музыкально-практические игры и упражнения, которые развивают подвижность, пластическую выразительность, музыкальность и ритмичность; дыхательную и речевую гимнастику, с помощью которой у детей формируется правильная, чёткая артикуляция и произношение. В работе над формированием звуковой культуры речи широко использовать речевые средства: потешки, считалки, чистоговорки и т.д.
Советский психолог А.Н. Леонтьев рассматривал различные по своему содержанию и происхождению формы игры. Наиболее развитой он считал игру-драматизацию, видя в ней не подражание, а произвольное творческое построение, руководимое определенным исходным представлением ребенка. Игра-драматизация является, таким образом, формой перехода к эстетической деятельности [1].
В игре создаются условия для развития речевой активности детей. Развития речи детей в театрализованной игре, ставит перед собой следующие задачи:
- развитие словаря – обогащение словарного запаса детей в процессе ознакомления с окружающей жизнью;
- воспитание звуковой культуры речи – развитие речевого слуха, обучение правильному звукопроизношению, овладение средствами звуковой выразительности.
Одним из этапов работы по развитию речи в театрализованной игре является работа над выразительностью речи. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя:
- вербальные средства – интонация, лексика, синтаксис;
- невербальные средства – мимика, жесты, поза;
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, используются знакомые любимые сказки, которые концентрирует в себе всю совокупность средств русского языка, и предоставляют детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение).
С помощь театрализованной деятельности дети могут сами изготавливать декорации и атрибуты из подручных средств. Знакомство с литературными произведениями позволяют совершенствовать связность высказывания и интонационную сторону речи, а также мыслительную деятельность.
Таким образом, театрализованная игра формирует правильную, интонационную окрашенную речь ребенка и раскрывает его творческий потенциал. Театрализованные игры будет целесообразно использовать в работе как средство коррекции речевых нарушений и раскрытия творческого потенциала детей.
Библиографический список:
1 Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту, 2002.
2. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие;. – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
3. Мухина В. С. Возрастная психология; - М.: Издательский центр «Академия».
4 Ушакова. О.С. Развитие речи и творчества дошкольников / Под редакцией М.: 2008, — С.168.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
В данном материале представлен опыт проектной педагогической деятельности с дошкольниками старшего возраста. Базируясь на самобытном творчестве русского народа, в общем, и красоту родного края, ...

Есть народная мудрость : каков у человека характер , такова его и речь.Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех смыслах....

Педагогическая концепция "Развитие речи старших дошкольников средствами театрализованной деятельности"...
Родительское собрание...

Одним из эффективных средств всестороннего развития ребёнка является театрализованная деятельность. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, инт...

Развитие речи у дошкольников через театрализованную деятельность...
- Мне нравится (4)