Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “
методическая разработка

Сырова Елена Александровна

игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_pedagogov_syrova_e.a.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “ (игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды).

1. Вход - “ Рано утром я встаю”- подготовка артикуляционного аппарата, активизация речи, развитие мимики, эмоций.

Рано утром я встаю, звонко песенку пою,

 И со мною дружно в лад повторяют сто ребят.

Повторяют сто чижей, повторяют сто ужей.

И поют ее зайчата, и поют ее лисята.

А в берлоге медвежата, а в болоте лягушата.

Очень важный бегемот эту песенку поет.

Даже страшный крокодил эту песню разучил.

Промурлыкала нам кошка песню, сидя у окошка.

Слышите? Под нашей крышей эту песню поют мыши.

А о чем же в ней поется? Как нам весело живется.

2. Приветствие - “Если добрый день с утра”- учить детей находить мелодическую интонацию имени, учить общению, вызвать у ребенка положительные эмоции.    

Дети становятся парами и поют слова приветствия:

- Если добрый день с утра – Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Поиграть пришла пора – Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Здравствуй, здравствуй, милый друг – Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.

Как тебя зовут? ( Дети пропевают свои имена одновременно на мелодию, придуманную ими). Затем под музыку танцуют импровизированный танец, с окончанием музыки “прощаются” друг с другом, идут гулять по залу. Игра повторяется снова.  

3.Музыкально-двигательное упражнение “ Хоровод “- учить детей свободно ориентироваться в помещении, закреплять умение общаться друг с другом.

а) идут в хороводе по кругу;

б) ведущий “закручивает улитку”;

в) из хоровода перестраиваются в колонну и проходят по одному через центр зала, расходясь по очереди в разные стороны;

г) соединяются парами, идут через центр и расходятся в разные стороны парами;

д) соединяются по четыре человека;

е) первая четверка идет “змейкой” и собирает по очереди все четверки в хоровод.  

Можно использовать фонограмму с музыкой (русская народная хороводная).

4. Игра с палочками “ Дождь гуляет во всем мире”- учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук, ритмично передавать метр и ритм стихотворения, развивать память.

Раз, и два, и три, четыре   -      стучать палочкой о палочку.

Дождь гуляет во всем мире -     шагать  поочередно правой и левой палочкой по полу.

И в Париже,                         -    стучать палочкой о палочку  

И в Милане,                         -    стучать двумя палочками по полу

В босоножках                      -   стучать поочередно правой и левой палочкой по полу  

И в панаме.                          -  стучать палочками над головой  

Где-то дождь идет пешком, - стучать палочкой о палочку  

Где-то бегает бегом.             – стучать поочередно правой и левой палочкой по полу  

Где-то он идет неделю,         - стучать двумя палочками по полу  

Где-то капнет еле-еле.           – стучать шляпками палочек в воздухе перед собой  

Где-то вовсе его нет.              – положить палочки на пол перед собой  

Почему?  

Кто даст ответ?                       - развести руки в стороны

5. Игра со звуком “Волшебная река” –развивать у детей ориентировку в пространстве, тактильные ощущения, способствовать развитию творчества в исполнении движений, развивать координацию движений в пространстве с закрытыми глазами, реагировать на звук; учить интонировать звук, различать громкое и тихое звучание.  

Игра проводится под фонограмму журчания ручейка или реки.

Первый вариант   - Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого -это “берега реки”. Дети по очереди должны “проплыть по реке”. Каждый решает сам, как будет двигаться – быстро или медленно. Дети – “берега” помогают руками, ласковыми прикосновениями движению  “пловца”, который сам выбирает путь (он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад ). Когда “пловец” преодолеет весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий "пловец” начинает путь.  

Второй вариант    - Дети встают в две шеренги друг напротив друга  - это волшебная река с поющими берегами. Каждый ребенок поет свой любимый звук. Один участник игры плывет по реке с закрытыми глазами. Чтобы не наткнутся на берег, ребенок внимательно слушает звучание берегов. Если ребенок подплывет слишком близко к берегу, поющие берега усиливают звучание. Игра продолжается, участник меняется. Дети заменяют свой любимый звук другим.

6. Музицирование. Игра “ Трын–трава “ – учить детей расширять речевую форму, развивать воображение.  

Педагог рассказывает историю : “ В одном сказочном лесу растет чудо-трын-трава. Если сварить зелье из этой травы, то отваром можно усыпить даже самого большого в мире дракона или злое чудовище “.

Дети собирают трын-траву, бросают в котел, перемешивают, водят над котлом руками и произносят заклинание.  

Первый вариант.  Трын-трава, трын-трава, трын-трава, ва-ва-ва-ва ( проговаривание с расширением формы через повтор последнего слога “ва” ).

Второй вариант.  Трын-тра-тра-тра-тра-трава (проговаривание с расширением формы через повтор слога “ тра “ ).

Третий вариант.          Трын-трын-трын-трын-трын-трава ( проговаривание с расширением формы через повтор первого слогва “ трын “ ).

После проговаривания текста заклинания дети превращаются в заколдованный лес и обитателей  леса.

7. Игра – импровизация “ Мы – подснежники “ c  использованием  музыки П. И. Чайковского “ Подснежник “ из цикла  “ Времена года “- создавать условия для развития воображения у ребенка, творчества, передачи образа; реагировать на музыку характерными движениями.

Педагог говорит, что с наступлением весны, солнце пригревает землю, и появляются первые цветы – подснежники. Они тянут свои нежные листочки к солнышку ( дети медленно поднимаются, тянут руки вверх ), греют свои лепесточки, поворачивают к солнышку свои головки, качают ими. Но вдруг подул легкий ветерок, и подснежники приклонили головки к земле, боясь замерзнуть ( дети приседают на колени, опускают руки вниз, наклоняют голову ). Ветерок закончился, снова светит солнышко, и подснежники опять тянут свои стебелечки к небу.  

8. Игра “ Считалочка “ – развивать мимику, выразительность, различные эмоции.

К нам летят со всех концов  

Стаи радостных скворцов.

Раз, два, три, четыре, пять –

Буду я скворцов считать! (улыбка, плечи расправлены)

К нам летят со всех сторон

Тучи темные ворон.

Раз, два, три, четыре, пять -  

Не хочу ворон считать ! (брови нахмурены, щеки надуты)

9. Игра “ Чьи голоса ? “- развивать у детей тембровый слух, память.

Ведущий стоит спиной к игрокам.

Первый вариант  - Один ребенок проговаривает слова:

На сосне сова сидела.

Во все стороны глядела.

Нам велела замолчать,  

А тебе совят узнать.  

Ведущий должен узнать ребенка по голосу.

Второй вариант – Стихотворение делится на 4 строчки, дети проговаривают по одной строчке. Ведущий должен узнать детей в том порядке, в котором они произносили эти строчки.  

10. Игра “ Гномы и великаны “ – развивать умение выполнять образные движения под музыку соответствующего характера, учить реагировать на смену частей музыки сменой образных движений.

Педагог говорит: “ В одном сказочном королевстве жили  Гномы и Великаны. Они никогда не встречались, потому что жили в разных временных измерениях. Гномы все время что-то искали, наверное, у них была какая-то тайна (слегка наклонится вперед, положить руки на пояс и двигаться мелкими шагами). А Великаны наводили свои порядки и охраняли королевство (двигаться широкими шагами, высоко подняв руки вверх, или размахивать руками в разные стороны).  

Звучит двухчастная разнохарактерная музыка по выбору педагога.

Первый вариант -  Дети двигаются в соответствии со звучанием музыкального исполнения, передавая образ персонажей.

Второй вариант -  Дети делятся на две группы, каждая из которых двигается под музыку своего персонажа.

11. Ритмодекламация “ Гном “ – развивать у детей эмоциональную отзывчивость, совершенствовать артикуляцию, дикцию, интонацию голоса, развивать чувство ритма.

Он придет совсем не слышно  

В дом, дом.

Как зовут его , не знаешь ?

Гном, гном.

Он, наверно, очень добрый ?

Да, да.

У него такая борода.

Он расскажет тихо сказку

Нам, нам.

Я ему медовый пряник

Дам, дам,

А потом станцуем гопачок-чок.

Он такой забавный старичок.

И на зонтике волшебном

Вдаль, вдаль

Улетит он, а прощаться

Жаль, жаль.

Я не буду больше плакать,

Нет, нет.

Передай ему, пожалуйста,

Привет.

При - вет…

Звучит фонограмма. Дети рассказывают стихотворение с изменением интонации голоса. Звенящими музыкальными инструментами (треугольники, колокольчики, металлические трубочки) озвучивают ритмично повторяющиеся слова: дом, гном, да и т. д.

12. Музицирование. Игра “ Пирог “ – учить детей говорить ритимично, совершенствовать произношение.

Дети делятся на четыре группы (дома). В каждом доме пекут пирог (произносят речевую фразу). Дети по одному или в паре ходят в гости. Кто зашел в дом, начинает пробовать пирог (произносить вместе с хозяевами дома речевую фразу).

Варианты речевых фраз (пирогов) :

Первый дом: “ Курлы-мурлы, ко-ко-ко “;

Второй дом: “ Шарлы-барлы, у-ха-ха”;

Третий дом: “ Буки-муки, е-хо-хо “;

Четвертый дом: “ Тренди-бренди, хрюк-хряк “.

Можно использовать фонограмму с музыкой (русская народная мелодия).

 

 

                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности

Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...

Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.

В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».

Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....

"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"

quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание"  (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...

Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Цель:Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.Задачи:1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...