Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “
методическая разработка
игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov_syrova_e.a.docx | 25.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “ (игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды).
1. Вход - “ Рано утром я встаю”- подготовка артикуляционного аппарата, активизация речи, развитие мимики, эмоций.
Рано утром я встаю, звонко песенку пою,
И со мною дружно в лад повторяют сто ребят.
Повторяют сто чижей, повторяют сто ужей.
И поют ее зайчата, и поют ее лисята.
А в берлоге медвежата, а в болоте лягушата.
Очень важный бегемот эту песенку поет.
Даже страшный крокодил эту песню разучил.
Промурлыкала нам кошка песню, сидя у окошка.
Слышите? Под нашей крышей эту песню поют мыши.
А о чем же в ней поется? Как нам весело живется.
2. Приветствие - “Если добрый день с утра”- учить детей находить мелодическую интонацию имени, учить общению, вызвать у ребенка положительные эмоции.
Дети становятся парами и поют слова приветствия:
- Если добрый день с утра – Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.
Поиграть пришла пора – Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.
Здравствуй, здравствуй, милый друг – Хлоп-хлоп-хлоп, топ-топ-топ.
Как тебя зовут? ( Дети пропевают свои имена одновременно на мелодию, придуманную ими). Затем под музыку танцуют импровизированный танец, с окончанием музыки “прощаются” друг с другом, идут гулять по залу. Игра повторяется снова.
3.Музыкально-двигательное упражнение “ Хоровод “- учить детей свободно ориентироваться в помещении, закреплять умение общаться друг с другом.
а) идут в хороводе по кругу;
б) ведущий “закручивает улитку”;
в) из хоровода перестраиваются в колонну и проходят по одному через центр зала, расходясь по очереди в разные стороны;
г) соединяются парами, идут через центр и расходятся в разные стороны парами;
д) соединяются по четыре человека;
е) первая четверка идет “змейкой” и собирает по очереди все четверки в хоровод.
Можно использовать фонограмму с музыкой (русская народная хороводная).
4. Игра с палочками “ Дождь гуляет во всем мире”- учить детей манипулировать палочками, развивать координацию рук, ритмично передавать метр и ритм стихотворения, развивать память.
Раз, и два, и три, четыре - стучать палочкой о палочку.
Дождь гуляет во всем мире - шагать поочередно правой и левой палочкой по полу.
И в Париже, - стучать палочкой о палочку
И в Милане, - стучать двумя палочками по полу
В босоножках - стучать поочередно правой и левой палочкой по полу
И в панаме. - стучать палочками над головой
Где-то дождь идет пешком, - стучать палочкой о палочку
Где-то бегает бегом. – стучать поочередно правой и левой палочкой по полу
Где-то он идет неделю, - стучать двумя палочками по полу
Где-то капнет еле-еле. – стучать шляпками палочек в воздухе перед собой
Где-то вовсе его нет. – положить палочки на пол перед собой
Почему?
Кто даст ответ? - развести руки в стороны
5. Игра со звуком “Волшебная река” –развивать у детей ориентировку в пространстве, тактильные ощущения, способствовать развитию творчества в исполнении движений, развивать координацию движений в пространстве с закрытыми глазами, реагировать на звук; учить интонировать звук, различать громкое и тихое звучание.
Игра проводится под фонограмму журчания ручейка или реки.
Первый вариант - Дети встают в два длинных ряда, один напротив другого -это “берега реки”. Дети по очереди должны “проплыть по реке”. Каждый решает сам, как будет двигаться – быстро или медленно. Дети – “берега” помогают руками, ласковыми прикосновениями движению “пловца”, который сам выбирает путь (он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад ). Когда “пловец” преодолеет весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий "пловец” начинает путь.
Второй вариант - Дети встают в две шеренги друг напротив друга - это волшебная река с поющими берегами. Каждый ребенок поет свой любимый звук. Один участник игры плывет по реке с закрытыми глазами. Чтобы не наткнутся на берег, ребенок внимательно слушает звучание берегов. Если ребенок подплывет слишком близко к берегу, поющие берега усиливают звучание. Игра продолжается, участник меняется. Дети заменяют свой любимый звук другим.
6. Музицирование. Игра “ Трын–трава “ – учить детей расширять речевую форму, развивать воображение.
Педагог рассказывает историю : “ В одном сказочном лесу растет чудо-трын-трава. Если сварить зелье из этой травы, то отваром можно усыпить даже самого большого в мире дракона или злое чудовище “.
Дети собирают трын-траву, бросают в котел, перемешивают, водят над котлом руками и произносят заклинание.
Первый вариант. Трын-трава, трын-трава, трын-трава, ва-ва-ва-ва ( проговаривание с расширением формы через повтор последнего слога “ва” ).
Второй вариант. Трын-тра-тра-тра-тра-трава (проговаривание с расширением формы через повтор слога “ тра “ ).
Третий вариант. Трын-трын-трын-трын-трын-трава ( проговаривание с расширением формы через повтор первого слогва “ трын “ ).
После проговаривания текста заклинания дети превращаются в заколдованный лес и обитателей леса.
7. Игра – импровизация “ Мы – подснежники “ c использованием музыки П. И. Чайковского “ Подснежник “ из цикла “ Времена года “- создавать условия для развития воображения у ребенка, творчества, передачи образа; реагировать на музыку характерными движениями.
Педагог говорит, что с наступлением весны, солнце пригревает землю, и появляются первые цветы – подснежники. Они тянут свои нежные листочки к солнышку ( дети медленно поднимаются, тянут руки вверх ), греют свои лепесточки, поворачивают к солнышку свои головки, качают ими. Но вдруг подул легкий ветерок, и подснежники приклонили головки к земле, боясь замерзнуть ( дети приседают на колени, опускают руки вниз, наклоняют голову ). Ветерок закончился, снова светит солнышко, и подснежники опять тянут свои стебелечки к небу.
8. Игра “ Считалочка “ – развивать мимику, выразительность, различные эмоции.
К нам летят со всех концов
Стаи радостных скворцов.
Раз, два, три, четыре, пять –
Буду я скворцов считать! (улыбка, плечи расправлены)
К нам летят со всех сторон
Тучи темные ворон.
Раз, два, три, четыре, пять -
Не хочу ворон считать ! (брови нахмурены, щеки надуты)
9. Игра “ Чьи голоса ? “- развивать у детей тембровый слух, память.
Ведущий стоит спиной к игрокам.
Первый вариант - Один ребенок проговаривает слова:
На сосне сова сидела.
Во все стороны глядела.
Нам велела замолчать,
А тебе совят узнать.
Ведущий должен узнать ребенка по голосу.
Второй вариант – Стихотворение делится на 4 строчки, дети проговаривают по одной строчке. Ведущий должен узнать детей в том порядке, в котором они произносили эти строчки.
10. Игра “ Гномы и великаны “ – развивать умение выполнять образные движения под музыку соответствующего характера, учить реагировать на смену частей музыки сменой образных движений.
Педагог говорит: “ В одном сказочном королевстве жили Гномы и Великаны. Они никогда не встречались, потому что жили в разных временных измерениях. Гномы все время что-то искали, наверное, у них была какая-то тайна (слегка наклонится вперед, положить руки на пояс и двигаться мелкими шагами). А Великаны наводили свои порядки и охраняли королевство (двигаться широкими шагами, высоко подняв руки вверх, или размахивать руками в разные стороны).
Звучит двухчастная разнохарактерная музыка по выбору педагога.
Первый вариант - Дети двигаются в соответствии со звучанием музыкального исполнения, передавая образ персонажей.
Второй вариант - Дети делятся на две группы, каждая из которых двигается под музыку своего персонажа.
11. Ритмодекламация “ Гном “ – развивать у детей эмоциональную отзывчивость, совершенствовать артикуляцию, дикцию, интонацию голоса, развивать чувство ритма.
Он придет совсем не слышно
В дом, дом.
Как зовут его , не знаешь ?
Гном, гном.
Он, наверно, очень добрый ?
Да, да.
У него такая борода.
Он расскажет тихо сказку
Нам, нам.
Я ему медовый пряник
Дам, дам,
А потом станцуем гопачок-чок.
Он такой забавный старичок.
И на зонтике волшебном
Вдаль, вдаль
Улетит он, а прощаться
Жаль, жаль.
Я не буду больше плакать,
Нет, нет.
Передай ему, пожалуйста,
Привет.
При - вет…
Звучит фонограмма. Дети рассказывают стихотворение с изменением интонации голоса. Звенящими музыкальными инструментами (треугольники, колокольчики, металлические трубочки) озвучивают ритмично повторяющиеся слова: дом, гном, да и т. д.
12. Музицирование. Игра “ Пирог “ – учить детей говорить ритимично, совершенствовать произношение.
Дети делятся на четыре группы (дома). В каждом доме пекут пирог (произносят речевую фразу). Дети по одному или в паре ходят в гости. Кто зашел в дом, начинает пробовать пирог (произносить вместе с хозяевами дома речевую фразу).
Варианты речевых фраз (пирогов) :
Первый дом: “ Курлы-мурлы, ко-ко-ко “;
Второй дом: “ Шарлы-барлы, у-ха-ха”;
Третий дом: “ Буки-муки, е-хо-хо “;
Четвертый дом: “ Тренди-бренди, хрюк-хряк “.
Можно использовать фонограмму с музыкой (русская народная мелодия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности
Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...
Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность
обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...
Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности....
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности».
Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности»....
"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"
quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание" (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...
Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Цель:Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.Задачи:1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития...
РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...