Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
статья на тему

Пономарева Валерия Сергеевна

В статье раскрывается понятие "эмпатия". рассказывается о работе, проводимой с детьми старшего дошкольного возраста для развития эмпатии в театрализованной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности.

 На современном этапе развития общества проблема воспитания межличностных отношений составляет кардинальную задачу педагогики и психологии.

        Люди зачастую страдают недостатком психологической культуры, проявляющимся как в характере собственных поступков, так и в неадекватном восприятии эмоциональных проявлений других людей. Умение сопереживать близким и чужим в психологии обозначается термином «эмпатия». Содержание этого понятия определяется в психологической литературе как способность индивида эмоционально отзываться на переживания другого. Мысленно или эмоционально вставая на место другого, переживающего какие-либо чувства, субъект,  включает этого другого в свой внутренний мир, делая частью своей личности.

     Нарушение общения, конфликтность и обособленность – признак слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причина серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.

     В жизни человека очень важно уметь понимать чувства других – это источник благополучного общения, бескорыстия и взаимности. Благоприятный психологический климат помогает ребенку решать свои проблемы, снимает излишний стресс, что способствует сохранению и внутреннего здоровья малыша.

        Развитие эмпатии представляет  собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений. Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной практической и духовной деятельности. Установлено, что эмоционально чувствительные дети лучше прогнозируют реакции, поступки, мнения окружающих.

        Именно в дошкольном детстве, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости, гуманности.

       В связи с этим, проблема развития эмпатии требует особого внимания по отношению к детям старшего дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте ребенок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми. Ведь сам процесс общения невозможен без сопереживания и сочувствия, содействия другому.

       Хорошо известно, что игра – это один из основных видов деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключается развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. [1]

      Театрализованные игры или игры – драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности- самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.[1]

       Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой  эмоционально- чувственный опыт.

     Развитие эмпатии в дошкольном детстве -  это последовательный поэтапный процесс и эффективность использования театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников требует от воспитателей поэтапности действий.

      Для того чтобы изучить особенности восприимчивости старших дошкольников, проявление эмпатии и особенности отношения к театрализованной деятельности была организована первичная диагностика.

       Далее  апробирована педагогическая технология развития эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Разработано методическое  обеспечение данной педагогической технологии: кружковая работа, театрализованные игры, конспекты, сценарии, игры- путешествия, игры – драматизации, театрализованные постановки, в игровой зоне организован уголок «Мое настроение, мои чувства»,  костюмерная - что безусловно способствует развитию и подержанию интереса детей к театрализованной деятельности, а также помогает ребенку создавать собственные художественные образы, осваивать игровые ситуации, развивать творческие способности [1], а также практические советы и мастер- классы  для родителей.

      Для развития и поддержания интереса дошкольников к театрализованной деятельности были отобраны художественные произведения, которые и являются содержанием театрализованной деятельности.(«Подружился – раздружился», «Ссора» -С.Погореловский, «Где она?», «Посидим в тишине», «Что сказал вежливый», «Радость»; «Подарок», «Котенок» -Е.Благинина; «Заботливый брат», «Пропажа» - Е.Серова; «Тихая девочка» - С.Черный, «Как старик корову продавал» - С.Михалков, «Хорошее настроение» - Г.Граубин и т.д).Отбор произведений производился на основе критериев:

  • Доступность содержания, соответствия содержания личному опыту дошкольников;
  • Сюжетность и динамичность литературных произведений;
  • Произведения должны позволять иллюстрировать различные модели поведения в схожих ситуациях.

      Работа с детьми проводится в малых подгруппах, а для того, чтобы отследить эффективность работы на каждом этапе осуществляется промежуточная диагностика.

      По результатам проведенной работы можно отметить:

  • У дошкольников повысилась степень устойчивости и самостоятельности эмпатийных проявлений;
  • Дошкольники стали демонстрировать способность изменять свое поведение, организовывать деятельность с учетом желаний и потребностей другого ребенка;
  • Воспитанники стали проявлять больший интерес к театрализованной деятельности.

Используемая литература:

  1. Гайворонская,Т.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности [ТЕКСТ]: методическое пособие / Т.А.Гайворонская, В.А.Деркунская – Центр педагогического образования: Москва, 2007 -143с.
  2. Деркунская, В.А. Воспитываем, обучаем, развиваем дошкольников в игре [ТЕКСТ]: методическое пособие/ В.А.Деркунская,- М.: Педагогическое общество России, 2006- 126с.
  3. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников [ТЕКСТ] – М.: Просвещение, 1991 – 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи старших дошкольников в театрализованной деятельности

Использование исследовательско-творческого проекта, который дает возможность детям самостоятельно искать информацию, экспериментировать, оформлять результаты своих исследований в виде познавательных к...

Развитие связной речи старших дошкольников через театрализованную деятельность

обобщение теоретических источников по проблеме развития речи старших докшольников, особенности современных методических подходов к исследованию проблемы развития речи старших докшольников, теоретико-м...

Самообразование : «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»

Самообразование :  «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность»...

Мастер-класс “ Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности “

игры-импровизации, коммуникативные игры, театральные этюды...

"Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности"

quot;Может случиться так,чтовыживание рода человеческого будет зависить от нашей способности проявить безграничное сострадание"  (Эрик Хоффер)В статье описана технологичекая развития эмпати...

Проект "РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Цель:Теоретически обосновать и апробировать процесс развития эмпатии детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.Задачи:1. Выявить научно-теоретические основы проблемы развития...

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность...