Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»
консультация ( группа) на тему

Каткова Эльза Юрьевна

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon empatiya.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» компенсирующего вида

Консультация для воспитателей

 на тему:

«Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Подготовила: воспитатель Каткова Э.Ю.

 

г. Благовещенск – 2016г.

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающими: сверстниками и взрослыми, природой и самим собой, освоение сущности человеческих отношений.

Действия мам и пап, воспитателей и психологов направлены на то, чтобы помочь своим детям и воспитанникам научиться правильно жить среди других людей, быть эмоционально отзывчивыми, способными к сопереживанию, готовыми проявлять гуманное отношение к окружающему миру. Но эти усилия, чаще всего, не получают адекватных результатов: современный ребенок становится жестоким и безразличным, он нравственно болен.

Появление же  форм общения у детей, необходимых для развития духовной культуры общества – сложный процесс воспитания нравственных качеств, связанных с появлением отзывчивости, гуманности, человечности, предпосылками, которых являются появление нравственных эмоций и чувств. Результат развития нравственных чувств и эмоций определяется не только знаниями закономерностей развития ребенка, но и умением организовать деятельность детей, дать ей нужное направление и использовать для этого эффективные приемы и способы воздействия на детей, которые будут благоприятствовать развитию способности к эмпатии.

Как вы думаете, что такое эмпатия?

Развитие эмпатии способствует формированию нравственных чувств, способность поставить себя на место другого человека (или предмета), способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т.д.

Эмпатия неразрывно связана с эмоциональным развитием человека.

Первые эмпатийные проявления можно наблюдать уже у младенца. Они имеют форму эмоциональной идентификации, подражания, эмоционального заражения, и они пока связаны еще только с очень близкими людьми — родственниками.

С двух лет, помимо сопереживания значимым взрослым, появляется отзывчивость к сверстнику на основе отождествления себя с ним, своих чувств с чувствами другого. Эти возрастные границы совпадают с началом периода активного расширения у детей раннего возраста социальных эмоций, социализацией всего процесса развития, который базируется на механизме эмоционального заражения.

В дошкольном возрасте (к трем годам) данный механизм утрачивает свое влияние в связи с появлением у ребенка способности поставить себя в положение другого, с отделением себя и сверстника как самостоятельных партнеров общения и переживания.

В старшем дошкольном возрасте эмпатия имеет свои специфические проявления. Они связаны с преобразованием непосредственного эмоционального реагирования ребенка в форму эмпатийного переживания, обусловленного опытом нравственных ценностей и отношений.

От чего зависят особенности проявления эмпатии у ребенка-дошкольника?

В самом общем виде зависят они от многих психофизиологических, психологических и социальных факторов. К ним относят:

  • индивидуальные особенности темперамента и эмоциональной возбудимости, психодинамические качества личности;
  • характер мотивации личности;
  • степень близости с объектом эмпатии и частота общения с ним;
  • интенсивность стимула эмпатии, богатство эмпатийного опыта;
  • симпатический дистресс;
  • представления об эмоциях и чувствах, о содержании эмоциональных переживаний;
  • социально-нравственные установки и требования.

Именно в условиях воспитания можно организовать практическую деятельность ребенка, в ходе которой он вступает в реальные взаимоотношения с окружающим миром и усваивает созданные обществом ценности. При этом особую роль приобретают те виды деятельности, которые вызывают яркий эмоциональный отклик у ребенка, заражают его: игра, слушание музыки и восприятие литературного произведения, спектакля и т.п. Особое место среди перечисленных видов детской деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников занимает театрализованная деятельность.

Театры для детей уже давно стали неотъемлемой частью театральной культуры, важным художественным средством нравственного воспитания подрастающего поколения, социально-психологической реанимации детей и подростков. И тому есть ряд объяснений, связанных в первую очередь с тем, что театральное искусство объединившее в себе элементы слова и музыки, живописного образа и пластического жеста, позволяет переживать человеку сложные и разнообразные душевные состояния.

Театр — один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию), оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную функции.

Театр — могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает.

Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно-образовательная роль театра, его возможностей как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре-драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников.

Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

Театрализованные игры или игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности — самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовывать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально-чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Способность к такой идентификации и позволяет через образы театрализованной игры оказывать влияние на детей, формировать опыт эмпатийного поведения. Так же происходит усвоение различных образцов действий и поступков, что дает возможность дошкольникам не только глубже понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Какими же должны быть педагогические условия, раскрывающие потенциал театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников?

На наш взгляд, выбор педагогической технологии в качестве условия развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста вполне закономерен и целесообразен.

Во-первых, потому что развитие эмпатии в дошкольном детстве — это последовательный поэтапный процесс.

Во-вторых, эффективность использования театрализованной деятельности в развитии эмпатии у старших дошкольников также требует поэтапности действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком.

Для развития эмпатии в группе должен быть уголок театрализованной деятельности, в котором есть ширмы, занавес, фланелеграф, различные виды театров (настольный, теневой, би-ба-бо, пальчиковый, театр ложек и т.д.), так же костюмерная в которой размещены костюмы. Маски, атрибуты, декорации для работы над созданием образа и различных игровых композиций. Все это способствует развитию и поддержанию интереса детей и открывает широкие возможности для создания собственного художественного образа детей, освоение различных игровых позиций, развитие творческих способностей.

   В ходе работы в деятельность детей можно включать:

- дыхательную гимнастику, действующую успокаивающе на нервную систему; чтение детских потешек, стихотворений со сменой движений и выражений   лица, способствующих развитию произвольности и умение выражать   эмоции;

-  беседы, рассказы для формирования общих представлений о театре и развития эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности;

-   этюды и упражнения, развивающие способность раскрепощению держаться на публике;

-   этюды и упражнения на узнавание эмоций;

-   коллективные театрализованные игры и драматизации;

-   упражнения по формированию выразительности исполнения;

-   мини сценки;

-   разыгрывание нравственно-этических ситуаций;

-   беседы с использованием проблемных ситуаций;

-   игры-фантазии и игры-импровизации;

-   театрализованные игры – экспериментирования;

-   игры-путешествия в страну эмпатия.  

Такая работа способствует развитию эмпатии в дошкольном возрасте и учит детей не быть равнодушными к окружающим. В этот период закладываются качества, делающие человека человеком, проявляются индивидуальные черты. Поэтому эмпатия является одним из необходимых условий формирования эмоционального состояния детей. А это, прежде всего устойчивость к стрессам, гармония интеллектуальной, волевой сфер деятельности. Ребенок, научившийся сочувствовать и помогать людям, проявлять терпение и эмпатию, успешно адаптируется в коллективе школьников и имеет все предпосылки к успешной реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Госуд...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

План по самообразованию на тему «Развитие связной речи дошкольников в театрализованной деятельности» старшая группа

Дошкольное образовательное учреждение первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в...

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

В современном обществе резко повысился социальный  статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичну...

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». (средняя, старшая, подготовительная группа). Музыкальный руководитель: Гусейнова Н.С.

Тема моего самообразования «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность». План подготовлен  для детей среднего,старшего и подгот...

Доклад для воспитателей на тему: «Развитие творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность». Гусейнова Н.С.

Доклад на тему: «Развитие творческих способностей  дошкольников через театрализованную деятельность»....

Конспект открытого занятия для воспитателей на тему : " Развитие связной речи детей через театрализованную деятельность"

                          Конспект открытого занятия  на тему  :        « Развитие связ...