Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности
методическая разработка по музыке на тему

Иовлева Валерия Игоревна

В современном обществе резко повысился социальный  статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны. Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Ученые выявили, что в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, заторможенность или развязность и суетливость. У ребят часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, развивают  творческие способности, помогают успешной психологической адаптации ребёнка в социуме. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства. В программе систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано их применение  с учётом возрастных особенностей дошкольников.  Программа включает  в себя планирование различных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) по возрастным группам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotkateatralizovannyy_mir_deteysayt.docx32.72 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 132

общеразвивающего вида  детей Выборгского района Санкт-Петербурга

ПРОГРАММА

«Развитие эмпатии у дошкольников

в театрализованной деятельности ».

Составила муз.рук. Иовлева В. И.

Санкт - Петербург

2018


Аннотация

В современном обществе резко повысился социальный  статус интеллекта. Педагогическая установка на развитие мышления в первую очередь, превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, сопереживают, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. Ученые выявили, что в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, заторможенность или развязность и суетливость. У ребят часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Занятия театрализованной деятельностью не только вводят детей в мир прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию и сопереживанию, активизируют мышление и познавательный интерес, развивают  творческие способности, помогают успешной психологической адаптации ребёнка в социуме.

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности средствами театрального искусства. В программе систематизированы средства и методы театрально - игровой деятельности, обосновано их применение  с учётом возрастных особенностей дошкольников.  Программа включает  в себя планирование различных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой) по возрастным группам.

Программа ориентирует музыкальных руководителей, воспитателей, родителей и социальных партнёров на создание условий для активизации у ребёнка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировоззрения и поведения. Она рассчитана на взаимодействие педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.

Возрастные и  индивидуальные особенности контингента детей

Вторая младшая группа (3-4 лет)

1.Общение ребёнка со взрослым становится внеситуативным.

2.Ведущим видом деятельности ребенка в этом возрасте становится игра. Главной особенностью игры является ее условность. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами - заместителями. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

3.Продолжает развиваться память и внимание,  наглядно-действенное мышление.

4.Начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

5. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем взаимодействуют друг с другом. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимодействия. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек.

7. Начинает складываться сознательное управление поведением.

8.Развиется самооценка;

9. Продолжает развиваться их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек.

 Средняя группа (4-5 лет)

  1.   В  игровой  деятельности  детей  среднего  дошкольного  возраста  появляются  ролевые  взаимодействия. Игровые  действия  начинают  выполняться  не  ради  них  самих, а  ради  смысла  игры. Происходит  разделение  игровых  и  реальных  взаимодействий  детей.

     

 2.  Двигательная  сфера  ребенка  характеризуется  позитивными  изменениями  мелкой  и  крупной  моторики.

  3.  К  концу  среднего  дошкольного  возраста  восприятие  детей  становится  более  развитым. Они  оказываются  способными  называть  форму, на  которую  похож  тот  или  иной  предмет. Совершенствуется  ориентация  в  пространстве.

  4. Начинает  складываться  произвольное  запоминание: дети  способны  принять  задачу  на  запоминание, помнят  поручения  взрослых, могут  выучить небольшое  стихотворение  и  т. д.

   5. Начинает  развиваться  образное  мышление. Дети  способны  использовать  простые  схематизированные  изображения  для  решения  несложных  задач.

    6. Продолжает  развиваться  воображение. Формируются  такие  его  особенности, как  оригинальность  и  произвольность. Дети  могут  самостоятельно  придумать  небольшую  сказку  на  заданную  тему.

     7. Речь  становится  предметом  активности  детей. Развивается  грамматическая  сторона  речи.  Речь  детей  при  взаимодействии  друг  с  другом  носит  ситуативный  характер, а  при  общении  с  взрослым  становится  внеситуативной.

     8.  Изменяется  содержание  общения  ребенка  и  взрослого. Оно  выходит  за  пределы  конкретной  ситуации, в которой  оказывается  ребенок. Ведущим  становится  познавательный  мотив. Информация, которую  ребенок  получает  в  процессе  общения,  может  быть  сложной  и  трудной  для  понимания, но  она  вызывает  у  него  интерес.

       9. У  детей  формируется  потребность  в  уважении  со  стороны  взрослого,  для  них  оказывается  чрезвычайно  важной  его  похвала. Это  приводит  к  их  повышенной  обидчивости  на  замечания. Повышенная  обидчивость  представляет  собой  возрастной  феномен.

         10. В  группах  начинают  выделяться  лидеры.  Появляются  конкурентность, соревновательность.

Старшая группа (5-6 лет)

  1. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными.

 Достижения этого возраста характеризуются:

- распределением ролей в игровой деятельности;

-структурированием игрового пространства;

2. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, а также продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно-логического мышления.

3. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

4. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

5. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

6. Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений);

Цели  программы:

  1. Обеспечение  психологического комфорта и эмоционального  благополучия дошкольников;
  2. Развитие  творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства;
  3. Формированию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, способного к творческой деятельности в любой области;

Программа состоит из четырёх разделов,  соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (от 3 до 4 лет; от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет, от 6 до 7 лет).

В программе выделено два типа задач:

  1. Воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллекта, а также коммуникативных способностей ребёнка средствами детского театра.
  2. Образовательные задачи, которые связаны непосредственно с развитием артистизма и навыков сценических воплощений, необходимых для участия в театральных постановках.

Задачи программы:

- развитие эстетических способностей;

- развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в речи, мимике и пантомимике;

- развитие нравственно-коммуникативных качеств;

- развитие творческого воображения и фантазии;

- формирование у детей интереса к труду и творчеству;

- формирование эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование представления о разных видах театра;

,                          

2 младшая группа (3-4 года)

           Задачи:

  1. Побуждать интерес к театрально-игровой деятельности, создавать необходимые условия для её проведения.
  2. Поощрять участие детей в этом виде деятельности, формируя положительное отношение к ней.
  3. Обучать ориентироваться в музыкальном зале.
  4. Обогащать словарь, формировать умения строить предложения, добиваясь чёткого и правильного произношения слов.
  5. Формировать умение передавать мимикой и жестом основные эмоции.
  6. Развивать умение выступать перед родителями, детьми и сотрудниками детского сада.

Средняя группа (4- 5 лет)

Задачи:

  1. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Расширять представление об окружающих их предметах, о персонажах,         участвующих в театрально-игровой деятельности;
  3. Пополнять и активизировать словарь детей (существительные, глаголы, прилагательные для обозначения действий персонажей);
  4. Закреплять знания о правилах манипуляции с куклами «би-ба-бо»

Старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

  1. Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
  2. Совершенствовать исполнительские умения, используя игровые, песенные и танцевальные импровизации;
  3. Закреплять представления о различных видах кукольных театров;
  4. Обогащать и стимулировать словарь детей;
  5. Стимулировать желание искать выразительные средства для создания образа персонажа (мимика, жест, выразительные интонации)
  6. Развивать память, мышление, воображение, внимание.
  7. Продолжать воспитывать гуманные чувства (отзывчивость, доброту)
  8. Поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках, развлечениях.

Подготовительная группа (6-7 лет)

Задачи:

  1. Совершенствовать всестороннее развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
  2. Развивать творческую самостоятельность детей в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации;
  3. Продолжать расширять знания детей об окружающей действительности театральной постановки (атрибутах, театральных куклах, декорациях);
  4. Совершенствовать умение ориентироваться в музыкальном зале;
  5. Воспитывать уважение  к труду взрослых, бережно относиться к игрушкам, костюмам, декорациям;
  6. Расширять и уточнять представление детей о видах кукольного театра (настольный, верховые куклы, куклы-марионетки и т.п.)
  7. Продолжать активизировать и уточнять словарь детей;
  8. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, мимику, жест, речевую интонацию;
  9. Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей;
  10. Продолжать воспитывать гуманные чувства (честность, справедливость, доброту);
  11. Развивать творческую самостоятельность детей, побуждая передавать настроение, характер музыки пластикой своего тела;
  12. Поощрять желание принимать активное участие в праздниках, досугах, развлечениях;

Принципы  программы и подходы в организации образовательного процесса

 - принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка

- принципы научной обоснованности и практической применимости;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематическом принцип  построения образовательного процесса;

-  решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

- принцип  культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

- главный критерий отбора программного материала — его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры (классической и народной — как отечественной, так и зарубежной);

- варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

- преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Приоритетное  направление деятельности 

  • Направленность  на  нравственное  воспитание,  поддержку  традиционных  ценностей.

- Воспитание  уважения  к  традиционным  ценностям, таким  как,  любовь  к  родителям, уважение  к  старшим, заботливое  отношение  к  малышам, пожилым  людям;

 - Формирование  традиционных  гендерных  представлений;  

- Воспитание  у  детей  стремления  в  своих  поступках  следовать  положительному  примеру.

  • Направленность  на  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей.

 Одной  из  главных  задач, которую  ставит  Программа  перед         воспитателями, является  забота  о  сохранении  и  укреплении  здоровья  детей,  формирование  у  них  элементарных  представлений  о  здоровом  образе  жизни,  воспитание  полезных  привычек, в том  числе  привычки  к  здоровому  питанию, потребности  в  двигательной  активности.

Планируемые результаты освоения Программы 

Развитие творческой активности дошкольников различными средствами театрального          искусства.

Использование программы позволяет стимулировать способности детей к образному восприятию окружающего мира, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его.

Подведение итогов:

  1. Показ театральных постановок;
  2. Выставка рисунков – впечатлений от просмотра спектаклей;
  3. Обсуждение театральных постановок всеми участниками педагогического процесса;

Промежуточные результаты 

 Мониторинг  осуществляется  в  начале (октябрь) и  конце (май) учебного  года, используя  метод  наблюдения. Наблюдения проводят с целью оценки планируемых и итоговых результатов освоения программы «Театрализованный мир детей».

          Дополняются  наблюдения  свободным  общением  педагога  с  детьми, беседами, играми,

            а также диагностическими заданиями.

II. Содержательный раздел.

 Планирование образовательной деятельности

Учебный план.  Младшая группа

Виды творческой деятельности

Методы творческой деятельности

Средства творческой деятельности

Репертуар

Сентябрь - ноябрь

Игровое творчество

Обучение сочинению коротких сказок

Настольный театр

«Мишка ходит в гости», «Кукла заболела», «Весёлый котик»

Песенное творчество

Обучение сопровождать движения куклымелодией на слогах

Настольный театр мягкой игрушки

«Медведь»,  «Лиса»,  «Зайчик»

       

  Танцевальное творчество

Привитие желания двигаться под музыку

Свободная пляска персонажей из сказки «Курочка Ряба»

Русские народные мелодии в сопровождении фортепьяно

Декабрь – февраль

Танцевальное творчество

 Продолжать обучение детей к сочинению коротких рассказов

Иллюстрации

Книжки: «Мышки и слон», «Мишка и малина»

Песенное творчество

Сочинение вместе с детьми небольших попевок в жанре колыбельной

Мягкая игрушка Собачка

«Колыбельная для собачки», «Пляска Собачки»

Танцевальное творчество

Воспитание желания двигаться под музыку

Исполнение на фортепиано

«Танец Снежинок»

«Танец зайчиков»

Март – май

Игровое

творчество

Поддерживание желание детей сочинять небольшие сценки

Театр игрушек «Би-ба-бо»

«День рождения

Песенное творчество

Сочинение вместе с детьми попевок в жанре плясовой

Костюм, декорации, атрибуты

«Песенка Кошечки»,

«Курочка Ряба»

Танцевальное творчество

Обучение самостоятельно придумать танцевальные движения

Фонограмма, костюмы, игрушки

Танцевальные импровизации с куклой. Свободная пляска трёх медведей.

Учебный план. Средняя группа

  1. Виды творческой деятельности

Методы творческой деятельности

Средства творческой деятельности

Репертуар

Сентябрь-ноябрь

Игровое творчество

Сочинение детьми коротких сказок

Настольный театр мягкой игрушки

«Встреча в лесу»

«Медведь  и лиса»

«Зайка и Ослик»

Песенное творчество

Обучение Настольный театр «Маша и медведь»,

сопровождать движения куклы песенкой собственного сочплоскостной игрушки

«Лиса и Заяц»

инения

Танцевальное творчество

Воспитание желания двигаться под музыку

Фонограммы, видео

Свободная пляска персонажей из сказки «Репка»

Декабрь-февраль

Игровое творчество

Поощрение стремления детей придумывать диалоги действующих лиц в сказках

Настольный театр плоскостной игрушки

«Бабушка и внучка»; «Кот и Лиса»; «В гостях у Деда Мороза»

Песенное творчество

Обучение детей сочинению песенки на отдельные слоги в жанре колыбельной, плясовой

Крупная мягкая игрушка

«Колыбельная для Мишки»; «Пляска куклы»

Танцевальное творчество

Импровизация танцевальных движений под музыку различного характера

Фонограмма

«Танец Петрушек»;

«Танец Снежинок»

Март – май

Игровое творчество

Коллективное сочинение детей небольших сказок, рассказов

Настольный театр мягкой игрушки

«День рождения Мишки»; «Маша и Жучка»

Песенное творчество

Сочинение песенок на заданный текст

Костюмы, декорации, атрибуты

«Песенка Петушка», «Заюшкина избушка»

Танцевальное творчество

Воспитание эмоционального отношения к музыке через танцевальные движения

Фонограммы, видео, шапочки зверей, птиц, мягкие игрушки, куклы

Свободная пляска «Козы и козлят» из сказки «Волк и семеро козлят». Танцевальные импровизации с

куклами

Учебный план. Старшая группа

  1. Виды творческой деятельности

Методы творческой деятельности

 Средства творческой деятельности

Репертуар

Сентябрь-ноябрь

Игровое творчество

Обучать  детей вжШапочки зверей,

«Весёлые зайцы»,

иваться в создаваемый образ, находя для этого наиболее выразительные средства

Фонограмма, видео

«Петушок – золотой гребешок»

Песенное творчество

Сочинение вместе с детьми музыки в жанре марша, танца (русская народная пляска, вальс, полька)

Куклы «Би-ба-бо»

Фонограмма

«Урожайная», «Золотая осень»,

«Есть у нас огород»

Танцевальное творчество

Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей

Театр мягкой игрушки, кукольный театр «Би-ба-бо»

«Упражнение с листьями», «Танец с зонтиками», «Разноцветная игра»

Декабрь-февраль

Игровое творчество

Поощрять инициативу и активность детей при создании образов

Шапочки зверей, элементы костюмов, фонограмма

«Мышата», «Лошадки», «Зайчики»

Песенное творчество

Обучение сочинению песни в характере своего героя

Настольный театр,

Театр мягкой игрушки

«Новогодняя – хороводная», «Лиса и зайцы»

Танцевальное творчество

Побуждение к импровизации танцевальных движений (вальс, полька, народный Театр мягкой игрушки, кукольный театр «Би-ба-бо»

«Снежинки», «Герои сказок», «Лиса и заяц»

танец)

Март-май

Игровое творчество

Создание образов персонажей сказкКостюмы персонажей спектакля, атрибОбразы: Буратино, Мальвины, Пье

и, обучение партнёрским отношениям

уты, видео

ро, Карабаса-Барабаса

Песенное творчество

Воспитание устойчНастольный театр, «Девочка чумазая

ивого интереса к песенному творчеству

видео

»

А.Барто

Танцевальное творчество

Поиски выразительных движений для передачи характеКостюмы персонажей, атрибуты, необходимые для танце«Птичка польку танцевала», «На балу у Золушки»

рных особенностей персонажей

вальных импровизаций, фонограмма, видеопросмотры

Учебный план. Подготовительная группа

Виды творческой деятельности

Методы творческой деятельности

Средства творческой деятельности

Репертуар

Сентябрь - ноябрь

Игровое творчество

Инсценирование знакомых сказок

Атрибуты, костюмы, видеопросмотры

«Репка», «Заяц-хваста», «Теремок»

Песенное творчество

Сочинение песни в определённом жанре на заданный текст, в характере своего героя

Мягкие игрушки

«Колобок», «Под зонтом»

Танцевальное творчество

Передача настроения музыки танце

«Танец с зонтиками», «Матросски

Фонограмма, костюмы, атрибуты

вальными движениями, пластикой

й танец», «Кошки-мышки»

Декабрь-февраль

Игровое творчество

Сочинение новых сказок, используя персоШапочки зверей, атрибуты, декора«Три поросёнка»,

нажей хорошо знакомых сказок, изменение характеров героев на противоположный характер

ции

«Лисичка-сестричка и Серый волк», «Кот Леопольд»

Песенное творчество

Сочинение детьми пеВыбор средств п

сен на собственные стихи

о собственному желанию и замыслу

Танцевальное творчество

Создание танцевальных образов персонажей пластикой своего тела, театральными куклами различных систем

Настольный театр, мягкий игрушки, кукольный театр «Би-ба-бо»

«Танец Феи», «Балерина», «Кошечка»

Март – май

Игровое творчество

Коллективное сочиАтрибуты, необх«Счастливый слу

нение пьесы из жизни детей и разыгрывание её

одимые для данной постановки

чай», «На прогулке», «Вечером дома»

Песенное творчество

Коллективное сочинение оперы на заданный текст

Ширма, кукольный театр, декорации, атрибуты

«Зайкин праздник»

Танцевальное творчество

Импровизирование на современную детскую, эстрадную музыку

Выбор средств по желанию

«Вальс цветов», «Богатыри», «Времена года»

Перспективный план взаимодействия музыкального руководителя с детьми ГБДОУ №132 Выборгского района г. Санкт-Петербурга

  2018 - 2019 уч. год

Театрализованная деятельность

Возрастная категория

Театральные  постановки

Младшая группа

«В лес за грибами»

«Ягодка»

«Курочка Ряба»

Средняя группа

«Теремок»

«Колобок»

«Три мамы»

Старшая группа

«Под зонтом»

«Морозко»

«Мамины помощн

ики»

Подготовительная группа

«Осенняя сказка»

«Золушка»

«В гости к Весне»

Перспективный план работы музыкального руководителя  с родителями (2018-2019 уч. год)

Формы работы

Период прохождения

1.Оформление информационных листов и методических рекомендаций по эстетическому развитию дошкольников

В течение года

2.Проведение индивидуальных консультаций по театральной деятельности дошкольников

В течение года

3.Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, пособий, костюмов

В течение года

4. Привлечение родителей к активному участию в утренниках и вечерах досуга

В течение года

5. Анкетирование родителей с целью помочь организовать домашние театральные постановки

Сентябрь-май

6. Использование в работе Интернет-ресурсы

В течение года

Диагностические задания для творческого проявления дошкольников, помогающих ему  в успешной театрально-игровой деятельности

  1. Эмоциональность (мимика)

Задание №1: прочесть знакомое стихотворение

Задание №2: показать смеющегося, плачущего, удивлённого, сердитого человека.

№1 – для младшего дошкольного возраста;

№2 – для старшего дошкольного возраста;

  1. Речь

Задание №1: беседа взрослого с ребёнком о его семье, о нём самом;

Младший возраст – с помощью взрослого

Старший возраст – с частичной помощью взрослого;

  1. Коммуникативность

Задание №1: в руках у ребёнка и взрослого куклы «Би-ба-бо», куклы встречаются друг с другом и:

- здороваются

- спрашивают друг у друга о здоровье

- прощаются

Задание №2: кукла празднует День рождения. К ней приходят гости и:

- поздравляют, дарят подарки;

- кукла благодарит, приглашает к столу;

- кто-то из гостей нечаянно пролил чай – попросить прощения, разыграть роль хозяйки;

№1- младший возраст

№1 и №2 – старший возраст

  1. Внимание и творческое воображение

Задание №1: после прослушивания музыкальных фрагментов ответить:

- кого встретил Колобок? (Волка, Петуха, Собаку, Кошку).  Дети старшего дошкольного возраста аргументируют свой ответ.

Задание №2: определить, чьи шаги слышишь (Бабушки, Зайчика, Медведя) Для детей старшего дошкольного возраста.

  1. Память

Задание №1: повторить после нескольких прослушиваний небольшой незнакомый стишок. В младшем возрасте с помощью взрослого.

Задание №2: повторить после нескольких прослушиваний небольшую незнакомую попевку.  В младшем возрасте с помощью взрослого.

  1. Пантомимика

Задание №1: изобразить движениями: Кошку, Собаку, Петуха, Лягушку

Задание №2: показать только жестом:

- Стой на месте!

- Идём со мной!

- До свидания!

- Я тебя люблю!

- Я боюсь!

III. Организационный раздел

Материально – техническое  обеспечение  Программы 

Использование в работе:

- Методических  материалов;

- Здоровьесберегающих технологий  ( бодрящая гимнастика);

 -Педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста (А.Г.Гогоберидзе и др.)

- Игровые технологии (сюжетно-ролевые игры, приёмы мнемотехники фольклорные игры);

 - Проектную деятельность;

   

Развивающая  предметно – пространственная  среда  

                               

  • Пианино
  • Музыкальный центр
  • Магнитофон
  • Кассеты,  диски  с различными музыкальными произведениями;
  • Нотная литература
  • Детские музыкальные инструменты
  • Атрибуты
  • Костюмы
  • Иллюстрации
  • Музыкально-дидактические игры
  • Различные виды театров:

- кукольный театр «Би-ба-бо»

- настольный театр

- театр мягкой игрушки

Список литературы:

  1. «Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста» Новикова Г.П. АРКТИ, Москва 2002;
  2. «Улыбка судьбы» Медведева И., Шишова Т., Москва «Линка-Пресс», 2002;
  3. «От потешек к пушкинскому балу» Царенко Л., Москва «Линка-Пресс» 1999;
  4. «Кукольный театр – дошкольникам» Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Москва. Просвещение 1990;
  5. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников» Чурилова Э.Г., Москва, Владос, 2001;
  6. «Кукляндия» М.И.Родина, А.И.Буренина, «Музыкальная палитра» Санкт –Петербург, 2008

«Театрализованные игры» С.Мерзлякова, Москва, Обруч, 2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие эмоциональной сферы дошкольника средствами театрализованной деятельности

Эмоциональная сфера дошкольника Из опыта моей работы Театрализованная деятельность в детском саду, как коррекция эмоциональных проблем....

Развитие связной речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности (краткое содержание)   Становление связной речи – актуальная задача на рубеже подготовки детей  к школьному обучению...

Развитие креативного потенциала дошкольников через театрализованную деятельность

Одной из основных задач дошкольного воспитания на современном этапе является развитие  креативной личности, имеющей нестандартный взгляд на проблемы, отличающейся инициативностью, любознательност...

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Развитие эмпатии у дошкольников в театрализованной деятельности

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально-экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Госуд...

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...