«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Сыропятова Марина Юрьевна

 

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации   ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства,   как   мощного средства развития их творческих способностей.

Детство каждого из нас проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по-своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них: на красавицу Принцессу, озорного Буратино, добрую Фею. Игры детей можно рассматривать как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. Особое значение в детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять театрализованной деятельности, всем видам детского театра, потому что они помогают:

·         сформировать правильную модель поведения в современном мире;

·         повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным   ценностям;

·         познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, привить устойчивый интерес;

·         совершенствовать навык воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов, побуждать к мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т.е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.        

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. С умственным развитием связано и совершенствование речи.

Любовь к театру становится ярким  воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Работу над этой темой я начала еще в старшей группе. Проведя мониторинг детей по формированию речевой культуры, было выявлено, что у многих детей есть различные нарушения речи. Особенно страдала звуковая культура речи, её интонационный и грамматический строй. У многих детей вызывало затруднение составить рассказ из нескольких предложений. Я решила с детьми заняться театрализованной деятельностью, так как мне эта тема очень близка и дети в моей группе очень любят играть в театр. Мне стало интересно проверить, как можно использовать театральную деятельность в формировании речевой культуры  и развитии творческих способностей детей.

Я  начала работу с  составления плана работы. Для себя наметила два направления для деятельности: развитие творческих способностей детей и речевой культуры через театрализованную деятельность. Поставила перед собой такие задачи:

·         Вызвать интерес к театрализованной деятельности и желания выступать вместе с коллективом сверстников.

·         Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности (мимика, жесты, движения). Помогать в создании выразительных средств.

·         Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

·         Учить согласовывать свои действия с действиями партнера (слушать, не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру).

·         Совершенствовать звуковую культуру речи.

·         Развивать разговорную, диалогическую речь в соответствии с сюжетом инсценировки.

·         Развивать речевую культуру.

Выбрав тему, я изучила литературу по театрализованной деятельности: Т.С.Григорьева программа «Маленький актер», О.В.Гончарова программа «Театральная палитра». Взяв за основу эти программы, согласно возрастным особенностям детей, я составила ежегодное перспективное планирование, которое включало в себя  знакомство с театральными профессиями, с театральной лексикой, знакомство с различными театрами, разучивание стихов, работу над этюдами, игры – драматизации, инсценировки, изготовление кукол – самоделок вместе с родителями, ознакомление с различными видами кукольного театра.

В группе создан театрализованный уголок.  При проектировании театрального уголка в группе учитывались возрастные, индивидуальные особенности ребенка, предусматривалась возрастная  адресованность оборудования и материалов. Учитывались и полоролевые особенности  детей т.е. в театральном уголке размещено оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек. Театральная среда в группе разнообразна и динамична, способствующая формированию различных видов деятельности, в процессе которых  развивается творчество детей.  Театральный уголок в группе включает в себя различные виды театров:

·        Настольный театр

·        Театр резиновой игрушки

·        Театр мягкой игрушки

·        Театр масок

·        Пальчиковый театр

·        Теневой театр

·        Театр варежка

·        Театр бибабо

·        Театр картинок ( фланелеграф)

·        Театр ложек

·        Элементы декорации

 

В группе оборудована костюмерная, в которой есть юбочки, косынки, фартуки, рубашки и другие элементы костюмов, шапки - маски.

Для того чтобы детям было легче ориентироваться, я подбираю произведения, соответствующие программе, помещаю иллюстрации к сказкам разных художников для рассматривания и сравнения их. Дети с удовольствием пользуются этими материалами в свободное время.

Я стала включать театрализованные игры в НОД, в режимные моменты, в самостоятельную деятельность детей.  На занятия по математике к нам приходит  Незнайка, который ничего не знает и очень любопытен. При прочтении сказки, мы с детьми стараемся обыграть её по ролям, используя при этом различные виды театров. В свободное от занятий время мы с детьми мастерим различные виды театров, декорации к сказкам. Репетируем в театральном уголке сказки для малышей. Каждый четверг у нас « Вечер театра» , на котором всегда в гостях различные виды театров: настольный, плоскостной, театр игрушек ,пальчиковый, фланелеграф, теневой, кукольный. Все это вызывает неизменный интерес, в результате  чего,  дети стали отражать свои впечатления в самостоятельном художественном творчестве: рисуют, лепят. У детей появилось желание самим активно действовать.

Спектакль не самоцель, а повод, чтобы заниматься, поэтому я не требую от детей дословной передачи текста, в процессе репетиций они говорят своими словами. Интонацией, жестом, мимикой выражают свое понимание, видение роли. Каждый образ, созданный ребенком - неповторим. В нем сливаются его характерные черты с особенностями личности ребенка, его манерой держаться и выражать себя.

Так, в процессе подготовки спектакля «Красная Шапочка» у нас было несколько Красных Шапочек, несколько волков. Все они разные, неповторимые, каждый внес в образ героя свою искорку творчества. Цель моя была достигнута, я смогла вызвать интерес у детей к театральным  играм, добиться выразительности речи, раскрепостить их в общении, развитии  творческих способностей.

Я знакомила детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировала средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагала различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство. Например, ситуация «потерялись на улице» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.).

Здесь я задействовала любые средства выразительности (мимика, жест, пантомимика и т.п.). Например, предлагала детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого я использовала карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях. В дальнейшем использовались графические модели различных эмоций, разыгрывались  и  мини-сценки, этюды.

Спектр человеческих чувств, эмоций достаточно обширен, и овладеть им дети могут при помощи волшебного слова, «как будто», имеющего для них особую магическую притягательность.  Я предлагала детям следующие задания:

а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;

б) Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего  одуванчика;

в) Взять со стола нитку, как будто это – змея, горячая картошка, пирожное;

г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это – канат, широкая дорога, узкий мостик;

д) Прогуляться по «как будто» многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно.  

С детьми мы устраивали и игры-представления с куклами, которые  изготавливали из подручного  материала. Чудесные превращения происходили и при помощи различных тряпочек, ленточек, ниток. Разновидностью театрализованной игры стала игра в переодевание. Для её организации брались вещи из костюмерной (платье, шляпки, пиджаки). Всё, чего не хватало для выразительности образа, дорисовывало воображение ребёнка. И вот передо мной уже не бессловесное существо, а образ короля  или «лисички-сестрички». Важным средством образной выразительности является интонация. Предлагая детям произносить отдельные слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть), я добивалась от детей выразительности и естественности речи. Для этого использовала различные художественные произведения: стихи, басни, сказки, диалоги. В своей работе я использовала упражнения по  технике  речи (чистоговорки, разминка языка, различные звукоподражания).

Читая детям мини-диалоги в стихах, мы тут же разбирали характеры героев, и дети изображали их . Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребёнка к духовному богатству, накопленному человечеством. Ребёнок наполовину живёт в воображаемом, нереальном мире, и не просто живёт, а активно действует в нём, преобразовывает его и себя.

Я стараюсь способствовать тому, что бы знания ребёнка о жизни, его желания и интересы естественно вплетались в содержание театрализованной деятельности.

И конечно же при занятии театрализованной деятельностью не обошлось без помощи родителей. В родительском уголке я выставляла рекомендации по театральной деятельности:

·        « Как правильно разучивать стихи?»

·        «Театр в жизни вашего ребенка.»

·        « Как организовать домашний театр?»

·          «Развитие творческих способностей  детей  дошкольного возраста через  театральные игры»

·           « Развитие выразительности речи посредством театрализованной деятельности»

Привлечение родителей к участию  в наших праздниках, досугах. Совместное изготовление родителями и детьми атрибутов, различных видов театров. Была организована фото выставка на тему : « Театр в жизни вашего ребенка»

Итак, проведя мониторинг  и сравнив результаты развития детей на начало занятия театрализованной деятельностью  и в конце можно подвести итог: театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Она благоприятно влияет на развитие речевой культуры детей, его разговорную и диалогическую речь.

Таким образом, развитие театрализованной деятельности – это долгая работа, которая требует включение всех участников образовательного процесса (воспитателей, детей и родителей). Она требует использования разнообразных приемов, различных интересных форм проведения развлечений, праздников, досуга, где все являются равноправными участниками, создания определенных условий, использования различных видов театров, художественной литературы, загадок, стихов, телепередач, видеофильмов, картин.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника шко...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

презентация "«Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Театр – один из доступных видов искусства для детей, помогающий решить актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:-с художественным образованием и воспитанием;-формированием эс...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

Средством  формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Мастер-класс для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Мастер-класс для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"...