Главные вкладки

    Доклад "Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству
    методическая разработка по развитию речи по теме

    Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Эту проблему пытаются решить педагоги и узкие специалисты в дошкольных учреждениях через разные виды деятельности.

                Известно, что различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка  является  самым эмоциональным видом искусства.  «Все начинается с детства». Нам хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально.

    На музыкальных занятиях  происходит знакомство дошкольников с окружающим миром через музыкальные образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи.

                Музыкальные звуки, так же, как и речь воспринимается слухом. Приобретенные в дошкольном детстве способности воспринимать высоту звука и ритм, выразительность мелодии способствуют формированию у ребенка основы для развития речи и музыкальности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pedsovet.docx31.95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «Детский сад №8 «Якорек» комбинированного вида»

    Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

    (доклад)

    подготовила

                                                         музыкальный руководитель

    Старченко Любовь Анатольевна

    ЗАТО Александровск

    2012

    Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству

    Проблема развития речевого общения стала особенно востребованной обществом в наши дни, когда к личности выпускника ДОУ предъявляются более высокие требования как к личности будущего первоклассника школ нового типа, обучение в которых ведется по интенсивным программам. Эту проблему пытаются решить педагоги и узкие специалисты в дошкольных учреждениях через разные виды деятельности.

            Известно, что различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка  является  самым эмоциональным видом искусства.  «Все начинается с детства». Нам хорошо известны эти слова В.Сухомлинского. С детского сада и нужно развивать ребенка эмоционально.  

            На музыкальных занятиях  происходит знакомство дошкольников с окружающим миром через музыкальные образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи.

            Музыкальные звуки, так же, как и речь воспринимается слухом. Приобретенные в дошкольном детстве способности воспринимать высоту звука и ритм, выразительность мелодии способствуют формированию у ребенка основы для развития речи и музыкальности.

            Работа по развитию речи проходит через все виды музыкальной деятельности: восприятии музыки (слушание), исполнительстве (в пении, хороводах, играх), творчестве, образовательной деятельности.

    Слушание музыки и музыкально – исполнительская деятельность детей  содействуют становлению звуковой культуры речи. Характеризуя  музыкальное произведение, в беседах о музыке, ребенок использует большое количество качественных прилагательных. В песнях, играх, хороводах совершенствуется не только речь дошкольников, но и  проявляются их творческие способности.

            Одним из эффективных направлений работы по формированию речевой культуры дошкольников является театрализованная деятельность, через которую происходит совершенствование диалогов и монологов.

    Театрализованная деятельность – важнейшее средство формирования выразительной речи, а так же развития эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

    Вместе с тем ныне в дошкольным учреждениях развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах ее организации.

    Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего "зрелища" на праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только тексты, но и интонации и движения в ходе неоправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть "хорошим артистом". И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителям. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободную игровую деятельность.

    Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательством взрослого. Правда, на практике оно часто перерастает в полное отсутствие внимания с его стороны к этому виду игровой деятельности: дети предоставлены самим себе, а, воспитатель только готовит атрибуты для "театра". Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюмов, фигурок героев...

    Младших дошкольников это привлекает прежде всего из-за возможности переодеться, а значит - измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5 - 7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

    Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений.

    Поэтому, воспитателям, музыкальному руководителю и другим узким специалистам необходимо проводить целенаправленную работу по развитию театрализованно-игровой деятельности в дошкольных учреждениях.  Организованная работа будет способствовать тому, что театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

    Работа по развитию речи детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных  видов игр: речевых, голосовых, творческих музыкальных игр, упражнений и этюдов, ритмопластики

            Игровая ситуация создает психологическую установку, «настраивает» психику ребёнка на музыкальную деятельность. Искусство и игру роднят свобода творчества, эмоциональная насыщенность, условность действий, ситуаций, языка, обобщенное представление окружающей действительности, получение удовольствия, обязательное выражение отношения к происходящему и выявление личностного смысла.

    Приведем несколько примеров музыкально - творческих и театрализованных игр.

    Живая картина (творческие игры)

    Задача. Передать общий характер музыкального образа с помощью выразительной пластики, пантомимы.

    Игровые действия. Использование стилизованной рамы для картины, действие в воображаемом ноле.

    Ход игры.

     В этой игре дети осмысливают художественную идею и передают её в статичной пластике тела. После прослушивания музыки педагог вводит детей в игру. Он рассказывает о том, что в музеях выставляют на обозрение зрителей картины и скульптуру. Музеи бывают разные, и в них могут выставляться самые необыкновенные экспонаты. Предлагает детям устроить выставку «живых» картин. Натягивается лента-рамка, и дети, застыв в выразительной позе, изображают свои музыкальные образы.

    Скульпторы (творческие игры)

    Правила игры. Передать характер музыкального образа с помощью пантомимы.

    Игровые действия. Действие в воображаемом поле.

    Ход игры.

     Педагог предлагает детям поиграть в скульпторов. Дети разбиваются на пары. Один ребёнок исполняет роль скульптора, а другой - «глины». Ребёнок-скульптор придаёт «глине» форму в соответствии с собственными впечатлениями о прослушанной музыке. Ребёнок - «глина» должен быть послушным, «мягким» и податливым, как настоящая глина. Когда работа над «скульптурой» завершена, скульптор рассказывает всем о своём художественном замысле, средствах, которыми он передан.

    «Кто как поет» (голосовая игра)

    В этом упражнении даются представления о регистрах. Средний регистр прочитывается обычным мягким голосом, женским или мужским, но ближе к фальцету. Цыпленка нужно изобразить высоким тонким голосом, а тигренка и бычка - низким, грудным. Пусть дети попытаются показать, как рычит тигр и мычит бычок.

    Хочешь научиться пенью?

    Ты, дружок, имей терпенье.

    В мире звуки хороши

     К ним прислушаться спеши!

    В музыке лишь три регистра —

    Есть высокий, средний, низкий.

     Мой природный голосок —

     Он не низок, не высок.

     Я им песенки пою

    Или просто говорю.

    У цыпленка голос тонок,

    Послушай, как пищит цыпленок: «Пи-пи-пи».

    И тигренок не молчит —

    Низким голосом рычит: «Рррр!»

    А бычок мычит упрямо,

     Просит молока у мамы,

     Терпеливо маму ждет,

    Толстым голосом поет: «Мууууу!»

    Высоко щебечут птицы: чик-чирик, чик-чирик

     Светит солнце высоко

    Будем песни петь учиться

    Быстро, весело, легко.

    Театрализованный этюд (для детей и родителей).

    На лесной дорожке

    Действующие лица: автор, мама, дочка.

    Автор.

    Шла Маринка за грибами,  

    Вдруг она прижалась к маме.

    Маринка.

    Мама, мамочка, постой

    -Муравей ползёт большой!

     Он укусит!

    Мама. Мы вдвоём сладим, дочка, с муравьем.

    Только он не тронет нас

    -Делом занят он сейчас.

    Автор.

    У кого работа есть, 

    Тот не станет в драку лезть.

                                                                   (Г. Ладонщиков)

    Логоритмическая игра  «МЕДВЕЖОНОК В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

    Дети становятся в круг, выполняют движения вместе с педагогом, проговаривая текст.

    Почему-то в декабре (январе, феврале) Дети идут по кругу прогулочным шагом

    Мишенька не спал  (звучит спокойная музыка).

    За окошком на дворе

    Белый снег лежал.

    УПРАЖНЕНИЕ «ПОДУЕМ НА СНЕЖИНКУ»,

    Упражнение на развитие певческого дыхания: дети дуют на воображаемую снежинку на ладони.

    Снег, сне-жок,                              Три хлопка перед собой.

    Мягкий, белый как пушок.               Мягкие движения сверху вниз двумя руками.

    Поразмяв немного ноги,                   Потереть колени двумя руками.

    Вышел Мишка из берлоги.             Ходьба медвежьим шагом под музыку по кругу. В конце останавливаются, поворачиваются лицом в круг.

    Что такое, почему,   Развести руки в стороны с поворотом туловища вправо и влево (изобразить удивление)

    Белая дорога... Плавно взмахнуть внизу двумя руками.

    Кто насыпал, не пойму,        Пожать плечами с поворотом вправо-влево

    Сахару так много?

    Сахар вкусный, белый, сладкий                    Улыбнуться, облизнуть язычком губы

    Зачерпнул снежок он лапкой.                 Наклониться, одной рукой «зачерпнуть снег».

    Не пойду за ложкой, Покачать головой слева направо (жест: «нет»).

    Так поем немножко.                                           Махнуть свободной рукой вниз.

    Он не сладкий, мёрзнут лапы. Поднести руку «со снегом» ко рту, «слизать снег с лапы». Потереть ладони.

    Помогите, мама с папой!    Взяться двумя руками за голову и покачать головой.

    Прибежали мама с папой, Ходьба на месте медвежьим шагом в быстром темпе под музыку.

    Тёплый шарфик принесли,               Скрестить руки на груди.

    Отогрели Мишке лапы,   Погладить поочерёдно то одну кисть, то другую. Сесть на пол.

    В дом с собою увели.

    Дома Мишку напоили

    Сладким чаем с пирогом.

    Горло Мишеньке лечили Мёдом с тёплым молоком. Одна рука изображает чашку, другой помешивать ложкой. Подносить ко рту то одну ладонь, то другую.

    И сказал Мишутке папа: Покачаться вправо-влево.

    «Спи, сынок мой косолапый, Погладить себя по голове одной, затем другой рукой. Сложить руки под щёчку.

    Потому, что до весны

    Все медведи спать должны»

    Стала мама петь Мишутке: Кивнуть головой два раза.

    «Баю-бай, усни, малютка. Сложить руки колыбелькой, покачать.

    Ты закрой, сыночек, глазки                  Лечь на бочок, закрыть глаза. Расслабиться.

     И во сне увидишь сказки»                                            

                                                                                                                 Е.Е.Соколова

    Звучит колыбельная песня в исполнении воспитателя, дети отдыхают, слушают. Затем детям раздать игрушечных медвежат, предложить спеть свою колыбельную песню (песенное творчество детей).

    В заключении хочется сказать, музыка и художественно - театрализованная деятельность – это то, что дети больше всего любят. Спросите дошкольника, что ему нравится делать больше всего в детском саду и дома? Ответ не заставит себя долго ждать: дети любят петь, танцевать, играть, смотреть и инсценировать сказки. Используя эту привязанность детей к музыкальному и театральному искусству, можно повысить качество любого занятия, сделать его более привлекательным для ребенка, помочь ему развить речь, творческие и музыкальные способности,  а значит,  способствовать всестороннему развитию личности ребенка.

    Используемая литература

    1. «Музыкальная палитра»  учебно-методический и музыкально-литературный журнал для музыкальных руководителей ДОУ. - СПб. -2003. - №1.
    2. «Музыкальный руководитель» методический журнал для муз.руководителей. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»  2010. - №2.
    3. Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 176.
    4. «Колокольчик» - музыкально-методический журнал. - СПб.: 2012. - №49.
    5. Буренина А.И. «От игры до спектакля»
    6. Акулова О.А. Театрализованные игры. / Журнал "Дошкольное воспитание" 2005. - № 4


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

    В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

    Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству.

    Формирование речевой культурыи развитие творческих способностей дошкольников через приобщение их к искусству....