Технологическое описание опыта "Развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к художественному и ручному труду".
статья по аппликации, лепке на тему

Чистова Наталья Валерьевна

Данный опыт представлен на районный фестиваль педагогического мастерства - 2016

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx295.39 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Канашская средняя общеобразовательная школа»    

 Шадринского района Курганской области

C:\Users\Admin\Desktop\IMG_9680.jpg

Чистова Наталья Валерьевна

воспитатель дошкольной группы

1 квалификационная категория

Тема опыта:   Развитие творческих способностей дошкольников через    

                         приобщение к художественному и ручному труду. 

 

                                                              2016 г.

Технологическое описание опыта

"Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок".

(В.А.Сухомлинский)

Цель опыта: развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.

Задачи:

  • обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов, теста.
  • развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
  • изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера
  • изготовление поделок вместе с родителями.
  • воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.

Возраст детей: 2 младшая  группа (3-4 года)

Актуальность опыта: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование,- особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни.

Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок , теста, пластилина и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна:   Отличительной особенностью данного опыта является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Существует необходимость во взаимодействии с детьми по данному направлению, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Направления работы:

1. Развитие творческих способностей

2. Художественно-эстетическое развитие

3. Познавательное развитие

Основной формой работы является образовательная деятельность один раз в неделю – 32ч. Индивидуальная работа предполагается в свободное от ОД и вечернее время, направленное на решение конкретных задач. Длительность составляет: 10-15 минут.

Содержание работы:

Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом провести знакомство со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых этапах ОД идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование  художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности. Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников.

Использование тематического принципа построения образовательной деятельности позволяет варьировать их в зависимости от умений и навыков детей, добиваться более значительного результата. Такие циклы очень мобильны, ими легко пользоваться.

Тематические циклы дают возможность создавать с детьми из разных материалов общие композиции, позволяющие использовать их в оформлении, дает возможность объединить детей в группы для коллективных работ. Коллективная форма проведения ОД помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные: парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Количество ОД, входящей в любой из тематических циклов, не может быть четко фиксировано, оно во многом зависит от того, делается работа всей группой или же делается детьми одной возрастной группы. Использование тематических блоков позволяет переводить ОД из одной темы в другую, заменять одно задание другим, не меняя при этом основной цели – развитие художественно-творческих способностей детей во время работы с различными материалами. При проведении анализа работы использовать различные игровые упражнения и дидактические игры. Во время их проведения в занимательной форме дошкольники учатся находить достоинства и недостатки своих работ и поделок других детей.

Методы и приемы обучения:

1. Наглядные (показ воспитателя, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование   скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки).

Этапы работы:

Вся образовательная деятельность делится на 3 этапа.

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Работа с воспитателями  предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары -практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи.

Ожидаемый результат: дети познакомятся с различными материалами и их свойствами, научатся некоторым приемам преобразования материалов, видеть необычное в обычных предметах, разовьют мелкую моторику рук, разовьют познавательные, конструктивные , творческие способности, интерес к результату и качеству поделки.

Формы подведения итогов реализации данного опыта являются: выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах дошкольных групп, школы.

Перспективное планирование дополнительного образования детей является вариативым, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм ОД, времени прохождения материала.

Перспективное планирование работы :

Апрель  2015г    

1.Просмотр коллекции « Бобовые и Зерновые» .

2.Коллективная работа «70 лет Победе» из зерна, фасоли, бобов и мятой бумаги.

3. Аппликационная лепка (пластилин)  

«Салют»,»9 Мая».

4. Коллективная работа»Бой» из семян арбуза и пластилина.

 Обогащать знания детей о разнообразии природного материала и его использовании в поделках; продолжать учить делать поделки из этого материала; способствовать коллективной деятельности, умению планировать свою работу; доводить начатое дело до конца .

Материал: разные виды фасоли, клей ,пластилин, семена.

Познакомить детей с разнообразным природным материалом ; познакомить с  правилами безопасной работы ; учить делать поделки, творчески мыслить

Май

1.»Мы помним»-фасоль,мятая бумага, пластилин.

2. «Полоски и кружочки» .

3.»Веселые крестики».

4.»Дождик» -коллективная работа.

Июнь

1. Поделка  "Цветочная поляна".

2.Коллективная работа « Гуси-лебеди».

3.Поделка «Бабочки».

4.Коллективная работа «Радужное лето».

Сентябрь

1.»Хлеб-всему голова».Коллективная работа к юбилею Т.С.Мальцева

2. Аппликация из мятой бумаги «Курочка с цыплятами».

3. «Паучья семейка».

4. «Кошки-мышки».

 Познакомить с особенностями лепки, формирование творческого отношения к окружающему, развитие мелкой моторики рук, воспитывать художественный вкус.

Материал: ткань, бумага, краски,пластилин крупа.

Октябрь ( бумага)

1.»Аквариум».

2.»Подводное царство».

3.»Ложечка красивая».

4.»Бусы».

Ноябрь

1.»Крокодил».

2.»Осел».

3.»Пингвин».

4.» Портрет мамы»-использовали ткань, макароны,зерно,крупу.

 Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками, хорошо гладится утюгом); воспитывать умение доводить начатое дело до  конца.

Материал: бумага, клей.

Декабрь

1.»Новый год у ворот»-комбинированная поделка из семян горчицы,фасоли,фантиков,ваты и пластилина.

2.» Снеговик»-пластилиновая аппликация.

3.» С новым годом !» – открытка.

4.«Снегирь » -поделка из мятой бумаги, ваты.

Воспитывать умение радоваться результату своего труда .

Январь 2016г

1.Аппликация “Зимушка-зима”.

 2. « Новогодние подарки»-конфеты из пластилина.

3.  "Печенье-сладкоежка" –угощение из соленого теста.

4. « Ассорти»-конфеты из гипса.

Продолжать учить детей делать поделки из пластилина , соленого теста, гипса, используя знакомые приемы работы; развивать интерес, творчество .

Материал: гипс,соленое тесто,пластилин.

Февраль (поделки из разнообразных круп) - работа по подгруппам для выставки.

1. "Морковка для зайки".

2. "Цыпленок" .

3.  Коллективная работа "Лесная чаща" .

4.»Осьминог».

Продолжать учить детей делать поделки из разных природных материалов, используя знакомые методы и приемы ; способствовать развитию умения планировать предстоящую работу; развивать инициативу, творчество, фантазию и мелкую моторику рук.

Март (поделки из мятой бумаги)

1.Декаративное панно «Фрукты».

2.Декаративное панно »Грибы».

3. Декаративное панно »Ягоды».

4. Декаративное панно »Овощи».

Апрель

1. Просмотр коллекции  «Ткани».

 2."Ваза».

3. "Чайная чашка".

4. «Самовар»украшение тканевыми аппликациями по замыслу.

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется); научить преобразовывать кусочек ткани в одежду для кукол, картинку; воспитывать трудолюбие, аккуратность

Май ( объемные поделки) изготовление сказочных персонажей.

1."Колобок".

2.»Курочка ряба».

3. "Теремок".

4. "Заюшкина избушка".

Развитие фантазии, творчества, развитие мелкой моторики рук.

Выставка работ .

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

Владеет приемами работы с различными материалами.

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

Выполняет работу по замыслу.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии.

Использует в работе разные способы ручного труда.

Критерии качества освоения ребенком художественного и ручного труда:

Имеет представление о материале, из которого сделана поделка.

Владеет приемами работы с различными материалами.

Самостоятельно определяет последовательность выполнения работы.

Умеет самостоятельно провести анализ поделки.

Использует свои конструктивные решения в процессе работы.

Учитывает яркость, оригинальность при выполнении поделки.

Выполняет работу по замыслу.

Умеет выбирать материал, соответствующий данной конструкции и способы скрепления, соединения деталей.

Показывает уровень воображения и фантазии.

Использует в работе разные способы ручного труда.

Литература

  1. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова,  М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «От рождения до школы». – М.: Просвещение, 2011.
  2. Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
  3. Гульянц З.К., Базик И.Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г.;
  4. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000.
  5. Кошелев В.М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г.;
  6. Куцакова Л.В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г.;
  7. Нагибина М.И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998г.
  8. Г.И. Долженко. 100 оригами. – Ярославль: ООО 2Академия развития», 2011.
  9. Анна Фирсова. Чудеса из солёного теста. – М: ООО «Издательство «АЙРИС – пресс»», 2008
  10. ДагмарХайн. Игрушки – любим. – М: ООО «Издательство «АЙРИС – пресс»», 2010
  11. Екатерина Немешаева. Зёрнышки к зёрнышку. – М: ООО «Издательство «АЙРИС – пресс»», 2010.

Учебно-методическое обеспечение

Магнитофон, фотоаппарат, кассеты и диски с записями классической и русской народной музыки, атрибуты для игр, видеокассеты и диски с познавательной информацией, фотоальбомы, книги, наборы открыток, коллекции, мультимедиа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педсовета «Развитие творческих способностей дошкольников через активизацию художественно-эстетической деятельности»

Цель: Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры. Систематизировать знания педагогов о ...

Презентация самообразование «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет посредством ручного труда»

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский отметил,, что «источники творческих способностей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».    ...

Обобщение передового педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного труда»

Обощение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны коллегам. В данном документе описаны самые важные моменты деятельности педагога...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда...

Презентация. Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством ручного труда.

Презентация. Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством ручного труда....