Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда
статья

Волкова Ирина Михайловна

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе формирования навыков ручного труда»

И.М.Волкова,                                                                                                                          

воспитатель МБ ДОУ «Детский сад № 14», г. Орел

Сегодня проблема творческого развития и саморазвития  личности ребенка  дошкольника приобрела особую актуальность. Стимулирование творческого развития в дошкольном возрасте способствует повышению обучаемости детей, активизации их готовности к обучению в школе, что играет огромную роль в формировании всестороннего развития личности.

Считается, что творческий потенциал, заложенный до 6 лет, является самым действенным, и его трудно превзойти.  

Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра. Данный вид труда тесно связан с познавательным развитием, что помогает обогащать сознание детей новым содержанием, систематизировать накопленную и полученную информацию, развивать художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

В связи с этим возникает актуальная необходимость в осуществлении теоретико-экспериментальных исследований, направленных на разработку инновационных форм, средств, методов обучения дошкольников, которые в значительной степени позволят развить их творческую активность, проявить творческие способности.

Несмотря на многочисленные исследования в области развития детских творческих способностей, мало внимание обращается на возможности ручного труда. Хотя значимость этого вида детской деятельности велика. В процессе создания поделок дети могут осуществлять свой замысел, проявлять творчество. Источником замысла детей является, с одной стороны, окружающая жизнь, где они черпают содержание для своих работ, с другой – развивающая игра, в ходе которой возникает необходимость изготовления игрушек. При этом педагог побуждает детей к тому, чтобы они стремились сделать игрушку красивой.

         Творчество - это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.

Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.[1]

Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.[5]

Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Показателями способностей в процессе их развития могут служить темп, легкость усвоения и быстрота продвижения в той или иной области человеческой деятельности.

Способности ребенка формируются постепенно посредством овладения им в процессе обучения содержанием материальной и духовной культуры, техники, науки, искусства. Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат врожденные задатки.

Отечественные и зарубежные психологи (Л.С.Выготский, Я.Л.Пономарев, К.Роджерс, С.Л.Рубинштейн, А.Л.Савенков и др.) рассматривают творчество как преобразующий комбинирующий процесс, направленный на качественный переход от известного к новому неизвестному. Выделяя деятельности творческого характера как высшую форму психического процесса, ученые определили ее существенные черты, среди которых доминируют: опережение предметного воплощения, обеспечиваемого творчески-конструктивной активностью сознания; противопоставление человеческих стремлений естественному сознанию предметов, проявляющихся в «очеловечивании» природы; наличие субъективного и объективного в творческом процессе.

Творчество ребенка естественно отличается от творчества взрослого в силу возрастных возможностей. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового. Именно субъективная новизна составляет результат творческой деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста. Рисуя, вырезая и наклеивая, конструируя, играя, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его огромна.

Если рассматривать детскую деятельность с позиций объективной новизны и значимости, то, конечно, ее нельзя назвать творчеством. На этом основании существовало целое направление в педагогике и психологии, отрицающее возможность творчества в дошкольном детстве.

Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Н.П.Сакулина признавали своеобразие детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя, поэтому применительно к деятельности ребенка целесообразно использовать термин «детское творчество».

Н.А.Ветлугина подчеркивала, что, открывая новое для себя, ребенок одновременно открывает взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества акцентировать внимание нужно не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности. [2].  Именно поэтому Н.П.Сакулина рассматривает как непременные составные творчества формирование таких качеств личности, как самостоятельность, активность, инициативу, проявляющиеся в процессе деятельности.

Детское творчество – это уникальное явление. Педагог В.Н.Шацкая считает, что детское художественное творчество – это метод наиболее совершенного овладения определенным видом искусства и формирования эстетически развитой личности.

И.Я.Лернер выделил черты творческой деятельности ребенка:

- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию;

- видение новой функции предмета (объекта);

- видение проблемы в стандартной ситуации;

- видение структуры объекта;

- способность к альтернативным решениям;

- комбинирование ранее известных способов деятельности с новыми.

Причем И.Я.Лернер утверждает, что творчеству можно учить, но это учение особое, оно отличается от обычного. Самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию у детей может проявиться, если они научатся воспринимать предметы, объекты действительности, научатся выделять их формы, включая в этот процесс движения обеих рук по контуру предмета. Обучение видению новой функции предмета (объекта) проявляется, когда ребенок начинает использовать предметы-заместители, например, превращает нарезанные узкие и широкие полоски в части предметов или объектов; играет ложками, представляя, что играет в оркестре. Это умение выделять в процессе восприятия форму, части, которое мы формируем у детей, подводит их к видению структуры объекта, овладению способами ее изображения в рисунке, лепке, аппликации.

Детское творчество, в независимости от вида деятельности, характеризуется искренностью и непосредственностью. Ребенок должен творить без принуждения, исходя из внутренней потребности, из собственных желаний, но для стимуляции самостоятельного проявления творческих способностей необходимо создавать благоприятную развивающую среду и подбирать методы, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять». (Т.Г.Казакова)

Таким образом, обращаясь к характеристике детского творчества, исследователи характеризуют ее как способность, проявление и развитие которой связано с развитием воображения, фантазии. Психологи утверждают также, что развитие творческих способностей качественно меняет личность человека.

Развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного образования. Развитие творческих способностей – не самоцель педагогического процесса, а основное условие формирования личности ребенка. Педагогу необходимо использовать разнообразные технологии, помогающие раскрыть творческий потенциал дошкольника, создать условия для развития способностей и креативного мышления. Одним из эффективных средств является ручной труд.

Художественный ручной труд  – есть труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно эстетически  значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, отдыха.

В программе детского сада, ручной труд включает работу  с разнообразными материалами: с бумагой, природным материалом, тканью. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов, составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старших группах. Этот вид труда открывает перед ними широкие перспективы созидания.

Таким образом, есть все основания рассматривать ручной труд, как важный элемент содержательного воспитания детей.

Ручной труд предоставляет детям возможность употребить на практике начальные знания из области рисования, аппликации, конструирования, а также использовать опыт их собственных жизненных наблюдений. Занимаясь ручным трудом в детском саду,  у детей создается не только определенный аппарат действий, знаний и навыков, но и увеличивается потенциал развития. Ребенок становится более уверенным в себе, а значит, свободным в выборе целей и нахождении путей для их достижений.

В практической деятельности, которой является ручной труд, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданной им красивой поделке, огорчается, если что – то не получается, стремится преодолеть трудности или пасует перед ними. Он приобретает знания о предметах, материалах и  их свойствах, о различных способах и разнообразных технологиях создания предмета. Углубляются представления дошкольников об окружающем мире, они осмысливают качества предметов, запоминают их характерные особенности и детали, овладевают конструктивными, творческими, изобразительными навыками и умениями, учатся осознанно их использовать. Наряду с этим развиваются оформительские  способности, которые проявляются при оформлении открыток, композиций, помещений к празднику; театральные способности - обыгрывание сложных моделей, инсценирование с их помощью сюжетов произведений детской литературы.

Ручной труд развивает у детей полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за неё, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Кроме того, ручной труд – важнейшее средство формирования нравственно-волевых качеств: настойчивости, взаимопомощи, внимательности и других, которые необходимы в дальнейшей жизни ребенка (В.Г. Злотников).

Этот вид деятельности благоприятно воздействует на развитие внимания и формирования памяти: дети запоминают термины, приемы изготовления поделок, а также способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранные в памяти знания и умения.

Занятия ручным трудом имеют огромное значение для развития речи дошкольников, они дают возможность более точно дифференцировать пространственные связи и употреблять более конкретные словесные выражения и термины, развивают коммуникативные качества детей.

Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, является средством развития мелкой моторики, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук (И.Я. Базик, Э.К. Гульянц).

Еще В.А. Сухомлинский писал: « Истоки творческих способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Непременными компонентами деятельности являются разнообразные навыки и умения. Об их соотношении высказываются различные мнения. Одни исследователи считают, что навыки предшествуют умениям, другие полагают, что умения возникают раньше навыков. Причиной этих расхождений является многозначность слова «умение». Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности. Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения - это действия, возникающие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение-мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний [4]. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками. Навык - упрочнившийся способ выполнения действий. В основе выработки навыка у человека лежат развёрнутые осознанные действия и движения, интегрируемые в навыке, выступающие несвязанными. В основе любого навыка лежат выработка и упрочение условно-рефлекторных связей. Повторение нервного пути и его закрепление в результате постоянного повторения действий приводят к точной локализации процессов возбуждения в определённых нервных структурах [3]. В любом виде трудовой деятельности, как и в учении, успешное решение задач возможно при овладении определённой суммой навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения. Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, упражнение техническими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т.п. [3]. В подготовительной к школе группе дети учатся делать различные поделки-игрушки, используя бумагу в сочетании с другими материалами. Так, с помощью тонкой бечёвки и картона изготовляются игрушки-забавы с движущимися частями (Петрушка с балалайкой, зайчик с движущимися лапами), а из коробок, катушек, картона и бумаги - объёмные игрушки (автомашины, подъёмные краны, тракторы, дома). Из бумаги, картона и природного материала (кора, дощечки, палочки и др.) можно создать игрушки для игр с водой, ветром (лодочки, кораблики, вертушки). Занятия по изготовлению игрушек требуют предварительной подготовки. Воспитатель привлекает к этой работе детей. Они помогают готовить материал: резать бумагу, раскладывать её по форме и т.д., заранее склеивать листы бумаги в трубочки, вырезать аппликации персонажей для игрушек-забав и т.д. Детали игрушек из бросового материала соединяют различными способами: склеиванием, сшиванием, связыванием, переплетением. Само соединение может быть использовано для украшения изделия.

Таким образом, можем сделать вывод: занятия ручным трудом оказывают огромное  влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия. В процессе трудовой деятельности используются ранее полученные знания, что приводит к умению применять знания в практической деятельности, к развитию сообразительности, смекалки.
         Достижение результата требует планирования процесса труда: отбора материалов, инструментов, определение ряда последовательных операций. Это способствует развитию воображения, планирующей деятельности, которая включает способность предвидеть не только конечный результат, но и целенаправленно строить трудовой процесс.

Список литературы:

  1.  Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002.
  2. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду М.:Просвещение, 1974.
  3.  Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. – М., - 1977.
  4. Лиштван, З.В. Конструирование. – М., 1981.
  5. Мотков О.И.Психология самопознания личности. Практическое пособие.-М.: “Треугольник”,1993.

 

        
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие творческих способностей дошкольников в процессе обучения и воспитания на основе технологии ТРИЗ".

В  наше  время  можно наблюдать быстрое развитие технического  прогресса. Быстро   меняющаяся   жизнь  заставляет   нас  пересмотреть свое о...

"Рекомендации для педагогов по развитию творческих способностей дошкольников в процессе ручного труда"

Условия успешной организации творческой деятельности в процессе ручного труда....

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Презентация самообразование «Развитие творческих способностей детей 5-6 лет посредством ручного труда»

Известный советский педагог В. А. Сухомлинский отметил,, что «источники творческих способностей на кончиках пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».    ...

Презентация. Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством ручного труда.

Презентация. Развитие творческих способностей детей 4-5 лет посредством ручного труда....