Главные вкладки

    « ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».
    проект по математике на тему

    Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл inovatsionnyy_proekt.docx40.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок,

    такова будет  и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка»

    (С.И.Гин)

    Тема проекта: « ТРИЗ – РТВ технология как средство развития

    творческих способностей  дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

    Цель проекта:  Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.     Задачи проекта: 

    -Апробация методов и приемов ТРИЗ - РТВ технологии, необходимых для развития творческих способностей дошкольников.

    -Установление оптимальной связи и последовательности применения методов ТРИЗ - РТВ технологии в педагогическом процессе.

    -Построение системы обучения средствами ТРИЗ - РТВ технологии в процессе формирования элементарных математических представлений.

    - Интеграция комплексной образовательной программы (образовательная область "Познание", раздел ФЭМП)  и  инновационной технологии (ТРИЗ - РТВ технологии) для реализации потенциала каждого воспитанника.

    -Определение степени влияния ТРИЗ - РТВ технологии на развитие творческих способностей дошкольников.

    - Активизация совместной деятельности ДОУ и  семьи в вопросах   развития творческих способностей у детей  через разработку и использование инновационных форм работы с родителями.

    Система показателей по достижению цели проекта:

    1.Доля педагогов, внедряющих ТРИЗ - РТВ технологии в образовательный процесс  - 100 %.

    2.Степень развития творческих способностей воспитанников - высокий уровень - 60 %.

    3.Доля родителей, включенных в реализацию данного проекта -  50 %.

    Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта:

     

    Эффекты:

    - модернизировано образовательное пространство ДОУ в направлении развития  инновационного потенциала  педагогов,  родителей.

    - у детей формируется «тризовское мышление», суть которого в:

    *системности мышления - способности воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей;

    *диалектичности  мышления  - способности видеть  в любых системах противоречия и разрешать их.

     У дошкольника развивается:

    -  творческое воображение - активизация каналов восприятия, развитие творческой интуиции, формирование умения воспринимать объекты с различных точек зрения, развитие образности, оригинальности и продуктивности, обучение генерированию творческих идей, ознакомление с критериями оценки творческих работ;

    - эмоциональная сфера;

    - связная  речь.

    Ожидаемые результаты:

    - Адаптированы   методы  ТРИЗ-РТВ технологии в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе разработаны  и внедрены технологические цепочки  по использованию методов ТРИЗ - РТВ в работе  с детьми дошкольного возраста, в которых дано подробное, пошаговое описание работы.

     - Разработаны  и внедрены методические рекомендации  "Использование ТРИЗ - РТВ-технологии в процессе формирования элементарных математических представлений".

    - Разработаны  методические пособия по темам: " Игры по формированию элементарных математических представлений",  "Система творческих заданий по развитию мышления, воображения и речи дошкольников".

    - Разработана  и внедрена система мониторинга по определению степени влияния ТРИЗ-РТВ технологии на развитие творческих способностей дошкольников.

    Описание основной проблемы

    и обоснование актуальности ее разработки.

    Основная задача педагога – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне.  Очевидна проблема педагогов: как научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире?

    Решение современных задач требует системного подхода, умения видеть проблему в целом, и отдаленные последствия своих действий.

     Актуальность  проекта объясняется тем, что формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы, закладывается в дошкольном возрасте.

    С раннего детства необходимо учить ребенка системно думать, решать задачи творческого характера.

    Исследовательский опыт показал, что дошкольник, овладев  умениями: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач,  основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения.    У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.  

    Анализируя эти качества, мы видим дошкольника, соответствующего предложенным в Федеральных Государственных Требованиях портрету выпускника.

    Среди инновационных технологий развития творческих способностей дошкольников ведущее место занимает ТРИЗ – РТВ технология  (теория решения изобретательских задач  и развитие творческого воображения ).

     Для детей дошкольного возраста  характерна непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ – РТВ технологии помогают научить детей демонстрировать свои знания.

    Анализ ценности ТРИЗ - РТВ педагогики говорит о необходимости разработки и реализации проекта по теме: « ТРИЗ – РТВ технология

    как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

    Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ-  важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

    Сроки и этапы реализации проекта.

    Срок реализации проекта  - 2 года.  Создание проекта  - январь 2011 г. Работа над проектом закончилась в декабре 2012 г.

    В течение срока реализации проекта: « ТРИЗ – РТВ технология

    как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» были пройдены следующие этапы:

    I этап: январь – февраль 2011 года

    аналитический, являющийся действенным стимулом для

    мотивации на развитие и творчество.

    На данном этапе были проведены:

    - анализ состояния проблемы в психолого-педагогической теории и практике;

     - изучена практика внедрения ТРИЗ - РТВ технологии в процессе формирования элементарных математических представлений;

    - выявление педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ в вопросе развития творческих способностей дошкольников.

    II этап: март – август 2011 года

    организационный, способный определить роль, место, функции

    каждого члена коллектива дошкольного образовательного

    учреждения в инновационном процессе.

     На данном этапе была создана методическая база, необходимая для реализации проекта:

    - разработана  инновационная методическая продукция, необходимая для реализации проекта;

     - разработаны  технологические цепочки, по использованию адаптированных методов ТРИЗ - РТВ в работе  с детьми дошкольного возраста;

    - разработана система мониторинга по определению степени влияния ТРИЗ-РТВ технологии на развитие творческих способностей дошкольников;

    - проведен анализ готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ и разработано перспективное планирование с использованием  эффективных форм работы с родителями.

    III этап – сентябрь 2011 – август 2012 года

    практический, заключающийся в реализации программы первого

    этапа преобразования дошкольного образовательного учреждения

    – внедрение  в образовательное пространство дошкольного учреждения  ТРИЗ – РТВ технологии как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений.

    На данном этапе были внедрены:

    - технологические цепочки  по использованию методов ТРИЗ - РТВ в работе  с детьми дошкольного возраста;

    - методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ-технологии в процессе формирования элементарных математических представлений";

           - методические пособия: " Игры по формированию элементарных математических представлений",  "Система творческих заданий по развитию мышления, воображения и речи дошкольников";

     - организован семейный клуб для родителей "Давайте поиграем".

    IV этап: сентябрь – декабрь 2012 года

    обобщающий, подводящий анализ результатов, коррекцию

    планов, сбор информации для осуществления следующего этапа -

    распространения педагогического опыта.

    Данный этап  предполагает подведение итогов:

    - качественный анализ эффективности проведенной работы на предыдущих этапах;

    - изучение мнения родителей;

    - мониторинг по определению степени влияния ТРИЗ-РТВ технологии на развитие творческих способностей дошкольников;

    - комплексный мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – образовательная область «Познание», раздел ФЭМП;

    - демонстрация педагогами полученных умений и навыков по использованию ТРИЗ - РТВ технологии в процессе формирования элементарных математических представлений  ( открытые мероприятия,  мастер - классы).

    Рабочий план реализации проекта

    № п/п

    Мероприятия

    Сроки проведения

    Результат

    I этап - аналитический

    1

    Проведение мониторинга воспитанников

    Январь 2011

    Аналитическая справка по итогам мониторинга

    2

    Изучение практики внедрения ТРИЗ – РТВ технологии как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

    Январь-февраль 2011

    Систематизация практических материалов по теме, перспективный план работы по внедрению ТРИЗ – РТВ технологии в образовательный процесс ДОУ

    3

    Анкетирование родителей по выявлению педагогической осведомленности семьи, а также готовности семьи к сотрудничеству в вопросе развития творческих способностей дошкольников

    Январь 2011

    Аналитическая справка по итогам анкетирования

    II этап - организационный

    1

    Семинар – практикум « Внедрение адаптированных методов и приемов ТРИЗ – РТВ технологии в образовательный процесс ДОУ как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений »

    Март 2011

    Мотивация педагогов ДОУ для внедрения инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ,

    повышение профессиональной квалификации педагогов

    2

    Разработка инновационной методической продукции, необходимой для реализации проекта

    Март – август 2011

    Методическая продукция,  презентации методических рекомендаций по тематике проекта, дидактическое обеспечение

    3

    Разработка системы мониторинга по определению степени влияния ТРИЗ – РТВ технологи на развитие творческих способностей дошкольников

    Март – август 2011

    Система мониторинга

    4

    Анализ готовности семьи к сотрудничеству с ДОУ

    Март 2011

    Перспективное планирование

    III этап - практический

    Внедрение ТРИЗ – РТВ технологии как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

    1

    Внедрение технологических цепочек по использованию методов ТРИЗ – РТВ в работе с детьми дошкольного возраста

    Сентябрь – октябрь 2011

    Активизация творческих процессов дошкольников;

    апробация методов и приемов, необходимых для решения задачи развития творческих способностей дошкольников

    2

    Внедрение и апробация  методической разработка «Использование ТРИЗ – РТВ технологии в процессе формирования элементарных математических представлений»

    Сентябрь 2011 – август 2012

    Интеграция комплексной образовательной программы образовательная область «Познание», раздел ФЭМП и ТРИЗ – РТВ технологии

    3

    Внедрение и апробация методических пособий: « Игры по формированию элементарных математических представлений",  "Система творческих заданий по развитию мышления, воображения и речи дошкольников»

    Сентябрь 2011 – август 2012

    Построение системы обучения средствами ТРИЗ – РТВ технологии

    4

    Деятельность семейного клуба для родителей «Давайте поиграем»

    Сентябрь 2011 – август 2012

    Активизация совместной деятельности ДОУ и семьи

    IV этап - обобщающий

    1

    Мониторинг по определению степени развития творческих способностей дошкольников.

     Комплексный мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – образовательная область «Познание», раздел ФЭМП

    Май  2012

    Определение степени влияния ТРИЗ – РТВ технологии на  развитие творческих способностей дошкольников и качество освоения ООП

    2

    Анкетирование родителей

    Май  2012

    Доля родителей, включенных в реализацию проекта

    3

    Презентация методических рекомендаций по тематике проекта, размещение их на сайте МДОУ

    Сентябрь – декабрь 2012

    Увеличение контингента участников проекта

    4

    Мастер – классы по теме проекта

    Октябрь – декабрь 2012

    Увеличение контингента участников проекта

    Возможные способы внедрения проектной разработки

    в образовательную практику МДОУ.

    Презентации методических рекомендаций по тематике проекта, размещение их на сайте МДОУ.

    Мастер-классы по теме проекта.

    Подготовка тьюторов для диссеминации положительного опыта проекта.

    Возможное финансовое обеспечение проекта,

    необходимое ресурсное обеспечение.

    Кредо тризовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта».

    В процессе реализации проекта « ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей  дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» требуется ресурсное обеспечение.

    1. Материально - технические ресурсы педагогического проекта:

    - литература: методическая, психолого - педагогическая, научно - популярная, художественная;

    - оборудование: компьютер, принтер, сканер, магнитофон;

    - методические пособия: таблицы, схемы, карточки, иллюстрации.

    2. Интеллектуальные ресурсы - высокий профессионализм, мастерство  и желание педагогов участвовать в инновационном процессе.

    3. Система мониторинга предполагает изучение результатов, полученных в ходе реализации проекта  по трем направлениям: воспитанники, педагоги,  родители.

    1) Мониторинг  воспитанников проводится по двум направлениям:

    • комплексный мониторинг освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования - образовательная область "Познание", раздел ФЭМП;

    • дополнительный мониторинг по тем параметрам, которые

    предполагается получить дополнительно при использовании  ТРИЗ – РТВ технологии:

    * Степень развития творческого мышления:

    - умение строить свои классификационные структуры,

    - анализировать,

    - синтезировать,

    - систематизировать объекты окружающего мира,

    - создавать воображаемые образы на вербальном и изобразительном уровнях, - решать задачи творческого характера.

    *Степень развития воображения:

    - произвольность ( активность);

    - уровень развития творческого воображения;

    - вариативность и подробность воображаемого объекта;

    - оригинальность.

    * Степень развития речи:

    - уровень словарного запаса;

    - освоение грамматического строя речи;

    - развитие связной речи.

    2) Показатели мониторинга педагогов ДОУ, внедряющих ТРИЗ – РТВ технологию в образовательный процесс:

    - доля педагогов, участвующих в инновационной деятельности;

    - коэффициент творчества;

    - профессиональная и педагогическая компетенция.

    3) Показатели мониторинга родителей:

    - уровень готовности родителей к сотрудничеству;

    - доля родителей, включенных в реализацию данного проекта;

    - оценка деятельности ДОУ по реализации проекта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие познавательной активности дошкольника в процессе формирования элементарных математических представлений».

    Тема: «Путешествие в космос" Цели: Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальное развитие детей. Задачи: Закреплять знания детей о том, что мы живем на планете Земля; в космосе...

    Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников

    Пути и средства совершенствования процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников...

    ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )

    ПРОЕКТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ( «Моделирование в процессе формирования элементарных математических представлений» )...

    Семинар-практикум для воспитателей Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений

    Актуальность выбранной темы Воспитание и обучение детей в детском саду носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: широкое общение ребенка со взрослыми...

    Развитие речи у детей с ОНР в процессе формирования элементарных математических представлений

    Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя при формировании элементарных математических представлений....

    Развитие речи в процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников

    В процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными, у них формируется умение образовывать существительные в единственном и мно...