Обобщение передового педагогического опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе ручного труда»
статья

Корабельникова Нелли

Обощение результатов педагогической деятельности воспитателя ДОУ, которые могут быть полезны коллегам. В данном документе описаны самые важные моменты деятельности педагога

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. МИЧУРИНСКА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Коммунистическая, д. 100

(47545)  5-14-77 michskazka@yandex.ru / michskazka.68.edu.ru

 

 

Обобщение передового педагогического опыта

«Развитие творческих способностей детей

 дошкольного возраста в процессе ручного труда»

                                             

Воспитатель: Н.А.Корабельникова

г. Мичуринск -2020г.

Условия возникновения опыта 

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

  Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребенку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребенка, развивает фантазию, изобретательность. В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение. Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.  

Опыт формировался в условиях МБДОУ ЦРР «Д-С «Сказка». Проанализировав авторские методические разработки, передовой педагогический опыт с детьми, накопленный по данной теме современными отечественными педагогами, а также пособия И.В.Новиковой «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012, И.В.Новиковой «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2011, Художественно-творческая деятельность. Аппликация из ткани: тематические, сюжетные, игровые занятия для детей 4-7 лет/авт.-сост. С.С. Пискулина. – Волгоград: Учитель, 2014, я заинтересовалась разнообразием и возможностью применения   приемов ручного труда для развития творчества дошкольников.

В 2019-2020 учебном году мной реализовывалась дополнительная образовательная услуга по нетрадиционной аппликации «Чудесные превращения». Программа включает три раздела:

  • «Обрывная аппликация»;
  • «Аппликация с использованием ткани, ватных дисков и шерстяных ниток»;
  • «Аппликация с использованием техники «квиллинг».

Цель прграммы:

  • Создание условий для развития творческой и познавательной способностей детей  4-5 лет.

 Задачи:

Образовательные:

  • Знакомить детей со свойствами различных материалов;
  • Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание, сминание, скатывание в комок), технике «квиллинг» (скручивание бумажных полосок);
  • Учить работать с тканью, ватными дисками, нитями, учитываю специфику материала;
  • Учить детей работе с ножницами;
  • Совершенствовать умение работе с клеем, приклеивая детали аппликации к основе и к друг другу;
  • Содействовать проявлению увлечений и интересов у детей в совместном со взрослым творчестве;
  • Совершенствование навыков ориентировки в пространстве;
  • Обучение умению принимать и выполнять учебную задачу;
  • Обогащать лексикон ребенка специальными терминами

Воспитательные:

  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
  • Воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, желания сделать начатую работу до конца

Развивающие:

  • Развивать воображение, образное мышление как основу творческой личности;
  • Развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, формы, композиции;
  • Развивать мелкую моторику и глазомер;
  • Способствовать развитию конструктивной деятельности.

Актуальность опыта

В ДОУ дети конструируют из игровых, строительных материалов, бумаги, мягкого картона, природного материала. Вид материала определяет и вид ручного труда.

После накопления детьми определённых конструктивных умений   используются такие методы обучения, которые будут способствовать развитию активности, самостоятельность детей, их творчество. К ним относится постановка перед детьми задач, требующих самостоятельных конструктивных решений. При отборе методов воспитатель должен помнить, что основанная цель ручного труда заключается не в том, чтобы научить ребёнка делать ту, или иную поделку, а в том чтобы развивать мышление ребёнка, его нравственные качества, эстетические чувства.

Особенностью детского ручного труда является его тесная связь с игрой: дети создают постройки и играют с ними, делают из бумаги и др. материалов игрушки и используют их в своих играх. Игры раскрывают ребёнку практическую целесообразность ручного труда, в них закрепляются и совершенствуются умения и навыки, приобретённые на занятиях. Но игра в то же время ставит перед детьми новые задачи, требующие проявления инициативы и изобретательности. Ручной труд представляет собой динамический процесс: одну и ту же поделку дети совершенствуют, перестраивают, дополняют различными деталями на протяжении многих дней.  Дети знакомятся с особенностью различных материалов (бумагой, тканью, ватой, природным материалом шерстяными нитками), их структурой,   технологическими  приемами, необходимыми для работы с тем или иным материалом.  

Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Занятия ручным трудом помогают дошкольнику выразить свое эмоциональное состояние.

Ведущая педагогическая идея

Ведущей педагогической идеей опыта является создание условий, при котором дети становятся субъектами творческого процесса через освоение технологических приемов ручного труда.  Ручной труд в детском саду дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду , развивает самостоятельность.

Трудоёмкость опыта

Для проведения большинства занятий не нужно специального оборудования. Использование данного опыта не требует материальных затрат (подручный, бросовый материал). Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.

Доступность опыта

Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры ООД, выступаю на семинарах, методических объединениях, принимаю участие в педсоветах,    выкладываю свои материалы на своём сайте в интернете.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в том,  чтобы через использование нетрадиционных техник аппликации и приемов ручного труда сформировать творческую личность и помочь ребенку найти «вдохновение» для творчества в окружающем мире.

 Художественный труд — это продуктивная и при этом орудийная деятельность, в которой ребенок осваивает инструменты (ножницы, степлер, игла, крючок для вязания и др.), исследует свойства различных материалов (бумага, ткань,  вата, ватные диски др.) и преобразует их культурными способами в целях получения конкретного результата.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности.

Художественный ручной труд — это преобразующая, творческая, социально мотивированная деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Теоретические основы опыта

Л.В. Пантелеева, Е. Каменова подчеркивают ведущую роль воспитателя, который не только объясняет ребенку технические приемы обращения с различными материалами, но и систематически, целенаправленно учит понимать прекрасное, воспитывает бережное отношение к народному опыту и традициям.

 Р.С. Буре указывает, что любой из видов ручного труда содержит в себе возможности для формирования у детей нравственно-волевых качеств, прилежания, стремления к качественному выполнению задуманного [2]. Возможность изготовить предмет, имеющий практическое значение, своими руками, конечно, привлекает детей. Эта особенность ручного труда, как отмечает Р.С. Буре, становится сильным мотивом, побуждающим ребенка к овладению необходимыми навыками, к настойчивости в процессе деятельности [2]. Особенностью ручного труда является то, что в результате приложенных усилий дошкольники получают быстро готовую поделку. Ребенок имеет возможность видеть результат и оценить поделку [2].

«Создание нового образа происходит путём взаимосвязи воображения, мышления, произвольности и свободной деятельности» - по словам Выготского Л.С. «Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения».

Технология опыта

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

  • От простого к сложному.
  • Принцип систематичности.
  • Принцип тематических циклов.
  • Индивидуального подхода.
  • Принцип последовательности.

При проведении ООД необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

  • объяснительно – иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • проблемного изложения,
  • частично поисковый,
  • рефлексивные приёмы и методы,
  • -игровой.

Объяснительно – иллюстративные: беседа, вопросы, чтение художественной литературы, образное слово (стихи, загадки, пословицы, скороговорки), объяснение, описание, напоминание, поощрение, убеждение, анализ результатов собственной деятельности и деятельности товарищей.

Большое место отводится  наглядности (показ педагога, пример), то есть реальному предмету (выполненное взрослым панно, аппликация и т. д.). В процессе занятий наглядность используется в одних случаях для того, чтобы направить усилия ребёнка на выполнение задания, а в других – на предупреждение ошибок. В конце занятия наглядность используется для подкрепления результата, развития образного восприятия предметов, сюжета, замысла.

Используются на занятиях и практические методы (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Изготовление поделки, составление композиции в присутствии детей и рассказывание вслух. Тем самым, поощряется желание «думать вслух», то есть мастерить и проговаривать действия.

Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснение воспитателя, определенные практические действия детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка.

Игровые приемы могут быть использованы в любом типе занятий и в каждой её части: в процессе постановки и мотивации задачи, в исполнительской части деятельности, в анализе детской деятельности, в анализе и оценке детских работ.

Методические приемы, применяемые в ручном труде:

  • обследование (воспитатель обращает внимание на технику, орнамент, цвет, сочетание цветов, строение);
  • анализ образца, выполненного педагогом (обнаружение способа создания, основы конструкции);
  • анализ серии образцов, выполненных одним способом (вычленить обобщенный способ их создания);
  • анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю (учить действиям сопоставления, проговаривать названия действий, обозначений);
  • анализ поделки (дать заранее установку на самоконтроль выполнения контрольных действий, взаимоконтроль).

  Начиная работу по обучению детей созданию поделок из различных материалов, основное внимание следует обратить на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей.

Целесообразно перед обучением детей работе с природным и бросовым материалом, тканью и бумагой провести занятия по знакомству со свойствами этих материалов. При обучении различным способам преобразования материалов наиболее значительное место среди используемых методов и приемов будет занимать процесс изготовления поделки. На первых занятиях идет полный показ с подробным объяснением своих действий. По мере приобретения детьми необходимого опыта, ребят все чаще следует привлекать к показу. При ознакомлении дошкольников с различными (материалами) техниками можно использовать и поэтапный показ.  

Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способам анализа – умение определять в предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.

 Деятельность детей по преобразованию разных материалов сама по себе интересна для них, и вместе с тем, способствует формированию комбинаторных умений и творчества. А использование на занятиях художественной литературы и сюрпризных моментов делают ее еще более увлекательной, и помогает преодолевать возникающие трудности.

Широкое использование игровых приемов влияет положительно на эмоции детей, которые в свою очередь оказывают влияние на развитие творчества дошкольников. Необходимо стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной эмпатии,  восхищения успехами детей.

Чтобы выдвигаемые задачи становились для детей значимыми, воспитатель раскрывает «ближайшие перспективы» - практическое применение полученных знаний и умений. С этой целью в ходе занятий педагог показывает рисунки или образцы разных поделок, которые можно выполнить в свободное время, а после занятия помещает наглядный материал в уголке творчества.

Оценка детской деятельности осуществляется с позиции успешности решения поставленных задач: Что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, воспитатель формирует познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.

Большое воздействие оказывают на ребят готовые детские работы. Они способствуют формированию интереса детей к этому труду; стимулируют их к проявлению инициативы в совершенствовании навыков работы. С этой целью в группе организуется выставка детских работ.

 Ребенок в процессе труда чувствует себя взрослым и это сознание, что он работает, трудится как взрослый, приносит ему радость, поддерживает его интерес и любовь к труду.

Результативность опыта

 У детей средней группы №11 повысился интерес к творческой продуктивной деятельности. В процессе ООД дети научились создавать творческие работы в различных техниках  нетрадиционной аппликации, познакомились с различными материалами для ручного труда и их особенностями.    

 Дети, рассматривая свои поделки, не только радуются своим успехам, но и учатся оценивать выполненные работы. У воспитанников средней группа улучшилась мелкая моторика,  чувство композиции, возрос познавательный интерес. Робкие дети стали более уверенными в себе.  Воспитанник средней группы №11 Кириллов Ярослав участвовал во всероссийском конкурсе «Твори! Участвуй! Побеждай!», номинация «Зимние узоры», поделка «Зимняя ночь», Диплом победителя I место (№ диплома 53678 от 16.02.2020 г.).

При реализации дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной аппликации были вовлечены родители. Были организованы консультации «Что должен знать и уметь ребенок к пяти годам», «Радость творчества», «Как сделать досуг ребенка интересным и познавательным». Регулярно проводились выставки творческих работ участников кружка, сделанные ранее творческие работы помещались в специальные папки. На родительском собрании был организован тренинг «В мире разноцветных фантазий». Также совместно с родителями улучшена развивающая среда «Уголка творчества» в группе.

 Адресная направленность опыта

     Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

          Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

     Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

  • планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • подборе оборудования и материалов;
  • применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;
  • разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

   

Литература

  1. Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/авт. – сост. О.В.Павлова.- Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М: 2003, - 344с.
  3. Куцакова Л. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома.- М: Мозайка-Синтез, 2007.
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
  5. И.В.Новикова «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду», Ярославль, Академия Развития, 2012.
  6. И.В.Новикова «Квиллинг. Бумажные поделки в детском саду», Ярославль, Академия развития, 2011.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности

Отчет о работе, для выступления на КМО перед музыкальными руководителями города Саров...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации

Описание педагогического опыта по развитию творческих способностей детей дошкольного 3-7лет через аппликацию....

Из опыта работы «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ»

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ПРИЕМОВ РИСОВАНИЯ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ....

Обобщение педагогического опыта "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Описание  опыта  работы  воспитателя  по  развитию  театрализованной  деятельности  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста....

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»

Обобщение опыта «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством использования театрально-игровых макетов»...

Обобщение передового практического опыта. «РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ЖАНРОВ»

В последнее время у детей,  приходящих в детский сад наблюдается скудный словарный запас для их возраста. Не умение выразиь свои желания хотя бы в двух словах. Стандартные методы работы недостато...