Педагогический проект"Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала"
проект по конструированию, ручному труду (средняя, старшая, подготовительная группа)

Данный проект предназначен для родителей  детей дошкольного возраста и воспитателей детских садов. Он раскрывает методику конструирования  из бросового материала ,осбоенности воспитательно-образовательной деятельности с детьми по конструированию из бросового  материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  автономное  дошкольное  образовательное  учреждение города  Новосибирска

Детский сад№72 «Мир детства»

        Педагогический проект «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования из бросового материала».

                                                                                                                             Воспитатель: Слепнева Вера Федоровна

Новосибирск

2020г

Краткая аннотация проекта

Данный  проект  описывает особенности  организации  воспитательно-образовательного процесса   по конструированию с детьми среднего и  старшего  дошкольного возраста из бросового материала. Расширяет представления о методах и приемах используемых в повседневной деятельности, при организации ООД.

         В процессе реализации   проекта  осуществляется воспитательно-образовательный процесс по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Участниками данного проекта являются воспитатели, родители, дети. Вид  данного проекта: долгосрочный, рассчитан на 3 года (средняя, старшая, подготовительная группа).Проект выполняется воспитателями группы, совместно с родителями. Проект необходим для повышения педагогической компетентности воспитателей, родителей. Знания, умения и навыки, приобретенные в процессе освоения конструктивных способностей  по изготовлению поделок из бросового материала имеет значение для развития творческих способностей детей.

Цель: Создание условий для развития творческих способностей детей посредством конструирования из бросового материала.

Задачи:

Образовательные: Способствовать   закреплению умения детей выделять особенности строения предметов, их свойства, качества .Содействовать формированию основ личности ребенка, правильного отношения к природе  и к окружающему миру. Совершенствовать умение детей планировать свою деятельность, понимать несложные чертежи ,проявляя творчество создавать оригинальные поделки.

Развивающие: Способствовать развитию эстетического восприятия, воображения дошкольников, побуждать их к самостоятельному творческому познанию. Содействовать  развитию у детей  среднего и старшего дошкольного возраста  представления о создании поделок из бросового материала. Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации (спереди, сзади, посередине, внутри).

Воспитательная: Продолжать воспитывать у детей среднего и старшего дошкольного возраста устойчивый  интерес к созданию различных поделок из бросового материала. Способствовать воспитанию художественного вкуса у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 Данный проект  предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия  20 минут –средняя группа,25 минут -старшая группа ,30 минут-подготовительная группа. Общее количество занятий в год- 35.

Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный и-в сентябре, итоговый в мае.

Авторская технология составлена с учетом интеграции образовательный областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В процессе реализации  авторской технологии ожидается формирование устойчивого интереса  к  конструированию из бросового  материала. Проявление бережного отношения к природе, развитие  творческого воображения.

  Для осуществления деятельности с детьми, родителями, педагогами необходима оснащенная техническая база (иллюстрации, художественная и методическая литература).

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Участники  проекта: Дети и родители средней, старшей, подготовительной группы.

Вид проекта: Долгосрочный, информационно-практико-ориентированный.

Период проведения: С сентября 2018г-май 2022г.

По количеству участников: Групповой

Возрастнаягруппа: Средняя(;4-5лет), старшая(5-6 лет), подготовительная(6-7 лет).

Проблема проекта: Несформированность умений и навыков  по конструированию из бросового материала. Низкий уровень знаний о применении бросового материала для создания поделок.

Актуальность проекта: Велика роль конструктивно-модельной деятельности в подготовке детей к школе: Она способствует формированию учиться. Основная деятельность учебной деятельности, как отмечает Н.Н. Поддъяков, заключается в том, что в процессе ее дети начинают видеть основной смысл обучения  не в получении практического результата, а в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив учебной деятельности, говорит он, вызывает существенные изменения в психических процессах.

     Человек – созидатель. Это основное качество его личности. Потребность созидать появляется уже в раннем возрасте. Эта потребность в известной мере удовлетворяется в конструктивно – модельной деятельности детей. Развитие художественных способностей  детей находится в прямой зависимости от руководства воспитателя конструтивно-модельной деятельностью. Если воспитатель систематически обучает детей конструированию из бросового материала, развивает фантазию, воображение, в таком случае все дети овладевают определенным объемом знаний, умений и навыков, необходимых для конструктивной  деятельности. Их умственная и художественно-творческая деятельность поднимается на более высокий уровень.

      Мир предметов вокруг нас очень многообразен. Среди них есть, те который не подлежат дальнейшему использованию. Мы взрослые спешим  скорее избавиться от них. Но ведь  вложив творчество, фантазию можно создать чудесные поделки совместно с детьми.

    В процессе конструирования из бросового материала у детей развиваются самостоятельность, инициативность, мелкая моторика и глазомер, восприятие Движения рук становятся более точными. Происходит формирование  мыслительная деятельность, развитие фантазии, воображения. Дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, количественные, пространственные отношения. Развивается способность выделять в сложных объектах простые, знакомые им формы, соотносить предметы по сходству с определенными формами.У детей совершенствуется ориентировка в пространстве(пространственные представления от себя: впереди ,сзади,внизу,вверху,слева,справа).

   У детей возрастает интерес к конструированию, которое начинает отделяться от игры. Ребята стремятся к качеству выполнения поделок, легко осознают и соблюдают требования, предъявляемые воспитателем (последовательность  операций, использование разных способов конструирования. У них появляется желание овладеть теми или иными навыками, и они охотно упражняются в конструировании ,которое начинает их интересовать как самостоятельная деятельность.

     В процессе художественного творчества и конструирования у детей формируется  внутренний умственный план деятельности. Они начинают мастерить разные поделки, которые можно использовать для игр, театрализованной деятельности, в качестве подарков. Дети знакомятся со свойствами разных материалов, развивают желание создавать новое, формируют творческие, конструкторские  навыки.

Готовность к реализации  проекта

Для реализации  данной технологии необходимо  кадровое обеспечение –воспитатели; материально-техническая база –РППС(иллюстрации, бросовый материал, принадлежности для творчества, а также информационное обеспечение-компьютер),художественная и методическая литература для родителей по конструированию с детьми из бросового материала  в домашних условиях.

Прогнозируемые конечные результаты

-Формирование устойчивого интереса к конструированию из бросового материала.

-Расширения представлений о процессе создания поделок из бросового материала.

-Формирование бережного  отношения к природе.

№ п/п

Риски, возникшие в ходе реализации проекта

Возможности устранения рисков

1

Несформированность знаний, умений, навыков по конструированию из бросового материала.

Дидактическая игра «Сделай сам», «Подбери деталь к поделке».

2

Индивидуальные особенности детей (тип темперамента, неумение идти на контакт с воспитателем)

Показ способа выполнения поделок, беседа.

Функционал участников проекта

Функционал проекта

Функции

Педагоги

Участие в семинарах, круглых столах, беседах

Родители

Участие в родительских собраниях, выставках,

Дети

Участие в беседах, выполнение творческих заданий

Этапы реализации проекта

I этап подготовительный

Направление деятельности

Сроки

I.Изучение литературы по теме авторской технологии

I неделя сентября

II.Проведение диагностических мероприятий направленных на определение уровня знаний, умений, навыков конструирования из бросового материала.

IIнеделя сентября

III.Формирование целей и задач авторской технологии

III неделя сентября

IV.Подбор методической ,справочной  литературы по теме проекта

III-IV неделя сентября

V.Подбор необходимого оборудования  и пособий для практического обогащения авторской технологии

IVнеделя сентября

IIэтап основной

I.Совместная деятельность педагога с детьми, направленная на ознакомление детей с конструированием из бросового материала.

Iнеделя  октября

II.Реализация разработанного перспективного плана по ознакомлению детей с конструированием из бросового материала.

II неделя октября-IVнеделя января

III.Работа с родителями

Iнеделя  февраля –IVнеделя апреля

IIIэтап-заключительный

Осуществление диагностических мероприятий направленных на сформированность у детей знаний, умений, навыков по конструированию из бросового материала.

Май

Литература

1)Л.Д. Комарова. Дидактические и логические игры с цветными крышками: Учебное пособие.— СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС».2007.

       2)Лиштван З.В.Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд.3-е, доп.М.,           «Просвещение»,1971.

3) Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. - Ярославль: Академия развития  ,2006.

4) Горичева В.С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок.— Ярославль: Академия развития,2001.

5)Петрова И.М.Объемная аппликация: Учебно-методическое пособие. - СПб.: «Детство – Пресс»,2002.

6)Дубровская Н.В.Аппликация из гофрированной бумаги. - СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»»,2010.

7)Колесникова Е.Забавные мочалки для детей и взрослых. М.:Эскмо,2008.

8)Дубровская Н.В. Чудесные тарелочки. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – ПРЕСС»,2010

9)Куцакова Л.В.Художественное творчество и конструирование. - М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2017.

10)Дубровская Н.В.-Тематические занятия по формированию  изобразительных навыков у детей 5-7 лет. « Природа».-СПб.:ДЕТСТВО –ПРЕСС»,2006.

                                                                                     Работа с родителями

Месяц

Сентябрь

Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры  детей  дошкольного возраста».

Октябрь

Оформление стенда для родителей «Наше творчество» на тему «Осенний калейдоскоп» (поделки из бросового материала (ватные диски, ватные палочки)

Ноябрь

Папка – передвижка « Идеи для поделок из бросового материала»

Декабрь

Выставка  новогодних игрушек из бросового материала «Чудеса в Новом Году»

Январь

Изготовление масок для Рождественских  Колядок.

Февраль

Выставка «Боевая техника» из  бросового материала.

Март

Мастер-класс  мамами «Чудесная шляпа»(из бросового материала)

Апрель

Разработка рекомендаций для родителей по конструированию из бросового материала.

Май

Педагогический всеобуч для родителей «Мастерим с детьми из бросового материала»

Технологическая карта

Конструирование из бросового материала в средней группе

(4-5 лет)

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Методы и приемы обучения

Форма организации

деятельности

Способы

выполнения

Сентябрь

«Осенний лист»

Учить детей путем складывания бумаги изготавливать осенний лист. Развивать глазомер, мелкую моторику рук. Воспитывать  интерес к  конструированию из бумаги.

Бумажные салфетки красного, зеленого, желтого

,оранжевого цвета.

Показ, объяснение,

художественное слово, стихи, загадки о листочках

Подгрупповая

Оригами

Октябрь

«Ваза для фруктов»

Знакомить детей с конструированием из бросового материала. Развивать конструктивные навыки, воображение. Воспитывать усидчивость.

Коробочки, в котором находились разные косметические средства, картон для оформления ножки  вазы

Показ, объяснение способа выполнения

Групповая

Оформление коробочки, склеивание деталей

Ноябрь

«Фрукты «

Продолжать учить детей создавать различные поделки из бросового материала, путем конструирования. Развивать   творческие способности. Воспитывать  аккуратность.

Паралон,

кусочки  проволоки в зеленой обмотке.

Показ фруктов, художественное

слово

Подгрупповая

Вырезывание  силуэта фруктов из паралона, изготовление из цветных проволок стебля и листьев.

Декабрь

«Новогодние

колокольчики из пластиковых стаканов»

Формировать умение  детей конструировать новогодние игрушки из бросового материала. Развивать вообржение, память, конструктивные навыки. Воспитывать эстетические чувства.

Пластиковые стаканы,

мишура, цветная бумага, деревянные шарики маленького размера, ленточки

Показ новогодних игрушек, рассматривание иллюстрация, объяснение и показ способа выполнения.

Индивидуальная

Оформление пластиковых стаканов в новогоднюю игрушку, прикрепление шарика к ленточке, склеивание

Январь

«Снежинки»

Продолжать учить детей конструировать поделки из бросового материала. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать усидчивость.

Салфетки бумажные

Показ иллюстраций с изображением снежинок, показ способа выполнения, художественное слово (загадки, стихи о зиме, снежинках).

Индивидуальная

Складывание бумаги  по образцу, вырезывание узоров.

Февраль

«Самолеты»

Продолжать совершенствовать у детей умение из  бросового материала    создавать поделки. Развивать воображение, самостоятельность.

Воспитывать интерес к конструированию из бросового материала.

Коробки  картонные

Показ игрушек самолетов, макетов самолетов выполненных из коробок.

Групповая

Вырезывание ножницами частей самолета и скрепление их по образцу.

Март

«Цветок для мамы»

Формировать у детей умение изготавливать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность, чувство любви к близким людям.

Крышки разноцветные для бутылочек, трубочки для напитков.

Показ способа выполнения, объяснение, рассматривание иллюстраций.

Групповая

Склеивание крышек по кругу, скрепление трубочки для напитков

Апрель

«Кошельки»

Совершенствовать умение детей изготавливать поделки из бумаги. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать интерес к конструированию поделок из бросового материала.

Подарочные пакеты

Показ кошельков их разнообразие, показ способа  изготовления кошельков из подарочных пакетов

Групповая

Из вырезанных прямоугольников из подарочных пакетов, дети изготавливают кошельки путем складывания.

Май

«Весеннее дерево»

Продолжать формировать умение детей создавать поделки из бросового материала. Развивать творческие способности. Воспитывать  бережное отношение к природе.

Трубочки для питья напитков, цветная бумага.

Показ способа выполнения, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев.

Групповая

Формирование стеблей из трубочек, склеивание их. Изготовление из цветной бумаги листьев, путем складывания .

Технологическая карта

по конструированию из бросового материала в старшей группе

(5-6 лет)

Месяц

Тема

Цель

Материал и оборудование

Методы и приемы обучения

Форма организации

деятельности

Способы

выполнения

Сентябрь

 «Осеннее дерево»

Продолжать учить детей создавать поделки  путем конструирования из бросового материала. Развивать творческие способности. Воспитывать аккуратность.

Подарочные пакеты коричневого цвета, кусочки проволоки, цветная бумага  зеленого цвета.

Беседа об осени, рассматривание осеннего дерева, показ способа выполнения, объяснение этапов конструирования дерева из бросового материала.

Групповая

Складывание кусочка коричневого картона в трубочку для получения ствола дерева, конструирование веток из проволок, складывание цветной бумаги пополам, вырезывание ножницами овальной формы. Склеивание листочков на веточки.

Октябрь

«Грибы»

Продолжать знакомить детей с бросовым материалом. Обучать различным приемам работы с бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию.

Одноразовые стаканы, деревянные шпажки.

Беседа о лесе, о созревании грибов, рассматривание грибов, показ способа выполнения.

Индивидуальная

Соединение шпажки и стаканчика путем склеивание. Оформление гриба

Ноябрь

«Шкатулка для мамы»

Продолжать знакомить детей с днем матери. Продолжать учить детей создавать поделки  из бросового материала

Картонные коробочки среднего размера, клей,цветная бумага

 Беседы о маме,показ сюжетных картин с изображением семьи,рассматривание фотографий,составление описательных рассказов.

Групповая

Оклеивание коробочки, складывание цветной бумаги-оригами цветочки для украшения шкатулки.

Декабрь

«Дед  Мороз»

Закреплять знания детей о празднике Новом Годе. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать аккуратность.

 Втулка для бумажных  полотенец, клей, бумага цветная .

.Заучивание стихотворений о Новом Годе, рассматривание иллюстраций Дед Мороз, составление описательных рассказов по игрушке «Дед Мороз», объяснение, показ способа конструирования Деда Мороза.

Индивидуальная

Оклеивание втулки цветной бумагой, конструирование  головного убора Деда Мороза путем изготовления конуса, изготовление рук Деда Мороза путем скручивания  бумаги.

Январь

«Снежинки»

Продолжать учить детей конструировать поделки из бросового материала. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать усидчивость.

Фольга

Показ иллюстраций с изображением снежинок, показ способа выполнения, художественное слово (загадки, стихи о зиме, снежинках).

Индивидуальная

Складывание  фольги по образцу, вырезывание узоров.

Февраль

 «Кружка для папы»

Продолжать совершенствовать у детей умение из  бросового материала    создавать поделки. Развивать конструктивные навыки, воображение, самостоятельность.

Воспитывать  любовь и уважительное отношение к членам своей семьи.

Коробки  картонные

Беседа с детьми о празднике 23 февраля, рассматривание составных частей кружки, показ способа конструирования.

Групповая

 Вырезывание из коробки прямоугольника, соединение сторон ,получение конуса, оклеивание подарочной бумагой, вырезывание полоски(ручки кружки),склеивание.

Март

«Корзина с цветами для мамы»

Закреплять знания о празднике 8 марта. Развивать умение складывать бумагу по образцу. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Подарочная бумага, клей, цветная бумага, пластмассовые соломинки.

Показ способа выполнения, объяснение, рассматривание иллюстраций,

Групповая

Складывание подарочной бумаги в квадратную форму, складывание из бумаги-цветы(оригами),присоединение соломинок(стебель)к цветам).

Апрель

«Летающая тарелка»

Закрепить  знания о космическом пространстве. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать аккуратность..

Пластиковые тарелки,фольга,цветная бумага, ватные палочки,

Показ, показ способа  изготовления летающих тарелок  из пластиковых тарелок, чтение художественной литературы о космосе и космическом пространстве.

Групповая

Склеивание  2-х тарелок, обертывание фольгой,оклеивание,наклеивание декоративных элементов(полосок),формирование антенны из ватных палочек, присоединение..

Май

«Сказочные персонажи» (по выбору детей).

Продолжать формировать умение детей создавать поделки из бросового материала. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать  бережное отношение к природе.

Цветной картон, клей, цветная бумага.

Показ способа выполнения, рассматривание иллюстраций с изображением  сказочных персонажей одетых в русские народные костюмы.

Групповая

Сворачивание цветного картона в конусообразную форм, также изготовление   рук из трубочек из цветной бумаги, изготовление нарядов для персонажей из цветной бумаги

Технологическая карта

(подготовительная к школе группа)

(6-7 лет)

Сентябрь

«Цветок»

Продолжать знакомить детей с бросовым материалом. Обучать различным приемам работы с бросовым материалом. Развивать воображение, фантазию.

 СД диски, цветной картон, клей

Рассматривание цветка, ее составных частей, загадывание загадок о цветах, беседа о цветах.

Индивидуальная

Склеивание СД дисков по кругу, скручивание бумажной трубочки присоединение к цветку, склеивание

Октябрь

«Гусеница»

Продолжать закреплять знания  детей  о насекомых. Продолжать учить детей создавать поделки  из бросового материала. Воспитывать бережное отношение к природе.

Цветные полоски шириной 5 см разного цвета, клей.

 Беседы  насекомых, показ сюжетных картин с изображением  насекомых, загадывание  загадок о насекомых, составление описательных рассказов.

Групповая

Склеивание концов цветных полос, формирование миницилиндров, вырезывание тонких полос из цветной бумаги формирование усиков, приклеивание рта и глаз.

Ноябрь

«Мебель для кукол»

Закреплять знания детей о предметах мебели. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать аккуратность.

 Спичечные коробки, цветная бумага, клей.

Рассматривание мебели, составление описательных рассказов, показ способа конструирования мебели.

Индивидуальная

Оклеивание цветной бумагой спичечных коробок, конструирование спинки  мебели, скручивание цветной бумаги в трубочки для формирования ножек.

Декабрь

«Снежинки»

Продолжать учить детей конструировать поделки из бросового материала. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать усидчивость.

Бумажные ажурные салфетки,нохницы

Показ иллюстраций с изображением снежинок, показ способа выполнения, художественное слово (загадки, стихи о зиме, снежинках).

Индивидуальная

Складывание   бумажной салфетки  по образцу, вырезывание узоров.

Январь

«Снеговик»

Продолжать совершенствовать у детей умение из  бросового материала    создавать поделки. Развивать конструктивные навыки, воображение, самостоятельность.

Воспитывать  любовь и уважительное отношение к членам своей семьи.

Ватные  шарики средних размеров (3 шт.), цветной картон, пряжа.

Беседа с детьми о зимних прогулках, развлечениях,  рассматривание снеговика, показ способа конструирования.

Групповая

 Скатывание кусочков ваты в шарики, их склеивание, из цветного картона-конструирование цилиндра (ведро), вырезывание круга (дно ведра), и полоска бумаги(ручка ведра),из оранжевого цветного картона конструирование конуса(морковка-нос снеговика).

Февраль

«Боевая техника» (машины, танки)

Продолжать учить детей конструировать из бросового материала. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать чувство патриотизма.

Картонные коробки среднего размера, клей, ножницы.

Беседа с детьми о празднике 23 февраля, о Российской Армии, показ  способа конструирования

Индивидуальная

Из коробки среднего размера формирование кузова, вырезание верхней части коробки формирование кузова, вырезывание кругов из цветного картона (4 шт.) колеса, соединение кузова, кабины и колес. Окрашивание  в зеленый цвет.

Март

«Ваза с цветами для мамы» (ирисы).

Закреплять знания о празднике 8 марта. Развивать умение складывать  ватный диск по образцу. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Цветной картон, подарочная бумага, ватный диск, клей, ватные палочки.

Показ способа выполнения, объяснение, рассматривание иллюстраций,

Групповая

Складывание подарочной бумаги в цилиндрическую форму (ваза), вырезывание круга из подарочной бумаги (дно вазы), складывание из ватного диска-цветы (ирисы), присоединение соломинок(стебель)к цветам)

Апрель

«Ракета»

Закрепить знания о празднике «День космонавтики». Развивать умение конструировать конус из бумаги. Воспитывать любовь к Родине.

Втулки для бумажных кухонных полотенец, цветной картон, клей.

Показ, показ способа  изготовления ракет  из  втулок для бумажных полотенец, чтение художественной литературы о ракетах.

Групповая

Оклеивание втулки, складывание цветного  картона конус (носовая часть ракеты), изготовление конусов для хвостовой части, склеивание деталей.

Май

«Пчела»

Продолжать формировать умение детей создавать поделки из бросового материала. Развивать конструктивные навыки. Воспитывать  бережное отношение к природе.

Капсулы киндер-сюрприза, клеек цветная бумага.

Показ способа выполнения, рассматривание иллюстраций с изображением  насекомых

Групповая

Наклеивание на капсулы черных полос, наклеивание  глаз, носа, рта, складывание из цветной бумаги крыльев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала.

Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детску...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окру...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

В статье раскрывается проблема развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Статья опубликованна в Сборнике материалов IX Международной научно-практической конференц...