Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала.
статья по аппликации, лепке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему


Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детскую индивидуальность. Главной задачей для педагога является научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе этого создать разнообразные художественные образы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           Развитие творческих способностей дошкольников в

                          процессе конструирования из природного материала.

                   И.В.Антонова, Т.И.Сальникова, воспитатели ГБДОУ №43

                                                Невского района Санкт – Петербурга.

 

                                                             «Источник способностей и дарований детей – на                                                                                          

                                                               кончиках их пальцев. По пальцам, образно          

                                                             говоря, идут тончайшие ручейки, которые

                                                              питают источник творческой мысли».

                                                                                                       В.А.Сухомлинский.

               

              В работе с детьми есть виды деятельности, интерес к которым у педагога не иссякнет никогда. Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детскую индивидуальность.

              Самое большое наше увлечение – конструирование из природного материала. Несмотря на то, что конструирование отнесено к образовательной области «Познание», мы можем сказать, что по своему характеру оно ближе к художественным видам продуктивной деятельности. Возможности работы с природным материалом огромны. В последние годы наблюдается постоянное усовершенствование традиционных техник. Мы, взрослые, удивляемся, как широко и изобретательно используется в современном мире природный материал, как фантастически красивы поделки из него. Нашу увлеченность мы пытаемся передать детям.

             Главной задачей для педагога является научить детей чувствовать специфику природного материала, видеть богатую палитру его красок, форм, фактуры и на основе  этого создать разнообразные художественные образы.

             В каждой возрастной группе свои особенности работы с природным материалом.

            В младшей группе детского сада мы «настраивали» (готовили) детей к предстоящей работе. Проводили много упражнений для подготовки пальцев рук:

  • «Пальчиковая гимнастика»;
  • «Игровые упражнения с использованием круп, гороха, фасоли»;
  • «Мозаика»;
  • «Обводки».
  • «Делай как я».

             Дети 3-4 лет это в первую очередь «деятели». Помня это, часто прогуливаясь по территории детского сада,  привлекали детей к нахождению природного материала. Вот кленовый листочек, а вот желудь, а вот интересный сучок…

С малышами рассматривали, обследовали, учили замечать, что на листочке есть узор, что желудь гладкий и похож на голову человека и т.д.  Ведь умение замечать что-то необычное в обычном  это и есть творчество.

             Принеся природный материал в группу мы рассказывали о том, что его нужно правильно заготавливать и хранить. Давали элементарные знания о засушивании и хранении. Ну а когда наш растительный материал был готов мы,  организовывали с детьми совместную деятельность по изготовлению поделок. Темы выбирали в соответствии с возрастом: «Красивые бабочки», «Птички», «По грибы», «Березка» и т.д.

            Самая главная задача для нас в младшей группе – это «зародить» интерес к этому виду творчества.

            К средней группе детского сада у детей уже окрепли руки, они уже имеют представления о конструировании из природного материала и более осознанно выполняют задания. Поэтому, мы немного усложняем задания, обращаем внимание на сезонность. Осенью изготавливаем поделки из растительного материала. Обращаем внимание детей на свойства материалов, предметов, на правила обращения с засушенными листьями (они ломкие, хрупкие). Зимой мы используем крупы, так как они лучше отражают явления природы. Весной знакомим детей с техникой «Волшебные ниточки». Делаем поделки из цветных резаных ниток.

             Дети 4-5 лет уже могут по образцу воспитателя выполнять объемные работы из шишек, каштанов, желудей с использованием пластилина.

             Если в младшем возрасте дети создавали предметные картины, то в старшем возрасте они могут создавать сюжетные панно и композиции.

             Старший возраст характеризуется тем, что дети стали более самостоятельны и поэтому расширяется ассортимент природного материала: ткани, ракушки, глина, тесто, разновидности камней.

              В старшем возрасте мы придаем большое значение коллективным работам, так как у детей уже есть опыт работы в коллективе или группе. Поэтому у ребенка вырабатывается умение выполнять определенный этап работы. Дети учатся чуткости, трудолюбию и взаимопониманию. Каждый ребенок получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общем деле.

             Работая с детьми 5-7 лет следует помнить, что главной задачей  педагога является побуждать ребенка фантазировать, подводить к творчеству с помощью вопросов:

  • «На что это похоже?»;
  • «Кого напоминает?»;
  • «Из какого материала лучше сделать?».

Не следует ребенку подсказывать результат.

             Наблюдая за детьми во время работы, мы пришли к выводу, что у девочек и у мальчиков есть свои предпочтения в выборе темы и материалов. Девочки, например, любят работать с мелким «домашним» природным материалом (крупой, тканью, ракушками, тестом), а мальчики отдают предпочтения более крупному материалу (шишкам, камням, веткам и т.д.). Девочки любят создавать плоскостные изображения. Они  выкладывают из круп, ракушек, лепят из теста цветы, узоры, домашнюю утварь. А мальчики выбирают темы свойственные им: конструируют самолеты, вертолеты, парусные лодки, драконов.

              И сразу напрашивается такой вывод: мальчики - наши защитники, а девочки – хранительницы очага, будущие мамы.

              В дошкольном возрасте главной опорой для ребенка, главной сферой его нравственного роста и развития остается семья. Отец и мать являются самыми близкими и любимыми людьми, поэтому они играют главную роль в воспитании ребенка и должны показать ему образец нравственного поведения. Через их действия, поступки, отношения, через всю атмосферу жизни в семье, через семейный уклад у детей формируется ответственное отношение к общему делу, трудолюбие и другие личностные качества. Ребенок очень любит мастерить игрушки вместе с родителями. Совместная работа родителей и детей в изготовлении игрушек из природного материала дает реальное воплощение мысли и фантазии. Для общего развития очень важно настроение ребенка и чувство удовлетворения, радости, которую он испытывает выполнив работу. Поэтому к своему увлечению мы приобщаем родителей.

В нашей группе и музее детского сада организуются сезонные и тематические выставки по темам:

  • «Золотая осень»;
  • «Встречаем Новый год»;
  • «Весна – красна»;
  • «Умелые ручки» и т.д.

Проводим с родителями консультации на темы:

- «Как заготовить природный материал»;

- «Поделки из ракушек, круп, теста».

  • Знакомим с литературой по данной теме.
  • Проводим мастер классы: «Волшебные ниточки», «Оживим камень»,

«Такие разные ракушки».   

  • Предлагаем посетить музей Почвоведения.
  • Приобщаем детей и родителей к изготовлению подарков для своих

друзей и близких с использованием природного материала. Рубрика «Своими

руками».

В заключение хотелось бы напомнить о замечательных свойствах природного материала:

  • Безопасен.
  • Доступен.
  • Дает возможность соприкоснуться с природой и окружающим миром.
  • Способствует развитию мелкой моторики, сенсорному развитию, умственному развитию (прослеживают путь изготовления, рассматривают, анализируют).
  • Развивает любознательность (знакомство с новым), фантазию, образное мышление.
  • Формирует трудолюбие.
  • Создает эмоциональный настрой, вызывает радость от процесса труда и конечного результата (поделки).

  Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Приглашаем вас творить вместе с нами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окру...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"...

"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"

Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ ИЗ БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА

В статье раскрывается проблема развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста. Статья опубликованна в Сборнике материалов IX Международной научно-практической конференц...