Сценарий педсовета «Развитие творческих способностей дошкольников через активизацию художественно-эстетической деятельности»
учебно-методический материал на тему

Синявина Елена Геннадьевна

Цель: Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры. Систематизировать знания педагогов о свойствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников. Формировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций. Развивать фантазию, творческое воображение и ассоциативное мышление. Стимулировать желание проявить инициативу, отстаивать свою точку зрения.

Закреплять навыки работы в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx183.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий педагогического совета в ДОУ

 «Развитие творческих способностей дошкольников через активизацию художественно-эстетической деятельности»

Цель: Закрепить знания педагогов в области развития творческих способностей детей, а именно их способностей к изобразительной деятельности, формированию культуры. Систематизировать знания педагогов о свойствах, методах и приемах эстетического воспитания дошкольников. Формировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций. Развивать фантазию, творческое воображение и ассоциативное мышление. Стимулировать желание проявить инициативу, отстаивать свою точку зрения.

Закреплять навыки работы в коллективе.

Ход педсовета.

     Одной из необходимых предпосылок повышения обшей культуры человека, становления его как духовной сущности, понимающей себя и мир вокруг себя, является художественно-эстетическое воспитание.

Художественно-эстетическое воспитание соединяет в себе два человеческих начала – Добро и Красоту. Назначение художественно-эстетического воспитания – сделать человека чище, лучше, добрее.

В кратком словаре по эстетике эстетическое воспитание определяется как «Система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве».

Способность видеть, чувствовать и понимать Прекрасное и Доброе является показателем высокого уровня развития ребенка, а также выступает стимулом для развития творческих способностей.

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности. В совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Общение с произведениями искусства, отражающими действительность, в том числе и сферу человеческих чувств, способствуют формированию эстетического сознания.

В педагогике уже сложилось определение понятия эстетического воспитания как воспитания способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве; как воспитания стремления самому участвовать в создании прекрасного, вносить его элементы в жизнь; как приобщение к художественной деятельности и развитие художественно – творческих способностей.

Художественное воспитания – это также эстетическое воспитание, но осуществляемое средствами искусства.

Эстетическое – шире художественного, в его задачи входит воспитание эстетического отношения к природе, общественной жизни, труду, быту.

Содержание понятия «эстетическое воспитание» определяет и конкретные его задачи.

По отношению к детям и д/в эти задачи можно сформулировать так:

- систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей.

- приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них привычку вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения.

- закладывать первоначальные основы эстетического вкуса, подводить детей к оценке наиболее доступных явлений.

- развивать художественно – творческие способности детей.

Большой вклад в теорию и практику эстетического воспитания внесли: Н.К.Крупская. Она подчеркнула значение искусства для формирования чувств и мыслей ребенка, указала пути развития творческих способностей детей.

Она уделяла немало внимания установлению требований к художественным произведениям детей, в частности и детской книжке.

- А.С.Макаренко, Н.Аксарина, Е.Аркин

- Плодотворно разрабатывали вопросы эстетического воспитания С.Т. и В.Н. Шацкие.

Для успешного художественно-эстетического развития ребенка воспитателю необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом разнообразные формы и виды детских занятий и развлечений. При этом, разумеется, прямое педагогическое воздействие не приводит к одинаковому развитию всех детей. И здесь нужна умелая, кропотливая работа с каждым, исходя из его растущих потребностей, интересов и возможностей. Индивидуальность личности проявляется, например, в художественном творчестве, дающем возможность каждому ребенку выразить себя и реализовать свои способности с наибольшей полнотой. Но если создать для всех детей благоприятные условия , то можно рассчитывать, что каждый из них будет успешно осваивать доступный ему опыт художественно-эстетической деятельности.

И задача воспитания и обучения не столько дать детям знания и «натаскать» в приемах действия, сколько создать условия для самореализации личности. Только в такой ситуации ребенок будет развиваться адекватно, продуктивно и результативно в плане своего личностного роста.

          О том,  какие условия для творческого развития детей можно создать и важно создать   и созданы для детей в группе,   расскажет воспитатель 1 младшей группы.

          Как часть условий развития творческих способностей детей – игры: дидактические, словесные. Послушаем воспитателя младшей группы.

          Важным условием успешной работы с детьми по   развитию их творческих способностей, конечно же,  является работа с родителями. О том, какие формы работы с родителями можно использовать по данному направлению развития, расскажет воспитатель средней группы.

А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть, а заодно и проверить свои знания в области художественно – эстетического воспитания.

  УГАДАЙ-КА! (5 минут).

Я раздаю вам карточки с вопросами и вариантами ответов на них. Отметьте в них свои варианты ответа.

Ответы: 1.В. 2.А. 3.В. 4.В. 5.Б. 6.Б. 7.А. 8.А.

Карточки с вопросами для задания УГАДАЙ-КА.

  1. В какой раздел Программы входит ознакомление с искусством?

А Нравственное воспитание.

Б Умственное воспитание.

В Эстетическое воспитание.

  1. Что необходимо для успешного восприятия детьми произведения искусства?

А Сформированное сенсорное восприятие.

Б Определенный уровень знаний.

В Внимание, память.

  1. Основное средство эстетического воспитания – это…

А Игровая деятельность.

Б Наблюдение.

В Специально организованная образовательная деятельность.

 

  1. С какой возрастной группы проводятся специальные занятия по ознакомлению с искусством?

А С младшей

Б Со средней.

В Со старшей.

  1. Основные методы ознакомления дошкольников с искусством.

А Игровые.

Б Практические.

В Словесные.

  1. Изначально предметы народного декоративно-прикладного творчества использовались…

А Для игр.

Б В быту.

В Для декоративного оформления интерьера, одежды.

  1. Основные места, где представлены изделия народных мастеров?

А Выставки и музеи.

Б Детские образовательные учреждения.

В Народные гулянья, ярмарки.

  1. Что такое скульптура, архитектура, живопись?

А Виды искусства.

Б Направления искусства.

В Жанры искусства.

2 остановка: Виды изобразительного искусства.  

вписать   известные вам  виды изобразительного искусства. 

img2

3 задание.  Немного теории.  Поговорим    о жанрах изобразительного искусства.

анималистический  – жанр изобразительного искусства, главные герои – животные. Древнейший – анималистический(от фраflЦ.Animale – животное). Именно ему больше всего внимания уделяли первобытные художники. В древнем мире изображения животных были символичны. Сфинкс – олицетворение единства животного и человека, в ассирийской культуре – образ крылатого быка с головой человека, в греческой – кентавра. Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Известный писатель – анималист Евгений Чарушин написал и проиллюстрировал множество своих произведений. Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. (Слайд7-9)

Портрет – от франц. portrait, от portraire – изображать – изображение человека либо группы людей, существующих или существовавших реально. Портрет – один из ведущих жанров живописи, скульптуры и графики, а также фотоискусства. В основе жанра портрета лежит увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим условием портретности является сходство изображения с портретируемым, причем не только внешнее, здесь важно правдиво раскрыть духовный мир конкретного человека как представителя определенной исторической эпохи, национальности, социальной среды. Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создается непосредственно с натуры. Почтенный возраст у портретного жанра. Поразительного совершенства (прежде вcего – в скульптуре) он достиг уже в Древнем Египте, почти пять тысячелетий тому назад. Портрет – один из самых распространенных жанров изобразительного искусства. Он имеет разновидности: одиночный, подгрудный, поясной, в рост, парный портрет, групповой, автопортрет. (Слайды10-14)

Карикатура от итал. caricatura, от caricare – преувеличивать – особый жанр графического искусства, построенный на использовании элементов сатиры и юмора. В карикатуре сознательно преувеличиваются, обостряются какие-либо внешние или внутренние черты персонажей или явлений. В карикатуре может сочетаться реальное и фантастическое, правдоподобное и абсурдное. При этом всегда преследуется конкретная цель – осмеяние определенного лица или явления. Графическая карикатура получает наибольшее распространение в периоды социальных конфликтов: восстаний, войн, революций. (Слайд15)

Пейзаж – от франц. paysage, от pays – страна, местность – в изобразительном искусстве жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является природа. Начиная с эпохи Возрождения пейзажные мотивы неотъемлемы от изображения человека, они лишь указывают на место действия, часто довольно условно (как, например, в русских иконах). Художники Ренессанса обращаются к непосредственному изучению натуры, разрабатывают принципы перспективного построения пейзажного пространства.

Пейзажный жанр возник в Европе сравнительно недавно хотя в странах Азии он появился намного столетий раньше. Пейзаж очень богат разновидностями: сельский, городской, марина (Itал. marina – морской). В 1897 году вместе с картиной Рерих “Гонец” возник пейзаж исторический, показывающий природу, всей ее древности, как бы увиденной глазами наших далеких предков. Произведения А. М. Васнецова, посвященные прошлому Москве “Симонов монастырь. Облака и золотые купола”, “Красная площадь”, вы, можно отнести к историческому городскому пейзажу. Написал в 1923 году картину “Транспорт налаживается”, Б. Н. Яковлев основоположник советского индустриального пейзажа. (Слайды16-20)

Натюрморт – от франц. nature morte – мертвая природа – жанр изобразительного искусства (главным образом живописи и графики), который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных, в единой среде и объединенных в группу. Натюрморт может состоять из однородных предметов (например, только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т. п.). В натюрмортах могут изображаться и объекты живой природы, но изолированные от своей естественной среды и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, дичь и т. п.). Натюрморт оформился в самостоятельный жанр лишь в XYII веке в Голландии. И хотя это слово переводится с французского как “мертвая натура”, натюрморт рассказывает о красоте жизни; созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасны, творениях природы – цветах, плодах, дарах моря и т. д. (Слайды21-23)

Бытовой жанр – один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены, известные ещё с древних времён, выделились в отдельный жанр искусства лишь в феодальную эпоху. Расцвет бытового жанра Нового времени связан с ростом демократических и реалистических художественных тенденций, с обращением художников к народной жизни и трудовой деятельности простых людей, с постановкой в искусстве важных социальных вопросов.

Родина бытового жанра, как и натюрморта, – Голландия ХVII века. В наше время это один из наиболее распространенных жанров изобразительного искусства, хотя еще совсем недавно первой половине минувшего столетия, он считался низким, недостойным вниманий художника. К бытовому жанру относятся: картины, рисунки, скульптуры, рассказывающие о событиях повседневной жизни. (Слайды24-27)

Особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине, рисунке или скульптуре рассказывается о жизни далекого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение. Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром (так называемый историко-бытовой жанр), портретом (портретно-исторические композиции), пейзажем (“исторический пейзаж”), батальным жанром. (Слайды28-30)

Сказочно-мифологический – жанр изобразительного искусства, герои которого персонажи былин, мифов, сказок . Это один из самых душевных и таинственных жанров. Одним из таких художников является Васнецов. Для Васнецова мир сказки — это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом. Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев. (Слайды 31-33)

Батальный жанр (от фр. bataille — битва) — жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром

 «Угадайка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника - торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

Установка. Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника - торга (ярмарки), на котором все его посетители от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? {Синий?)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полхов-ский Майдан. (Дерево.)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (Глина.)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов.(Жостово.)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (Золотая.)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково \Филимоново, Каргополья. (Игрушка.)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера -в Каргополье. (Гончар.)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских, филимоновских мастеров) являются объемными, то к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (Скульптура.)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городец-кие мастера. (Прялка.)

Итак, ярмарка эта называется свистуньей.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

3 задание РАЗДУМЬЕ (3 минуты)

Решение педагогических ситуаций (по одной на двоих).

Педагогические ситуации.

  • Дошкольникам предложили нарисовать игрушку с натуры, предварительно обследовав ее разными способами. Дети первой подгруппы гладили игрушку, уточняли ее строение. Дети второй подгруппы рассматривали игрушечную белку и иллюстрации, посвященные жизни этого животного в природе. Будут ли различаться рисунки детей? Обоснуйте ответ.

  • Детям, живущим в городе, предложили нарисовать дом.  Большинство отобразили маленькое квадратное строение с треугольной крышей. Чем объяснить однообразие и примитивность рисунков? С какими ошибками, допущенными воспитателем, это связано?

  • Между мамами состоялся разговор:

- как хорошо рисует ваш сын! У моего  - одни каракули. Сколько ни говорю, чтобы старался, выходит плохо.

– а вы его пробовали учить?

– да, я часто усаживаю его за рисование, но у нег все равно ничего не получается. Наверное, нет способностей!

Права ли в своих догадках мама? Дайте совет родителям, желающим развить умения своего ребенка.

  • Папа купил сыну (2 года 3 месяца) цветные карандаши. Мальчик начал рисовать, но ничего похожего на окружающие предметы, не получилось. Мама сказала, что ребенку рисовать еще рано. Но отец вновь и вновь вкладывал в руку малыша карандаш, водил им по бумаге, побуждая называть получившиеся изображения. Кто из родителей прав и почему? Проанализируйте поведение отца с точки зрения учения о «зоне ближайшего развития».

«Веселые музыканты»

Педагоги  составляют оркестр и исполняют на музыкальных инструментах фрагмент  мелодии  (по выбору музыкального руководителя)

Оцениваются владение инструментами, музыкальность, соблюдение ритмического рисунка пьесы, артистизм. Время выполнения 3 минуты.

Ведущий. Завершить нашу  встречу  мне хочется словами педагога Ю.Н. Хижняк: “Когда ушла моя юность и пришла зрелость, я поняла, что влияние красоты в детском возрасте на нежную душу огромно. Если научить ребенка видеть и понимать ее, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, наслаждаться ею и бороться за нее или создавать своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения с другими людьми, свою работу, творчество, увлечение, семью”.

Решение педасовета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....

Презентация проекта"Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности"

Презентация содержит актуальность, цель,задачи проекта. Также проект включает план реализации и ожидаемый результат....

Педагогический опыт «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности».

Тема моего педагогического опыта: «Формирование и развитие коммуникативно – личностных качеств и эмоционально – творческих способностей дошкольников через различные виды музыкальной деятельности». Эту...

Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста...

Развитие творческих способностей дошкольников через основные виды музыкальной деятельности

Автором представлена консультация для педагогов и родителей...

Консультация для воспитателей « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности».

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение ...