Методический материал "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
материал (младшая группа) по теме

Молодькова Анастасия Сергеевна

Методический материал по использованию нетрадиционных техник в работе с детьми младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_rabota.docx30.46 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №222

 «Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

       Слово «творческий» употребляется как в научном языке, так и в разговорном. Часто мы говорим не просто об инициативе, а о творческой инициативе, не о мышлении, а о творческом мышлении, не об успехах, а о творческих успехах. Но не всегда мы задумываемся о том, что же следует добавить, чтобы инициатива, мышление и успех заслужили определение «творческой».

         Творческое мышление и творческая деятельность являются особенностью человека. Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Без этого качества нашего поведения развитие человечества и человеческого общества было бы немыслимо. Все, что нас окружает, связано с творческим мышлением и деятельностью людей: орудия труда и машины, дома; предметы быта; телевидение и радио, часы и телефон, холодильник и автомобиль. Но и общественная и даже частная жизнь людей исторически основываются на творческих достижениях. Это совершенно справедливо и для сегодняшнего, и для будущего развития общественной жизни.

         Формирование творческого мышления – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду.

Цель работы: формирование творческого мышления детей дошкольного возраста через знакомство с нетрадиционными способами изодеятельности.

 Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками изодеятельности.
  • Сформировать у детей технические навыки рисования.
  • Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные художественные техники.

      Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления  детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

          К нетрадиционным техникам рисования относятся:

  • тычок жесткой полусухой кистью,
  • рисование пальчиками,
  • рисование ладошкой,
  • оттиск пробкой,
  • оттиск печатками из картофеля,
  • обрывание бумаги,
  • скатывание бумаги,
  • оттиск поролоном,
  • оттиск пенопластом,
  • оттиск печатками из ластика,
  • оттиск смятой бумагой,
  • восковые мелки + акварель, свеча + акварель,
  • печать по трафарету,
  • монотипия предметная,
  • «знакомая форма — новый образ»,
  • черно-белый граттаж (грунтованный лист),
  • кляксография обычная,
  • кляксография с трубочкой,
  • кляксография с ниточкой,
  • набрызг,
  • отпечатки листьев,
  • тиснение,
  • акварельные мелки,
  • тычкование,
  • цветной граттаж,
  • монотипия пейзажная.

Использование нетрадиционных техник рисования

Новизна - приобщение детей к художественному творчеству посредством нетрадиционных техник рисования в образовательной области «Художественное творчество»

Главное – создание и систематическое обогащение  художественно-эстетической развивающей среды.

Доступность –  работа по программе И.А.Лыковой и разработка комплекса занятий по нетрадиционной технике рисования по материалам вариативных, дополнительных, альтернативных для успешного развития детской личности.

Результативность – сформировать у детей интегративные качества:

-  овладевший необходимыми умениями и навыками;

-  овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи(проблемы) адекватные возрасту;

-  любознательный, активный.

       Работая в детском саду, наблюдаю, как меняется содержание и задачи изобразительной деятельности дошкольников. Задумалась над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них ту самую уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге. С этими мыслями я принялась штудировать всевозможную литературу по обучению детей изобразительной деятельности. И мне удалось найти то, что нужно. В настоящее время использую новые и довольно интересные программы и педтехнологии, стараясь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Основная программа, по которой я работаю - это новая авторская программа И.А.Лыковой «Цветные ладошки». Она стала открытием и опорой в дальнейшей моей работе.

    В программе  представлен новый подход к художественно – творческому развитию детей, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.  Всё в ней оригинально и увлекательно как для детей, так и для меня – преподавателя. Ведь главное в моей работе, да и в работе любого педагога, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш или кисточку и мучить его. Первые неудачи вызовут разочарование, и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

      Все занятия по программе И.А. Лыковой не просто содержательны, но и увлекательны тем, что содержат очень много занятий с использованием нетрадиционных  техник: например, рисование по мокрому, рисование ватными палочками, рисование пальчиками, рисование нитками, рисование песком, рисование щёткой или расческой, аранжировки  из цветов и плодов (цветочные вазы и корзинки).

    Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы,  которые могут использоваться в оформлении детского сада.

   Большое внимание в своей деятельности я уделяю обучению детей рисованию с использованием нетрадиционных техник. Это интересно и увлекательно!

   На занятиях изодеятельности рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует:

-интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

- развивает уверенность в своих силах;

- развивает пространственное мышление;

- учит детей свободно выражать свой замысел;

- развивает мелкую моторику рук.

В своей работе использую игры на развитие творческой активности:

   1. Наверно многие замечали, что если прольётся на стол несколько капель воды, дети сразу начинают выводить рисунки, поэтому в моей коллекции  появилась игра «Волшебная капля». Дети рисуют цветными каплями. В данной технике развивается не только воображение, но и закрепляются умения смешивать и различать оттенки цветов.

   2. Игровое упражнение «Простые рисунки".

Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых.  При их создании не нужно закладывать никакого определенного значения.

Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше.

   3. В дидактической игре «Рисование нитками» развивается мелкая моторика рук, воображение, фантазия.

   4. Необычные рельефные рисунки получаются способом «Тиснения». Рисовать этим способом очень легко. Все наверно помнят, как в детстве подкладывали копейки под лист и рисовали карандашом, получалась копия копейки. Мы подкладываем лист гофрированного картона и рисуем всё что хочется.

   5. В дидактических играх «Создай картину» и «Угадай картину» учимся различать виды живописи: натюрморт, пейзаж и портрет.

   Свою работу  с использованием нетрадиционных техник начинаю с младшей группы по принципу «от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

  • рисование пальчиками, ладошками
  • рисование тычками из поролона, ватными палочками
  • печатание листьями

В средней группе добавляется:

  • Рисование свечой

В старшей группе нетрадиционные техники:

  • Кляксография с трубочкой
  • Монотипия

  • Набрызг
  • Восковые мелки + акварель
  • Оттиск смятой бумагой
  • Рисование поролоном
  • Гравюра
  • Оттиск пробкой, поролона, пенопласта

В подготовительной группе добавляется:

  • Тиснение
  • Тычок жесткой полусухой кистью
  • Рисование по сырому
  • Черно-белый граттаж
  • Кляксография с ниткой
  • Батик
  • Рисование солью
  • Расчёсывание краски
  • Двойное примакивание кисти

   На занятиях  использую также тематическую литературу, музыкальное сопровождение, фольклорный и игровой материал, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

Всё это помогает мне всесторонне развивать личность ребёнка, учить его выражать своё творческое начало и своё собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

При моем появлении в любой из групп первая реакция детей – радость и немедленный вопрос: “Что мы будем сегодня рисовать и чем?”

Те знания и умения, которые  дети получают в детском саду, позволяет им без особых затруднений выполнять в школе задания по рисованию

1. Цель: Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы рисования.

Задачи:

  • приобщение детей к миру искусства
  • развитие творческого потенциала в изобразительной  деятельности.
  • вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • учить детей манипулировать с разнообразными по качеству, свойствам материалами, использовать нетрадиционные способы изображения.
  • побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

2. Особенности организации  художественно-творческой деятельности:

- интеграции образовательных областей: «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы»,  «Коммуникация», «Познание», «Музыка», Художественное творчество».

-   непосредственная образовательная деятельность;

-   самостоятельная деятельность детей;

-   взаимодействие с семьёй детей;

-   привлечение средств художественной литературы.  

Формы и методы работы:

- театрализация;

- рассматривание картин и книжных иллюстраций;

- оформление выставок;

-чтение и обсуждение художественных произведений;

- игра дидактическая;

- продуктивная деятельность;

Результативность  Работа  с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Постоянно проходят выставки детских работ для родителей. Принимаем участие в районных и областных конкурсах.

Список литературы:

1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.

2. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.

3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

4. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.

5. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.

7. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

8. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

9. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашенными опилками, на самоклеющейся пленке // Обруч. – 1999. - №2

10. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]: http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности"....

"Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"

quot;Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности"...

Презентация. Развитие творческого и логического мышления дошкольников через нетрадиционную технику изобразительной деятельности

Развитие творческого и логического мышления дошкольников через нетрадиционную технику изобразительной деятельности...

Консультация для воспитателей « Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности».

Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей. Общение ...

"Развитие творческих способностей дошкольников, через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Дошкольный возраст - это тот период, когда изобразительная деятельноять может стать и чаще всего являетсяустойчивым увлечением не только "особо" одарённых, но и всех детей.Общение с искуство...

Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Искусство   заключается   в   том,   чтобы   найти   в   необыкновенном обыкновенное и обыкновенное в необыкновенном.Дени Дидро....