"Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"
методическая разработка (рисование, младшая группа) по теме

Чернова Яна Ивановна

В данном материале представлен опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через  нетрадиционные техники изобразительной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shcherbuha_ya.i._mbdou_no18_opyt_raboty..doc376 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18 «РАДУГА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

«Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники изобразительной деятельности»

                                                                           Щербуха Яна Ивановна

Воспитатель

 муниципального   бюджетного

дошкольного образовательного

 учреждения комбинированного

 вида №18 «Радуга»                                                

Г.Тихорецк

2012 г.

Содержание

1.Литературный обзор состояния вопроса…………………………………….3

2.Психолого-педагогический портрет группы ……………………….……….6

3.Целостное описание опыта работы………………………….………………..7

4.Библиографический список ………………………………………………......14

5.Приложения………………..………………………………………………......15

  1. Литературный обзор состояния вопроса.

               Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

               На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

                С 2010 года я осуществляю педагогическую деятельность в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении № 18 «Радуга». В настоящее время я работаю в средней  группе, которую посещает 24 ребенка. Выбор темы исследования, посвященного проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие художественно -  творческих способностей детей в изобразительной деятельности возник не случайно. Работая с детьми  дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей остаются на среднем уровне, многие композиции  выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного – "своих", искренних рисунков, отсутствует  творческий подход, они не отражают  то, что значимо для рисующего их ребенка. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного изображения можно назвать “хэппенинг” (в переводе с английского – “случаться”). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции “творца”.

               Понятие техники в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов-представлений и овладения способами изображения. Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.

Движения руки, направленные на выполнение рисунка, не рождаются самим процессом изображения, ведь ребенок только начинает творить. Поэтому способам рисования его следует учить. Что же собой представляет техника рисования? Художники включают в это понятие технику линии, тушевки, определенную манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, карандаша, угля, красок: пастельных, масляных, акварельных, гуаши, темперы и др.) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями. Однако техника понимается и более узко: как прямой, непосредственный результат работы художника со специальным материалом и инструментом (отсюда выражение: техника масляной живописи, акварели, гуаши и пр.), умение использовать выразительные возможности материала, и более широко: как, например, способ передачи вещественности предметов. Рисование в детском саду — художественно-творческая деятельность, так же, как и деятельность художника, включает определенную технику. Овладеть этой техникой ребенку необходимо для того, чтобы он мог свободно ею распорядиться при решении различных изобразительных задач, наиболее полно выразить в рисунке свои впечатления от происходящих в жизни событий и явлений. По мнению Т. С. Комаровой, обучение детей технике рисования должно осуществляться «не само по себе, не ради технического совершенства изображения, а для того, чтобы ребенок мог выразительно и без особых затруднений создать то изображение, которое он захочет». (12)

               Если ребенок не владеет своей рукой, каждое изобразительное движение дается ему с трудом, рука быстро устает и процесс создания изображения не приносит радости. Вместе с тем овладеть линией, штрихом, пятном как средствами выразительности, научиться правильно держать карандаш, кисть, рациональным способам их использования — достаточно сложная задача, решить которую самостоятельно ребенок не может. Необходимо, чтобы он правильно воспринял способы действия в рисовании от взрослого.

              В процессе целенаправленного обучения у детей вырабатывается смелость действий, уверенность, свобода владения инструментами и материалами. Они приобретают техническую легкость, свободу, которая является одним из побудителей рисования, создания образа предмета или явления. Если дети неправильно держат карандаш (в результате того, что им своевременно не показали, как это надо делать, и у них закрепилась неправильная хватка) — щепотью, в кулаке, скрюченными пальцами, то рука быстро устает, изображение искажается. И как результат — неудовлетворенность, огорчение, потеря интереса.

                Техническая сторона изобразительной деятельности подчинена задаче создания в рисунке выразительного образа. Именно эта цель определяет выбор того или иного материала для занятия рисованием. Продумывая занятие, я подбираю тот материал, в каком изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит и детям и окружающим эстетическое удовольствие. Но это будет возможно лишь в том случае, если дети хорошо усвоят изобразительные и выразительные возможности каждого материала (разумеется, в доступных пределах).

                Обучение детей технике рисования, пониманию свойств разных материалов, их выразительных возможностей, формирование умения использовать при создании изображений различные материалы, несомненно, важно для развития изобразительного творчества.

  1. Психолого - педагогический портрет группы воспитанников.

Средняя  группа «Бусинки» сформировалась в августе 2010 года. Первоначально в нее вошло 23 человека: 13 девочек и 10 мальчиков. Но в связи с переводом еще одного мальчика,  теперь в группе 24 человека, возрастом от 4 до 5 лет. Щербуха Яна Ивановна является воспитателем с момента ее формирования.

Щербуха Яна Ивановна является воспитателем с момента ее формирования. С этого момента  создавались определенные условия для того, чтобы детям было легче адаптироваться к новым социальным переменам, создавалось безопасное пространство для общения, условия для самовыражения и т.д.

По отношению к окружающим у воспитанников данной группы формируется собственная внутренняя позиция, которая характеризуется осознанием своего поведения, и интересом к миру взрослых.

Дети активны и неутомимы, это проявляется в постоянной готовности к деятельности. Происходит формирование способности к целеполаганию: дети уже более четко могут представить результат, сравнить с образом, выделить отличия. Практически все дети этой группы воспринимают предмет без попытки его обследования, преобладает воссоздающее воображение.

Благодаря усилиям воспитателя, Щербуха Яны Ивановны, усваиваются правила взаимоотношений в группе, формируется чувство принадлежности к группе, позитивному отношению к своему «Я».

В целом, средняя  группа «Бусинки», соответствует возрастным нормам развития.

  1. Целостное описание педагогического опыта.

«Рисунок придаёт вещам форму,

                       Краска – жизнь.

                                              Она божественное дыхание,

                                      Которое всё оживляет».

                                                                         

                                                                                           Денни Дидро

Методы и методики, используемые в опыте: Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. (Приложение №1). Такие занятия я провожу с подгрупповой или (в младшем возрасте) индивидуальной формой организации. Обучение детей нетрадиционным техникам рисования проходит по разработанному мной перспективному плану. Предлагаемый план состоит из 3 этапов, каждый из которых соответствует возрастной группе – младшей, средней, старшей (группы старшая и подготовительная) и направлен на решение определенных творческих задач.

Свою работу  с использованием нетрадиционных техник начинала со 2-ой младшей группы по принципу « от простого к сложному». Основные техники, используемые в этом возрасте:

  1.   рисование пальчиками, ладошками;
  2. рисование тычками из поролона, ватными палочками;
  3. печатание листьями;

В средней группе добавляется:

  1. Рисование свечой;
  2. Оттиск пробкой, поролона, пенопласта;

В старшей группе нетрадиционные техники:

  1. Кляксография с трубочкой
  2. Монотопия
  3. Набрызг
  4. Восковые мелки+акварель
  5. Оттиск смятой бумагой
  6. Рисование поролоном
  7. Гравюра

В подготовительной группе добавляется:

  1. Тиснение
  2. Тычок жесткой полусухой кистью
  3. Рисование по сырому
  4. Черно-белый Граттаж
  5. Кляксография с ниткой (Приложение №2)

           Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Процесс становления творчества ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала и техник, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжение занятий. Все темы, входящие в планирование изменяются по принципу нарастания сложности исполнения нетрадиционных изобразительных техник. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат. Именно поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми разнообразными изобразительными технологиями. Не всем дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Не нравится ни одна из предложенных педагогом технологий? Придумай свою, поиграй с красками, карандашом, любыми подручными предметами – никто тебя не осудит!

            Таким образом, актуальность педагогического опыта по развитию творческих способностей дошкольников посредством нетрадиционных графических техник вижу в новых подходах, которые раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получиться,  - немного нетрадиционной техники (доступной ребенку), и пятно на листе превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудовище… Художественный образ, полученный средствами нетрадиционных техник, получается выразительным. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно,  вовлекается в собственное творчество. Уверена: если вы попробуете поиграть с цветом и линией так же, как дети, то сможете создать свою технологию и обогатите запас нетрадиционных изобразительных техник, которые помогут детям понять мир красок и линий. Не бойтесь! Дерзайте! Делитесь своим опытом с другими. Ведь не только руки нам даны, но и голова…

Научная  база опыта основана на исследованиях, посвященных проблеме целенаправленного и активного воздействия на развитие творческих способностей.  В свое время ею занимались Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова (лепка), ряд исследователей под руководством Н.А. Ветлугиной (Т.Г. Казакова,   В.А. Езикеева   –   в   области    рисунка), А.В. Бакушинский, Д.Б. Богоявленская, А.А. Венгер. Авторами исследовалось   детское творчество в целом, его своеобразие, особенности развития, пути и методы воздействия на детей. Мной были  использованы их идеи в своей практической деятельности.

Я тщательно изучила труды  «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Саккулина, Т.С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному творчеству)"; Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".

В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей  дошкольников (конспекты занятий);  пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).

Технология  опыта.

Цель педагогического опыта – развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения различных техник и материалов.

В ходе проведения исследовательской работы мною был определен ряд задач:

-проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей в дошкольном возрасте;

-разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области рисования различными живописными материалами;

-апробирование инновационных техник в живописи для развития художественных способностей детей  дошкольного возраста.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволил мне эффективно развить художественно – творческие способности дошкольников в изобразительной деятельности.

В основу исследования легли принципы, направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию.

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной  задачей   воспитания   и обучения     в изобразительной     деятельности     выделяют    развитие      творческих способностей    детей.

3.Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.

4.Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства

предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5.Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с  учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6.Принцип интегрированного подхода реализуется  в сотрудничестве с воспитателями  и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

В своём исследовании я также опиралась на принципы обучения детей изобразительной деятельности:

7. Принцип наглядности.

8. Принцип доступности материала.

9. Принцип построения программы от простого к сложному.

10. Принцип повторности материала.

Итак, решать обозначенные проблемы в изобразительном творчестве дошкольников я попробовала использованием нетрадиционных способов рисования.

            Сначала я познакомила детей с наиболее простыми в исполнении графическими техниками: пальчиковая живопись, оттиск различными видами печаток, печать по трафарету, а также таким способом изображения  как «рисование каплями».

Затем я обучила детей рисованию способом тычка. В процессе закрашивания тычками какие-либо неточности не влияли  на восприятие рисунка, а нарисованные предметы получались более приближенными к реальным.

           На последующих занятиях я подвела детей к решению новых задач и применению различных способов изображения. Неотъемлемой частью работы стали экспериментирование с красками (создание новых оттенков), совместная разработка способов рисования и наконец, самостоятельный выбор способа исполнения замысла. Эмоционально воздействующим средством на занятии являлась музыка, которая учит детей размышлять и  переживать.             

              Подобная работа, которая продолжалась в течение года в младшей  группе, позволила решать специфические задачи: развивать наблюдательность, формировать способность живо откликаться на события окружающей действительности, развивать умение видеть красоту быта, привить навыки и умения работы в различных изобразительных техниках, а самое главное,  на мой взгляд, создавая в рисунке выразительные образы, получать эстетическое удовольствие, и как следствие - чувствовать мотивированную потребность в творчестве.

               Все представленные в опыте нетрадиционные для отечественного дошкольного образования художественные техники изучены и апробированы мною в работе с детьми, а их эффективность в создании выразительных образов проверена на практике.

              Для успешного решения поставленной в опыте работы проблемы необходимо соблюдение педагогических условий, которые заключаются в следующем:

  1. В создании художественно-эстетической развивающей среды в группе;
  2. В подготовке педагогических  кадров, способных к использованию многообразия художественных техник с целью эффективного развития детского художественного творчества;
  3. В построении педагогического процесса на принципах «Педагогики ненасилия» как прогрессивного направления в отечественной педагогике  XXI века;
  4. В авторских разработках педагогической технологии по развитию детского художественного творчества средствами нетрадиционных художественных техник.    

Результативность опыта.

 Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей,  но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают  позитивные результаты проделанной работы:

- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенные, инициативные, научились более свободно выражать свои мысли.

- Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым зажатым детям.

-  Дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности; старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции,

- Дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

- Дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл.

Диаграмма 1. Показатели уровня освоения программы детьми во 2 младшей группе по разделу «Рисование».

          Поначалу дети затруднялись в выборе нужного изобразительного материала, иногда неудачно комбинировали техники, образы получались недостаточно выразительными, иногда чересчур декоративными (особенно у девочек).

          В ходе работы с родителями, на начальном этапе воспитатель столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.

            Воспитатель ознакомила родителей с особенностями проводимого исследования. (приложение№3)

Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале исследования, чем могут помочь родители и какие условия   следует    создать    дома.  

Диаграмма 2. Показатели уровня освоения программы детьми в средней  группе по разделу «Рисование».

  После    проведения    цикла   специально организованных занятий с детьми,  предоставила родителям результаты экспериментально – исследовательской работы. (Приложение №4)

Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.

            Степень новизны педагогического исследования заключается в том, что в нем    была выявлена новая техника нетрадиционного изображения «рисование каплями», в процессе которой активнее развиваются художественно-творческие способности дошкольников. (Приложение№5) 

Анализируя результаты работы, можно сделать следующие вывод, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество. 

Библиографический список:

1. Алексеевская Н.А.  Карандашик озорной – М.: «Лист», 1999.

2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др.  Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль.: Академия Холдинг., 2001.

3.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. -М.: Просвещение, 1981

4. Выготский Л.С.  Воображение и творчество в детском возрасте:     Психологический очерк. 3-е изд. М., 1991.

5. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.    

6.  Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. /Под редакцией Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2000.

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие. – СПб.: «Детство-Пресс», 2004.

8. Журнал «Дошкольная педагогика» № 3, 4. - СПб.: Детство-Пресс, 2007.  9.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. - М.: Творческий центр СФЕРА, 2004          

10. Комарова Т.С.  Дети в мире творчества. М., 1995.  

11.Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания детей двух-семи лет. Красота. Радость. Творчество. - М.: Педагогическое общество России, 2000  

12.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Педагогика, 1990  48с.

13.Полуянов Ю.А. Дети рисуют. - М.: Педагогика, 1988

14. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий./ Под ред. Казаковой Р.Г. – М.: Т Ц Сфера, 2005.

15.Швайко Г.С. Программа по изобразительной деятельности с детьми четырех - семи лет. - М.: ВЛАДОС, 2002

16. Урунтаева  Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии: 17.Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 304 с.

18. Утробина К.К., Утробин Г.Ф.  Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005.

 

 

 

Приложения

  1. Приложение №1 – Конспекты занятий для младшей и средней  групп (возраст 3-4, 4-5 лет).
  2. Приложение №2 – Техники нетрадиционного рисования (презентация).
  3. Приложение №3 – Работа с родителями.
  4. Приложение №4 – Работы детей, отражающие творческий подход.
  5. Приложение №5 – Описание авторской техники нетрадиционного рисования с примерами.