Главные вкладки

    «Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных методов в изобразительном искусстве»
    опыты и эксперименты на тему

    Аюпова Марина Станиславовна

    Выступление из опыта работы 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Выступление из опыта работы.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУ «Управление дошкольного образования  Альметьевского муниципального района и СПО дошкольных учреждений»

    Альметьевское муниципальное дошкольное образовательное учреждение –

    детский сад общеразвивающего вида № 31 «Солнышко»

    Выступление из опыта работы на тему:

     «Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных методов в изобразительном искусстве»

    Подготовила:

    воспитатель, II к/к

    Аюпова М.С.

    Альметьевск 2011 г.

    «Чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребенок»  

    В. А. Сухомлинский

    Основной задачей современного образования является воспитание творческой, самостоятельной, свободной личности, так как именно творческий человек определяет прогресс человечества.

    На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

    Приступив к работе воспитателя по ИЗО-деятельности в мае 2009 года, в начале я провела диагностику по всем разделам изобразительной деятельности, используя диагностику уровня интеллектуального развития воспитанников по И.А. Лыковой «Программе  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», мониторинг развития детей.

    Результаты диагностики оказались такими:  высокий уровень - 9,7%, средний уровень – 38,5%, с низким уровнем – 51,8%. Тем самым, я убедилась, что необходима целенаправленная, систематическая работа по развитию творческих способностей у дошкольников.

    Наше время – время информационных технологий – требует творческих, нестандартно мыслящих людей, которые будут направлять свою энергию на благо общества. Фундамент формирования основ творческой личности закладывается в дошкольном возрасте. Дошкольные годы сенситивны для творческого развития, а именно для становления процессов восприятия, памяти, воображения, мышления. Поэтому решила работать над проблемой «Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных методов в изобразительном искусстве»

    На первом этапе работы мною была изучена психолого-педагогическая литература, традиционные и современные программы и технологии. При осуществлении образовательной деятельности я решила руководствоваться следующими программами: «Программа воспитания и обучения в детском саду»  под ред. М. А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой,                       Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», программа «Детство» под редакцией                  Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович, программа «Детский сад – дом радости» (Н. М. Крылова, В. Т. Иванова), программа «Семи цветик»  В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.

    Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что основанием для творческого развития является процесс деятельности. Именно в деятельности происходит творческое развитие ребенка-дошкольника.

    На втором этапе мною были составлены перспективные планы по всем возрастным группам. Отдельно составлялись и воплощались с детьми такие проекты как «Осень», «Праздник родного языка», «На страже Родины», календарные праздники и т.д. Каждый проект завершался или показом интегрированного занятия или поделкой или праздником, в котором дарят подарки, сделанные на наших занятиях или выставкой.  

    На занятиях организовала работу по внедрению информационных технологий, использую мультимедийные технологии, презентации, которые способствуют реализации принципов развивающего обучения, позволяют  более эффективно и наглядно объяснять преподносимый материал. Применение цвета, графики, звука, компьютера  позволяет моделировать различные ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности детей дошкольного возраста, вызывая интерес и делая занятие более насыщенным и интересным.

    В своей работе также активно использую как традиционные, так и нетрадиционные методы рисования, лепки и аппликации: наглядные (показ образца, показ методики выполнения и т.д.), словесные (объяснение, вопросы к детям, ), практические.  На каждом занятии мы с детьми решаем, в какой технике будем выполнять предложенное задание. Например, на занятии детям предлагается тема «Зима», кто-то из детей использует технику восковые мелки + акварель, другой – технику «тычок жёсткой полусухой кистью» и т.д.

     А так же использую:

    - рисование пальчиками (ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу);

    - рисование ладошкой (ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге);

    - оттиск пробкой (ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу);

    - оттиск печатками из картофеля  (ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу);

    - обрывание бумаги (ребёнок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски, затем рисует клеем то, что хочет нарисовать, накладывает кусочки бумаги на клей);

    - скатывание бумаги (ребёнок мнёт в руках бумагу, пока она не станет мягкой, затем скатывает из неё шарик и опускает в клей и приклеивает на основу);

    - оттиск поролоном (ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу);

    - оттиск пенопластом (ребёнок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу);

    - оттиск печатками из ластика (ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу);

    - оттиск смятой бумагой (ребёнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносится оттиск на бумагу);

    - свеча + акварель (ребёнок рисует свечой на бумаге, затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов);

    - печать по трафарету (ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета);

    - монотипия предметная (ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета, после рисования, лист снова складывается пополам для получения отпечатка);

    - кляксография обычная (ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой и выливает на бумагу, получаются пятна в произвольном порядке, затем лист накрывается другим листом и прижимается);

    - кляксография с трубочкой (ребёнок зачерпывает ложкой краску, выливает её на лист, делая капельку, затем на это пятно дует из трубочки);

    - кляксография с ниточкой (ребёнок опускает нитку в краску, отжимает её, затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, затем накладывается другой лист, прижимает и вытягивает нитку за кончик);

    - набрызг (ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой);

    - отпечатки листьев (ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка);

    - тиснение (ребёнок рисует изображение карандашом, затем под рисунок подкладывается предмет с рифлёной поверхностью, рисунок закрашивается карандашами);

    - акварельные мелки (ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками);

    - тычкование  (ребёнок ставит тупой конец карандаша в середину квадратика из бумаги и заворачивает края квадрата на карандаш, затем приклеивает квадратик на основу);

    - монотипия пейзажная (ребёнок складывает лист пополам, на одной стороне рисуется пейзаж, на другой получается его отпечаток, половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой).

    Для выполнения заданий на занятиях, детям стараюсь предлагать разнообразные материалы: простой карандаш, цветные карандаши, акварель, гуашь, тушь, пастель, восковые мелки, уголь, сангина, фломастер.  

    Тесно сотрудничаю с воспитателями групп и узкими специалистами. Воспитателям рекомендую в повседневной деятельности закреплять с детьми полученные на занятиях знания, умения и навыки. Для этого во всех возрастных группах имеются материалы и инструменты для нетрадиционного рисования, наглядные пособия,  и образцы вылепленных из глины и расписанных фигурок для декоративной лепки и рисования, альбомы по художественным народным промыслам, литературные произведения, описывающие красоту природы, времена года и т.д. Содержание наглядных пособий, альбомов и литературных произведений – доступны детям и рассчитаны на их возрастные особенности, имеется возможность формирования на их основе умение видеть, любоваться и изображать  красоту окружающего мира. Например, на музыкальных занятиях дети слушают произведения  Э.Грига «Утро» или «Шествие гномов», П.И. Чайковского «Фея Драже» или «Подснежник», а своё настроение, отношение к музыке дети изображают в рисунке на моих занятия. На  физкультурных занятиях дети разучивают новые считалки, народные игры, физкультминутки, которые в дальнейшем закрепляются на занятиях по изобразительной деятельности. Воспитатель по обучению детей татарскому языку знакомит их с татарскими народными сказками,  историей национального костюма, эти знания закрепляются на моих занятиях, в виде рисования татарского орнамент, персонажей сказок, сюжетов. 

    Оформление кабинета изодеятельности, состояние оборудования соответствуют гигиеническим и педагогическим требованиям с учётом возраста и уровня развития детей. Развивающая предметная среда в кабинете построена с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметная среда включает разнообразные средства обучения (используется  дидактический, игровой, учебный материалы), учитываю перспективы развития детей, их дифференцированные  потребности, способствую  развитию всесторонне – развитой личности. Созданы все условия для полноценного воспитания и обучения детей, подбор методического материала и пособий, их размещение и хранение соответствует возрасту детей, разнообразны и рассчитаны на все виды деятельности, предусмотренные программой. Все пособия и наглядно – демонстрационный материал  систематизированы по темам.

    Работу с семьями воспитанников строю на основе глубокого качественного их анализа. Родителей привлекаю к участию в различных мероприятиях детского сада по изодеятельности.  Для родителей оформила информационный стенд, который содержит разнообразный материал по вопросам развития творческих способностей дошкольников  изодеятельности. Осуществляю работу по просвещению родителей, применяю следующие формы: родительские собрания (показ открытого мероприятия по проблеме «Воспитание интереса и уважения к изделиям народного декоративно - прикладного искусства»), беседы, консультации («История появления Дымковской игрушки», «Художественный народный промысел  - Гжель» и т.д.), анкетирование (например, узнать используют ли родители во время изобразительной деятельности с детьми нетрадиционные техники рисования, аппликации и т.д.), организация выставок (сотворчество детей и родителей).

    Результатом организованной в течение года работы с нетрадиционными методами в изобразительном искусстве стали открытые занятия на неделе «Специалист» по проблеме «Воспитание нравственных чувств дошкольников» на тему «Яблоневый цвет», организация мастер-класса на КМО по проблеме «Использование нетрадиционных методов рисования в работе с дошкольниками» для воспитателей изодеятельности.

    В конце учебного года  провела диагностику уровня интеллектуального развития воспитанников, используя ту же методику по И.А. Лыковой «Программе  художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».  Результаты диагностики показали, высокий уровень - 36%, средний уровень – 48%, низкий уровень – 16%. На конец года результаты улучшились.

    Выбранная тема заинтересовала не только меня, но и детей, а это самое главное. Результаты работы, показатели диагностики, участие детей в городских мероприятиях, заинтересованность родителей подводят к мысли о том, что тема  «Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных методов в изобразительном искусстве» является актуальной. Я планирую продолжить работу по освоению инновационных  нетрадиционных методов в работе с дошкольниками.

    Изобразительная деятельность – важнейшее средство всестороннего развития детей. Через изобразительную  деятельность воспитываются нравственные качества, именно в дошкольном возрасте закладываются основные этические понятия, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Общество осознает, что приобщение к искусству в человеке активизирует творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление.

    Литература:

    1.И.В. Волынкин Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников. –  Ростов-на-Доне «Феникс» 2007 г.

    2.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. – М.: Просвещение, 1967 г.

    3.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».- М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.

    4.Н.В.Микляева, Ю.Н. Родионова «Развиваем способности дошкольников Творческий Центр «Сфера». – Москва.- 2010. – 128 с. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»

    Введение.Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумы...

    Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приемов"

    мастер-класс для педагогов направлен на развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов....

    Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»

    Проект на тему:«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"Введение.У детей дошкольного возраста еще не сформ...

    Индивидуальная тема самообразования "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности».

    quot;Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности»....

    ПРОЕКТ "Развитие творческих способностей дошкольников посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности"

    Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно...