«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Введение.

Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумывается, получится у него или нет, он рисует что хочет, и пусть это не совсем будет похоже на машину, самое главное, он знает, что это машина.

Рисование–это язык внутреннего мира маленьких детей. Каждый ребенок – это маленький следопыт, который идёт по следам неизвестного и готовый открывать для себя мир, который его окружает. Дети должны жить в мире прекрасного, забавного, музыкального, задумчивого, творческого.

Эстетическое воспитание деток наступает с младшего дошкольного возраста – конкретно тогда они проявляют энтузиазм ко всему, что наблюдают кругом, конкретно тогда окружающий мир поражает их цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений.

Все наши дети в дошкольном возрасте с наслаждением изображают. Малыши начинают изображать уже тогда, когда ещё не умеют говорить. Рисунок делается символическим выражением речи ребёнка, отражением его внутреннего мира. И так принципиально в этот основной момент в жизни малыша помочь ему, создать ребёнку такие условия, где бы он мог вольно и с энтузиазмом развиваться.

Особый смысл при восприятии красоты окружающей реальности имеет не только созерцание цвета, но и практическая активность ребёнка. С первых лет жизни он слепо тянется ко всему яркому. Яркие тона вызывают позитивные эмоции, побуждают к действию.

Развивая творческие возможности ребёнка, мы способствуем всеобщему личному развитию детей.

Знания, умения предоставляют вероятность ребёнку создать свою картину мира, а нетрадиционные способы рисования сделать рисунок красивым, привлекают его и заинтересовывают. А главное позволяют каждому ребёнку получить наслаждение от процесса рисования и порадоваться результатом собственного труда.

Методы и приёмы нетрадиционного рисования.

Какие необыкновенные способы и приёмы нетрадиционного рисования можно включить в детское творчество? Их множество. Их может придумать даже сам ребёнок.

1. Кляксография.

Обучить детей делать кляксы (чёрные и разноцветные). Затем уже трёхлетний ребёнок может глядеть на них и видеть образы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или, что она тебе напоминает?» - эти вопросы чрезвычайно полезны, так как развивают мышление и фантазию. После этого, не вынуждая ребёнка, а демонстрируя, переходим к следующему шагу – обведение или дорисовка клякс. В итоге может получиться целый сюжет.

2. Точечный рисунок.

Детям нравится всё нетрадиционное. Рисование точками относится к необыкновенным приёмам. Для реализации можно брать фломастер, карандаш, определить его перпендикулярно к белому листу бумаги и приступить рисовать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается малым куском ваты и погружается в густую краску. А далее принцип нанесения точек такой же. Самое главное, сразу же заинтриговать ребёнка.

3. Поролоновые рисунки.

Почему – то мы все расположены мыслить, что рисуем красками, то непременно и кисточкой. На помощь может придти поролон. Из поролона делаем наиболее различные мелкие геометрические фигуры, а потом прикрепить их узкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Дальше его можно обмакнуть в краску и способом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зелёные квадраты. Вначале детки беспорядочно будут изображать геометрические фигуры. А потом можно предложить сделать из них простые узоры – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх.

4. Волшебный рисунок.

Реализуется этот способ так. Углом восковой свечки на белой бумаге наносится изображение (домик, ёлочка и т. д.). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на весь рисунок. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечкой – набросок как бы возникает в один момент перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же результат заполучить, рисуя сначала канцелярским клеем или куском хозяйственного мыла. При этом не заключительную роль играет отбор фона к предмету. К образцу, нарисованного свечкой снеговика лучше закрасить лазурной краской, а лодочку – зелёной.

5. Метод пальцевой живописи.

Вот ещё один из методик рисования окружающего мира: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все примут такое предложение серьёзно. Где же граница между шалостью и рисованием. А от чего мы обязаны изображать лишь кисточкой или фломастером. Ведь ладошка или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причём указательный палец правой руки подчиняется ребёнку лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер закончился – а изображать охота. Есть ещё один фактор: иногда тематика просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребёнок лучше исполнит руками, чем иными орудиями. Пальцем он нарисует ствол и ветки, потом (если осень) нанесёт на внутреннюю сторону руки жёлтую, зелёную, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красную листву. Хорошо, если мы научим деток воспользоваться пальцами рук правильно: не одним указательным пальцем, а всеми.

6. Фруктовые или овощные штампы.

Как это? Ведь картошка не карандаш, не ручка. А элементарно мы создадим из нее штампы. Возьмём две круглые картофелины – большую и маленькую. Проткнём их карандашами или деревянными палочками, лишь не до конца. Вот штампы и готовы. Начинаем изображать. Опускаем штамп в густую гуашь и ставим на листе след. Ну, а далее рекомендуем ребёнку дорисовать. Штампы имеют все шансы быть различных геометрических фигур. Рисуя ими, ребёнку станет любопытно формировать из треугольников квадраты, из полукругов – круги. И так дальше.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.

Свою рабочую деятельность я решила направить на формирование творческих возможностей детей через использование нетрадиционных способов и приёмов рисования, а конкретно – рисование ладошками.

Я составила перспективный план и поставила перед собой следующую цель:

- развивать у дошкольников творческую фантазию через использование нетрадиционных способов и приёмов изобразительной деятельности;

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

-познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками, её чертами и возможностями;

- обогащать и расширять художественный опыт;

- побуждать экспериментировать;

- поощрять и поддерживать творческие находки;

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, её результату;

Занятия проводила с учётом усложнения, начинала с самого обычного, переходя к наиболее сложным.

Перед каждым занятием приготавливала всё необходимое: тонировала бумагу, отпечатывала ладошки детей гуашевыми красками на тонированном листе альбома.

Занятие начинала с чтения или загадывания загадки, рассматривания того предмета, который необходимо было дорисовать из ладошки. Далее рассматривали и сравнивали ладошку и то, что можно дорисовать из неё между собой. Задавала детям вопросы:

- на что похожа сама ладошка?

- на что похожи пальчики?

- что можно дорисовать из ладошки?

- почему лист затонирован?

- что ещё можно нарисовать?

Затем показывала последовательность рисования. После этого дети приступали к рисованию самостоятельно. По мере необходимости оказывала индивидуальную помощь. По окончании занятия рассматривали получившиеся рисунки, оценивали работы, любовались ими.

На повторном занятии проверяла умения и знания детей, полученные от предыдущего занятия, тем самым развивала творческие способности детей: фантазию, воображение.

Было проведено итоговое занятие, где дети выбирали из отпечатков ладошек ту ладошку, которая им понравилась и дорисовывали всё то, что они в ней увидели. По результатам итогового занятия видно, что у детей развито творческое воображение, фантазия. Они смогли рассмотреть и увидеть в ладошках: рыбу, осьминога, слона, петушка, дерево и дополнить изображение разноцветными камешками, зелёными водорослями, лазурным небом, ярко-жёлтым солнышком, зелёной травой и красивыми цветами.

Вывод.

Таким образом, нужно расширять опыт ребёнка, формировать крепкие базы для его творчества. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее будет его фантазия.

Рисование для малыша – веселый, вдохновенный труд, который равномерно раскрывает перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования помогают ощутить себя свободным, справиться с собственным страхом, увидеть и дать на бумаге то, что обыкновенными средствами изготовить сложнее. Они предоставляют детям вероятность удивиться и порадоваться миру. Ведь каждое изобретение чего -то новейшего, необычного несёт удовлетворенность, даёт новейший толчок к творчеству. А главное, нетрадиционное рисование играет главную роль в общем психическом развитии малыша. Ведь самоценным является не окончательный рисунок, а формирование личности, уверенности в себе, в собственных возможностях.

Проведённая работа показала, что вызванные эмоции на занятиях творят чудеса. И как сказал В. И. Сухомлинский «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев!»

Литература:

1.      Журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» № 1/ 2010 г, № 3/2009 г;

2.      Журнал «Ребёнок в детском саду № 2/2009 г, № 4/2009 г;

3.      А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» КАРО 2010;

4.      А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Ярославль: Академия развития 2007;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»

Инчина Алла Николаевна, воспитатель

Введение.

Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумывается, получится у него или нет, он рисует что хочет, и пусть это не совсем будет похоже на машину, самое главное, он знает, что это машина.

Рисование–это язык внутреннего мира маленьких детей. Каждый ребенок – это маленький следопыт, который идёт по следам неизвестного и готовый открывать для себя мир, который его окружает. Дети должны жить в мире прекрасного, забавного, музыкального, задумчивого, творческого.

Эстетическое воспитание деток наступает с младшего дошкольного возраста – конкретно тогда они проявляют энтузиазм ко всему, что наблюдают кругом, конкретно тогда окружающий мир поражает их цветовым многообразием и изменчивостью цвета предметов и явлений.

Все наши дети в дошкольном возрасте с наслаждением изображают. Малыши начинают изображать уже тогда, когда ещё не умеют говорить. Рисунок делается символическим выражением речи ребёнка, отражением его внутреннего мира. И так принципиально в этот основной момент в жизни малыша помочь ему, создать ребёнку такие условия, где бы он мог вольно и с энтузиазмом развиваться.

Особый смысл при восприятии красоты окружающей реальности имеет не только созерцание цвета, но и практическая активность ребёнка. С первых лет жизни он слепо тянется ко всему яркому. Яркие тона вызывают позитивные эмоции, побуждают к действию.

Развивая творческие возможности ребёнка, мы способствуем всеобщему личному развитию детей.

Знания, умения предоставляют вероятность ребёнку создать свою картину мира, а нетрадиционные способы рисования сделать рисунок красивым, привлекают его и заинтересовывают. А главное позволяют каждому ребёнку получить наслаждение от процесса рисования и порадоваться результатом собственного труда.

Методы и приёмы нетрадиционного рисования.

Какие необыкновенные способы и приёмы нетрадиционного рисования можно включить в детское творчество? Их множество. Их может придумать даже сам ребёнок.

1. Кляксография.

Обучить детей делать кляксы (чёрные и разноцветные). Затем уже трёхлетний ребёнок может глядеть на них и видеть образы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого или, что она тебе напоминает?» - эти вопросы чрезвычайно полезны, так как развивают мышление и фантазию. После этого, не вынуждая ребёнка, а демонстрируя, переходим к следующему шагу – обведение или дорисовка клякс. В итоге может получиться целый сюжет.

2. Точечный рисунок.

Детям нравится всё нетрадиционное. Рисование точками относится к необыкновенным приёмам. Для реализации можно брать фломастер, карандаш, определить его перпендикулярно к белому листу бумаги и приступить рисовать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается малым куском ваты и погружается в густую краску. А далее принцип нанесения точек такой же. Самое главное, сразу же заинтриговать ребёнка.

3. Поролоновые рисунки.

Почему – то мы все расположены мыслить, что рисуем красками, то непременно и кисточкой. На помощь может придти поролон. Из поролона делаем наиболее различные мелкие геометрические фигуры, а потом прикрепить их узкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Дальше его можно обмакнуть в краску и способом штампов рисовать красные треугольники, жёлтые кружки, зелёные квадраты. Вначале детки беспорядочно будут изображать геометрические фигуры. А потом можно предложить сделать из них простые узоры – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трёх.

4. Волшебный рисунок.

Реализуется этот способ так. Углом восковой свечки на белой бумаге наносится изображение (домик, ёлочка и т. д.). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на весь рисунок. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечкой – набросок как бы возникает в один момент перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же результат заполучить, рисуя сначала канцелярским клеем или куском хозяйственного мыла. При этом не заключительную роль играет отбор фона к предмету. К образцу, нарисованного свечкой снеговика лучше закрасить лазурной краской, а лодочку – зелёной.

5. Метод пальцевой живописи.

Вот ещё один из методик рисования окружающего мира: пальцами, ладонью, ступней ноги, а может быть, и подбородком, носом. Не все примут такое предложение серьёзно. Где же граница между шалостью и рисованием. А от чего мы обязаны изображать лишь кисточкой или фломастером. Ведь ладошка или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причём указательный палец правой руки подчиняется ребёнку лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастер закончился – а изображать охота. Есть ещё один фактор: иногда тематика просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребёнок лучше исполнит руками, чем иными орудиями. Пальцем он нарисует ствол и ветки, потом (если осень) нанесёт на внутреннюю сторону руки жёлтую, зелёную, оранжевые краски и нарисует сверху багряно-красную листву. Хорошо, если мы научим деток воспользоваться пальцами рук правильно: не одним указательным пальцем, а всеми.

6. Фруктовые или овощные штампы.

Как это? Ведь картошка не карандаш, не ручка. А элементарно мы создадим из нее штампы. Возьмём две круглые картофелины – большую и маленькую. Проткнём их карандашами или деревянными палочками, лишь не до конца. Вот штампы и готовы. Начинаем изображать. Опускаем штамп в густую гуашь и ставим на листе след. Ну, а далее рекомендуем ребёнку дорисовать. Штампы имеют все шансы быть различных геометрических фигур. Рисуя ими, ребёнку станет любопытно формировать из треугольников квадраты, из полукругов – круги. И так дальше.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками.

Свою рабочую деятельность я решила направить на формирование творческих возможностей детей через использование нетрадиционных способов и приёмов рисования, а конкретно – рисование ладошками.

Я составила перспективный план и поставила перед собой следующую цель:

- развивать у дошкольников творческую фантазию через использование нетрадиционных способов и приёмов изобразительной деятельности;

Поставленная цель привела к решению следующих задач:

-познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошками, её чертами и возможностями;

- обогащать и расширять художественный опыт;

- побуждать экспериментировать;

- поощрять и поддерживать творческие находки;

- воспитывать аккуратность;

- воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной деятельности, её результату;

Занятия проводила с учётом усложнения, начинала с самого обычного, переходя к наиболее сложным.

Перед каждым занятием приготавливала всё необходимое: тонировала бумагу, отпечатывала ладошки детей гуашевыми красками на тонированном листе альбома.

Занятие начинала с чтения или загадывания загадки, рассматривания того предмета, который необходимо было дорисовать из ладошки. Далее рассматривали и сравнивали ладошку и то, что можно дорисовать из неё между собой. Задавала детям вопросы:

- на что похожа сама ладошка?

- на что похожи пальчики?

- что можно дорисовать из ладошки?

- почему лист затонирован?

- что ещё можно нарисовать?

Затем показывала последовательность рисования. После этого дети приступали к рисованию самостоятельно. По мере необходимости оказывала индивидуальную помощь. По окончании занятия рассматривали получившиеся рисунки, оценивали работы, любовались ими.

На повторном занятии проверяла умения и знания детей, полученные от предыдущего занятия, тем самым развивала творческие способности детей: фантазию, воображение.

Было проведено итоговое занятие, где дети выбирали из отпечатков ладошек ту ладошку, которая им понравилась и дорисовывали всё то, что они в ней увидели. По результатам итогового занятия видно, что у детей развито творческое воображение, фантазия. Они смогли рассмотреть и увидеть в ладошках: рыбу, осьминога, слона, петушка, дерево и дополнить изображение разноцветными камешками, зелёными водорослями, лазурным небом, ярко-жёлтым солнышком, зелёной травой и красивыми цветами.

Вывод.

Таким образом, нужно расширять опыт ребёнка, формировать крепкие базы для его творчества. Чем больше ребёнок видел, слышал, чем больше узнал и освоил, тем значительнее и продуктивнее будет его фантазия.

Рисование для малыша – веселый, вдохновенный труд, который равномерно раскрывает перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования помогают ощутить себя свободным, справиться с собственным страхом, увидеть и дать на бумаге то, что обыкновенными средствами изготовить сложнее. Они предоставляют детям вероятность удивиться и порадоваться миру. Ведь каждое изобретение чего -то новейшего, необычного несёт удовлетворенность, даёт новейший толчок к творчеству. А главное, нетрадиционное рисование играет главную роль в общем психическом развитии малыша. Ведь самоценным является не окончательный рисунок, а формирование личности, уверенности в себе, в собственных возможностях.

Проведённая работа показала, что вызванные эмоции на занятиях творят чудеса. И как сказал В. И. Сухомлинский «Ум ребёнка – на кончиках его пальцев!»

Литература:

  1. Журнал «Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» № 1/ 2010 г, № 3/2009 г;
  2. Журнал «Ребёнок в детском саду № 2/2009 г, № 4/2009 г;
  3. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» КАРО 2010;
  4. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки» - Ярославль: Академия развития 2007;

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования»

Цель:развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.Задачи:познакомить детей с различными способами и приемами нетрадиционных техник ри...