Развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.
материал по рисованию по теме

Из опыта работы воспитателя по художественному труду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_basharinoy_e.v.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.

Способности не просто проявляются в труде, они формируются, развиваются, расцветают в труде и гибнут в бездействии”.

Формирование творческой личности - одна из важнейших задач, стоящих перед педагогикой на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка – дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность воспринимать позицию другого человека. Музыка, художественное слово, изобразительное искусство – источник особой детской радости в дошкольном детстве. Ребёнок открывает для себя волшебную силу искусства и, при достаточном богатстве впечатлений, стремится их выразить в собственном «творческом» продукте через рисование, лепку, аппликацию. При этом малыш раскрывает себя, постигает собственные возможности.

Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере, другие в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они как алмазы, встречаются редко…

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения.

Важная роль в развитии творческих способностей принадлежит педагогу. Педагог является инициатором идей. К этому выводу мы пришли, основываясь на опыт своей работы, целью которой является – развитие творческих способностей дошкольников, через использование развивающих методов и приёмов.

Для достижения этой цели определили следующие задачи:

1. Отобрать и внедрить в практику работы развивающие методы и приемы, способствующие развитию творческих способностей дошкольников

2. Расширить эмоционально-интеллектуальный опыт дошкольников в процессе ознакомления с окружающей действительностью.

3. Обогатить предметно-развивающую среду: нестандартным оборудованием, техническими средствами обучения

4. Поддерживать личностные проявления дошкольников в собственной творческой деятельности.

Решать поставленные задачи по развитию художественного творчества дошкольников удается при соблюдении ряда условий:

1. Создание ''атмосферы творчества'', содержательной жизни ребенка, обогащение ее яркими впечатлениями.

2..Освоение художественно – творческой деятельности через общение с искусством.

3..Усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение с опорой на комплексно-тематическое планирование по «событийному» принципу.

4..Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка при формировании их художественно - творческих способностей.

Использование разнообразных приемов и техник в изобразительной деятельности, предоставление ребенку прав выбора сюжета, композиции, материалов и средств обеспечивают ему возможность самовыражения, развития познавательных и художественных способностей, формирования художественного вкуса. Это достигается через использование интегрированного метода обучения, который является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей.

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл  слова, в мир  красок и звуков, развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих способностей ребенка.

Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:

- При полной интеграции объединяются сразу несколько видов деятельности (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием).

Например: при проведении  в подготовительной группе занятия «Зимушка – Зима» мы с детьми говорили о сезонных явлениях природы, читали стихи и загадки о зиме, слушали музыку, исполняли зимнюю песню, проявляли свои творческие способности в игре – импровизации «Сосульки и Снеговики». Итогом занятия стало коллективное создание коллажа «Зимушка – Зима».

-При частичной интеграции  соединяются два вида деятельности (худ.литература и изо., музыка и изо.).

    Художественное слово, которое чаще всего употребляем как введение в тему, помогает создать у воспитанников эмоциональный настрой. Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа.

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник, и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: - Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

                                          (З. Федоровская)

Дети, эмоционально откликаясь на красоту поэтических строк, испытывали светлые и радостные чувства к красоте золотой осени, представляли осенние деревья в ярком красочном уборе, землю, покрытую разноцветными коврами из листьев. И от этого их работы становились такими же яркими и радостными.

Особый настрой создают музыкальные произведения. Музыка помогает лучше понять, представить изображаемый образ, настраивает детей на единый лад, сопровождает процесс изобразительного творчества. Эмоционально воздействуя, музыка формирует способность на чувственной основе размышлять и переживать различные образы. Поэтому во время продуктивной деятельности мы активно используем разнообразную музыку, понятную для детского восприятия (классическую, народную, детские песни), которая помогает донести до ребят красоту и необъятность окружающего мира.  

Так, например, рисуя «Радостную осень», слушали с детьми произведение Г.Парцхаладзе «Осень», играли с осенними листочками под светлую, радостную музыку Е.Тиличеевой. А при изображении «Грустной осени» звучала совсем другая по характеру музыка П.И.Чайковского «Октябрь», она создавала грустное, печальное настроение поздней осени.

Дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используем движение. Такие упражнения, как «Танец цветов», «Веселый зоопарк», «Море», не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

- Интеграция на основе единого проекта.

В течение нескольких лет мы используем метод проекта в работе с детьми. И, на мой взгляд, это наиболее эффективный метод для развития интеллектуальной, эмоциональной и социальной зрелости детей.

Именно метод проектов дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектной деятельности целесообразнее использовать в работе со старшими дошкольниками, т.к. в этом возрасте дети отличаются более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке и стремлению к совместной деятельности. В проекте открываются большие возможности в организации совместной поисково-познавательной деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Тематика и содержание проектов может быть разнообразным. Мы работали по таким темам, как – «Россия мастеровая», «В гостях у сказки» и «Река времени. Квартирный вопрос» (подг. группы), «Моя весёлая ферма» (средние группы). Длительность реализации данных проектов – от одного до трёх месяцев.

В работе над проектами мы использовали различные методы – игровые, творческие, познавательные.  Работу строили по определённому плану действий.

Для примера приведём план проекта в подготовительной группе «Река времени. Квартирный вопрос»

1.Определили проблему и поставили цель -  Эволюция жилища человека в разные периоды времени.

2. Предложили детям найти информацию о разных домах, спрашивали, где её можно найти (спросить у родителей, у воспитателей, у друзей, сходить в библиотеку, найти в интернете и т.д.).

3. Закрепляли полученные знания во время занятий, бесед, игровой деятельности.

4. В книжный уголок поместили энциклопедии, книги, картинки в которых есть информация о жилищах людей в древности и в старину на Севере. Создали макет пещеры древних людей, карту реки времени.

5..Предложили родителям вместе с детьми подобрать материал по теме, составить мини – доклады о жилищах людей в древности и в старину, придумать и смастерить макет дома будущего.

6. Итогом проекта стало создание книги Река времени».

7.Обсуждали результаты проекта и перспективы (о чём бы дети хотели узнать в следующий раз путешествуя по реке времени).

Важно не забывать, что по окончании работы должен быть получен определенный продукт совместной деятельности всех участников проекта. Результатами реализации наших проектов были: проведение итоговых интегрированных занятий «Играй, веселись, а работай не ленись», «Выставка сказочных вещей», создание книги «Река времени», арт-альбома «Моя весёлая ферма».

Изучив основы и принципы развивающего обучения, инновационные формы работы, мы стали активно применять в ходе образовательной деятельности проблемные ситуации, где дети самостоятельно решали поставленные перед ними задачи или сами определяли проблему и находили пути ее решения

Что может выступать проблемной задачей для ребенка? Поиск оригинального композиционного решения рисунка, способов передачи выразительности образа, движения в рисунке и т.п.

На занятиях мы с детьми часто путешествуем. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в страну Рисования, в сказочный лес, в магазин игрушек, для старших путешествие на неизвестную планету, в сказочное царство, по реке времени. Занимательный сюжет, нетрадиционные способы рисования и аппликации — все это помогает развивать у детей эмоции, воображение и творчество.

 Для старших дошкольников используем метод творческой визуализации. Дети расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. А взрослые помогают представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

 Также с детьми мы путешествуем и в реальные места — в мастерскую художника, в выставочный зал, совершаем экскурсии по городу и в парк. Во время этих путешествий ребята напрямую соприкасаются с миром искусства, встречаются с подлинными мастерами. Все — будь то природа, выставочный зал или улица — становится для ребенка учителем Красоты: художник-человек и художник-природа будят чувства детей.

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра.

В.А. Сухомлинский писал: «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

 Игра — это важнейший метод развития воображения, познавательных и творческих способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные, эстетические.

Используя в работе художественно-творческие игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое - занимательное.

Игры, которые мы применяем в работе, составлены с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения детьми композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для отработки технических навыков и др.

На занятиях по изодеятельности используем такие игры, как:

- художественно-развивающие — «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам», «Восхитительные облака», «Три краски» и др.;

- дидактические — «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Составь натюрморт», «Далеко-близко», «Времена года», «Найди лишнее» и др.;

- графические — «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия», «Дорисуй линии и фигуры» и др.

Использование приемов “Теории решения изобретательных задач” – ТРИЗ помогло мне превратить занятия с детьми в интересную и всегда новую игру, полную сюрпризов

Суть всех этих приемов состоит в том, что детям постоянно предлагаются ситуации, из которых они самостоятельно должны найти выход.

Что делать, если:

- нет кисточки? Чем заменить? – Пальцем, ладонью, поролоном, палочкой, спичкой и т. д.

- нет красок? Чем заменить? – Любой жидкостью, которая оставляет след: тушь, зеленка, молоко, грязь, сок фруктов и овощей и т. д.

- Во что можно превратить отпечатки ладошек

- Превратить пуговицы в какие-то предметы, детали, образы - яички в гнездышке, птички большие и маленькие, рыбки в озере, ягодки на тарелочке, печенье, конфеты, глаза, рот и нос на круглом лице и т. д.

- Найти того, кто спрятался в кляксах (кляксография и монотипия).

- Перевоплотиться в кого-то или во что-то:

- в  яркое солнышко, сердитую тучку.

- в деревья (молодые и старые, добрые, злые, грустные, весёлые)

- в цветы - сказочные, весенние

- в свою семью (в образе любимых животных или птиц).

- в инопланетян на другой планете или на Земле.

Соединить два предмета в один. Такой способ развития творчества особенно труден, т.к. порой невозможно соединить два предмета или понятия. И все-таки надо использовать все возможное и невозможное. Результаты бывают самые неожиданные:

- если соединить машины с животными, птицами, насекомыми, людьми или их частями тела, получатся: летающие автобусы, шагающие или прыгающие вездеходы, ползающие миноискатели и т. д.

- объединив дома с машинами, животными, растениями, мы можем увидеть в городах будущего летающие дома, дома-аквариумы, шагающие, плавающие, передвигающиеся на колесах, в виде огромного льва или рыбы и т. д.

- необыкновенные животные (фантастический зоопарк) получатся, если попытаться соединить в рисунке части тела от разных животных, птиц, насекомых, рыб. И не менее интересно будет придумать им название.

Метод временных изменений (из настоящего в будущее или прошлое). Дети попадают в незнакомую обстановку, включается максимум воображения, умение выдумывать и фантазировать. Так появляются: - дома будущего, в которых вы хотели бы жить, одежда, которую будут носить.

Можно представить - как будешь выглядеть, когда будешь взрослым или что было на Земле до появления людей (животный и растительный мир в далеком прошлом).

Наконец, самое абстрактное, что нельзя ни увидеть, ни пощупать, ни услышать, а можно только почувствовать – свое настроение. Как это изобразить? В этом случае невозможно управлять детским творчеством. Только сам ребенок может поделиться своими ощущениями с помощью цвета, движений и музыки. Это его мир.

Еще одним важным условием развития художественного творчества детей является разнообразие применяемых при изобразительной, декоративной, дизайнерской деятельности художественных материалов и техник.

Детям для выполнения заданий предлагаем различные художественные материалы такие  как – простые, цветные и акварельные карандаши, фломастеры, акварель или гуашь, восковые мелки, пастель, уголь, тушь, цветную или тонированную бумага различных размеров и др. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей. Задачи ставятся так, чтобы ребёнок смог сам найти нужный материал и применить его.

 На занятиях изобразительного искусства  стремимся к тому, чтобы дети постепенно и в системе овладевали различными материалами, рекомендованными программой, а также использовали нетрадиционные  способы изображения. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными. Это свободный  творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов:… а вот пальчиком  да в краску…!

 Используя разработки Р.Г. Казаковой, мною составлена программа кружка «Умелые ручки» для детей младших групп с целью обучения их нетрадиционным способам рисования.

Важно помнить и о смене видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время дает возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Элементы театра органично входят в продуктивную изобразительную деятельность, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний. Дети уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.

Совместно с музыкальными руководителями мы разработали и успешно реализуем  авторскую интегрированную программу дополнительного образования дошкольников «Сказочный мир театра». На занятиях кружка дети старших и подготовительных групп получают представление о театрализации, как синтезе различных видов искусства и художественно – творческой деятельности.

 А на занятиях кружка «Волшебный карандаш» по художественно – экологической программе Т.А. Копцевой «Природа и художник» у детей формируются целостные представления о природе как живом организме.

Результаты  художественной деятельности наших воспитанников мы представляем на регулярно оформляемых тематических выставках детских работ. Следует отметить, что каждая выставка детских работ привлекает внимание родителей, которые не остаются равнодушными к творчеству маленьких живописцев. Родители видят, чем живет их ребенок, как он воспринимает окружающий мир. Эти выставки заставляют многих родителей взглянуть на рисунки своих детей другими глазами. Можно без конца удивляться богатству красок и декора, интересным и оригинальным находкам, поражаться необычному, свежему видению мира, радоваться тому, как дети развиваются и утверждаются в жизни.  А дети видят, что продукты их труда значимы и интересны не только им, но и взрослым.

 Еще одна эффективная форма работы с родителями наших воспитанников – привлечение их к участию в совместных творческих выставках. Особенно важно в данной деятельности – суметь увлечь, предложив родителям интересную тему, направить их усилия в творческое русло. За последние несколько лет тематика творческих выставок была самой разнообразной («Цветочные фантазии», «Чудо – валенки», «Супер – снеговики», «Папа купил автомобиль» и  многие др.). Кроме этого были организованы персональные выставки родителей и детей – выпускников нашего детского сада («Фотограф щёлкает, и птичка вылетает…», «Чудесная бумага»).  Различных выставок в стенах детского сада было организовано немало, все и не перечислить, но самое главное в их проведении то, что организация таких выставок дает нам широкие возможности для творческого взаимодействия педагогов, родителей и детей, объединяет всех общими переживаниями радости творческого свершения.

Зарекомендовала себя и такая форма работы как «Творческая мастерская», где дети совместно с родителями создавали свои неповторимые шедевры, учились творить по законам красоты и гармонии.

Таким образом, благодаря использованию развивающих методов и приемов, нестандартного оборудования детские работы стали более интересными, красочными, обогащенными и наполненными новым содержанием.

 Считаем, что все инновационные методы носят развивающий характер и способствуют формированию, развитию и совершенствованию познавательной активности  детей, развитию  гибкости мышления, воображения, что, несомненно, имеет большое значение при восприятии искусства и включении детей в активную творческую художественную деятельность.

Это подтверждают и результаты диагностики по программе «Детство» В.И. Логиновой и основной общеобразовательной программе ДОУ:

2010-2011 уч. г.  В – 23.9%, С – 63.5%, Н – 12.6%

2011-2012 уч. г.  В – 26%, С – 64%, Н – 10%

2012-2013 уч. г.  В – 37.7%, С – 53.1%, Н -9.2%

          Анализируя  в конце учебного года  итоги диагностики художественных  способностей детей по разделу  «Художественное творчество», мы видим рост показателей и можем сделать  вывод, что проводимая работа  дает возможность детям заниматься изобразительной деятельностью с удовольствием, что способствует большему раскрытию их творческих и художественных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: Развитие творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования

Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисования...

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»

Введение.Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумы...

Мастер-класс для педагогов "Развитие творческих способностей дошкольников с использованием нетрадиционных методов и приемов"

мастер-класс для педагогов направлен на развитие творческих способностей детей, посредством музыкальной деятельности, на основе изучения и освоения нетрадиционных методов и приёмов....

Проект «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК»

Мой Проект  «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ПРИЕМОВ В ДЕТСКОМ ОРКЕСТРЕ «ВОЛШЕБНЫЙ КОЛОКОЛЬЧИК» был внедрен в период с марта 2016...

Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник в продуктивной художественной деятельности во второй младшей группе .

Развитие творческих способностей дошкольников через использование нетрадиционных техник в продуктивной художественной деятельности во второй младшей группе «Звездочки» детского сада «...

Проект по развитию творческих способностей дошкольников через применение эффективных методов и приемов рисования

Выявление и развитие творческих способностей у и активизации творческого потенциала дошкольников посредством использования эффективных методов и приемов рисованияЗадачи:Развивающие:- Формировать творч...