Проект на тему: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности»
проект по аппликации, лепке (средняя группа) на тему

Пахомова Елена Владимировна

Проект на тему:

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности"

Введение.

У детей дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности.

И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.

Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом.

Свобода творческого выражения дошкольника определяется не только образными представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он владеет средствами изображения. Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов будет способствовать их творческому развитию.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними.

Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности.

Поект имеет художественную направленность, так как ориентирован на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы детей,  воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала, мировосприятия.

Отличительные особенности проекта состоят в том, что он  разработан на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: монотипии, губкой, метод тычка , пальцами и другими материалами.

Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. 

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити -
ручейки, которые питают источники творчества мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской
руке, тем умнее ребенок.

В.А. Сухомлинский

Цели и задачи проекта.

Целью проекта является:
- развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Задачи проекта:

- сформировать у детей технические навыки рисования;

- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;

- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники;

- развивать воображение и творческие способности детей;

- обогащать и расширять художественный опыт детей;

- побуждать ребенка экспериментировать;

- поощрять и поддерживать творческие находки;

- обогощение и активизация словарного запаса;

- воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.


Методы используемые в проекте.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит оттого, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

       1. Информационно – рецептивный метод, который включает в себя приемы    рассматривания и показа образца воспитателя.

2. Репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Этот метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работа на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой.

3.Эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребенку выполнить часть работы самостоятельно.

4.Исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию, и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую – либо часть, а всю работу.

Ресурсное обеспечение проекта.

1. программно-методическое обеспечение;

2. развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;

3. взаимодействие всех участников педагогического процесса;

4. система взаимодействия с родителями;

5. система мониторинга.

Тип проекта: групповой (работа с детьми и их родителями);

Вид проекта:  творческий, практико – ориентированный.

По числу участников: фронтальный.

По времени проведения: 2019-2020 г. долгосрочный .

По характеру контактов: в рамках ДОУ, дети и взрослые (воспитатели и родители).

Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, игровые.

Целевая группа: дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Основное содержание проекта.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный этап.
Организация работы педагога:
1. Выбор нетрадиционных техник рисования.
2. Поиск и изучение методического материала по заявленной теме. 
3. Разработка конспектов изобразительной деятельности детей.

4. Информация в родительском уголке на тему: «Развиваем творческие способности», «Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5лет:»
5 Реализация конспектов по совместной деятельности 
6.Создание альбома по нетрадиционным техникам рисования. 

 2. Реализация проекта.
2.1. Организация занятий с детьми: мотивация, простейшие опыты и эксперименты, выбор средств и материала, способов изображения, практическая деятельность, оценка детской деятельности 

Рассматривание различных материалов в уголках по изодеятельности и экспериментировании.
Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Знакомим детей с  разными приемами нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Пальцевая живопись.

Это один из видов нетрадиционных техник   рисования, представляющий собой рисование красками при помощи пальцев (одного или нескольких) или всей ладони.

В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.

Рисование методом тычка.

Для этого достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку, опустить в краску и точным движением делать тычки по альбомному листу, в соответствие с задуманным рисунком. 

Техника печати ( оттиска) листьями, можно создать целые картины – букеты из листьев, деревья, насекомых и животных и т.д.

Далее дети могут освоить еще более трудные техники, такие как кляксография, когда в отпечатке обычной кляксы можно увидеть разнообразие сюжетов и образов.

Существует ещё одна разновидность данной техники - монотипия  когда для её выполнения лист бумаги складывается вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). 

Это лишь несколько вариантов применения нетрадиционных форм в совместной деятельности взрослого и ребёнка.

Применение нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и нестандартного восприятия, пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, помогают научить мыслить смело и свободно.

2. 2 Совместная исследовательская деятельность:
• знакомство детей со свойствами материалов: бумага, поролон

• знакомство детей со свойствами воды, воздуха, мыльной воды.

(Познавательная область)

. обогощение и активизация словарного запаса;

(Речевое развитие)

(интеграция)
3. Заключительный этап
1. Презентация для педагогов ДОУ на тему «Нетрадиционные формы изобразительной деятельности»
2. Коллективная работа детей.
3. Выставка всех работ.


 

План  реализации  проекта (календарное планирование)

 

п/п

Этапы  работы

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Организационный

-  разработка  проекта,

-  мониторинг,

-  ознакомление  родителей   с  проектом,

-  пополнение  развивающей среды,

- подбор  материала  для  художественной деятельности,

-  разработка   тематического   плана  мероприятий.  

Сентябрь – октябрь

 воспитатель

 

Реализация проекта.
 

1. Проведение  мероприятий  с  детьми

2. Консультация  для родителей:  «Нетрадиционные техники рисования».

3. Круглый  стол  родителей   и   детей   «Рисование без кисточки»

4. Выставки   детских  работ

Ноябрь - апрель

Воспитатель

дети

 

Заключительный

1. Ознакомление   родителей   с  результатами  реализации  проекта

2. Ознакомление  педагогов  ДОУ  (проектный   совет, презентация)

майиай

воспитатель

 

 

Ожидаемые результаты

 - повышение уровня воображения и самооценки;

 - расширение и обогащение художественного опыта;

- формирование предпосылок учебной деятельности          (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом;

- активность и самостоятельность детей в изобразительной        деятельности;

-  умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Вывод.

         Применения различных техник рисования на занятиях,  использование нетрадиционных форм, рисования создают ситуацию успеха у детей, формируют устойчивую мотивацию к рисованию, позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

    Нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах.

         Изобразительная деятельность позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Использывание новых и интересных технологий, не навязывание детям своей точки зрения на окружающий мир и дает им, возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности. Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты.

      Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация по проекту2.2 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

Слайд 2

Краткая аннотация проекта Проект имеет художественную направленность, так как ориентирован на развитие устойчивого интереса к изобразительному искусству и эмоциональной сферы детей, воспитание художественного вкуса, активизацию творческого потенциала, мировосприятия. Отличительные особенности проекта состоят в том, что он разработан на основе использования в процессе обучения разнообразных художественных материалов и нетрадиционных техник рисования: монотипии, пластилиновой живописи, рисования воском, мылом, зубной щеткой, губкой, пальцами и другими материалами.

Слайд 3

Традиционных подходов часто недостаточно для развития творчества, так как у детей еще не хватает прочных навыков, знаний и опыта, чтобы на их основе самостоятельно создавать задуманное. Актуальность проекта в том, что изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Актуальность

Слайд 4

Цель: - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования . Задачи : - сформировать у детей технические навыки рисования; - познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования; - научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники; - развивать воображение и творческие способности детей; - обогащать и расширять художественный опыт детей; побуждать ребенка экспериментировать; - обогащение и активизация словарного запаса ; - поощрять и поддерживать творческие находки; - воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату.

Слайд 5

Методы Информационно – рецептивный метод. Репродуктивный метод. Эвристический метод. 4.Исследовательский метод.

Слайд 6

Ресурсное обеспечение проекта 1.Программно-методическое обеспечение. 2.Развивающая среда группы, оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом. 3.Взаимодействие всех участников педагогического процесса. 4.Система взаимодействия с родителями. 5.Система мониторинга.

Слайд 7

Тип проекта: групповой (работа с детьми и их родителями); Вид проекта: Творческий практико – ориентированный По содержанию: развивающий Целевая группа: дети дошкольного возраста от 4 до 5 лет.

Слайд 8

План реализации проекта 1. Подготовительный этап. 2. Реализация проекта. 3. Заключительный этап . Сроки реализации сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Слайд 9

1.Подготовительный этап: Организация работы педагога. 2. Реализация проекта: 2.1Организация занятий с детьми Пальцевая живопись; Рисование методом тычка; Техника печати ( оттиска) листа; Монотипия. 2.2 Совместная исследовательская деятельность 3. Заключительный этап . Интеграция областей

Слайд 10

Ожидаемые результаты - повышение уровня воображения и самооценки; - расширение и обогащение художественного опыта; - формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом; - активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности; - умение находить новые способы для художественного изображения; умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Слайд 11

Список литературы: И. А. Лыковой «Изобразительная деятельность в детском саду», Т. С. Комаровой «Изобразительная деятельность в детском саду»; Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» .

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных методов рисования»

Введение.Что такое рисование? Вроде бы, на первый взгляд, что может быть проще рисования. Захотел, сел, порисовал. Можно даже не задумываться что должно получиться. Ведь маленький ребёнок разве задумы...

Самообразование. Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования.

 В истории дошкольной педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, кото...

Проект по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»

Проект по теме: «Развитие творческих способностей детей с применением нетрадиционных форм рисования»Автор : Китаева Александра ВалерьевнаПродолжительность проекта:3 месяцаУчастники проекта...

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"

План работы с родителями "Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования"...