Статья "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"
статья (старшая группа)

Гаврилова Мария Вячеславовна
Статья посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_pechat_avrilova_za_iyul_2020.docx89.38 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГАВРИЛОВА МАРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №55», г. Саранск, Россия

Аннотация: В данной статье автор рассматривает проблему развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Наибольшее значение развитию творческих способностей автор уделяет театрализованной деятельности.

Ключевые слова: изобразительная деятельность, ручная умелость, средний  дошкольный возраст.

Дошкольное образование является начальным уровнем образовательной системы и имеет особое значение в решении проблемы качества образования. Дошкольный возраст, включающий в себя первые семь лет жизни человека, является уникальным по своей значимости. Именно в эти годы происходит формирование у ребенка фундаментальных человеческих способностей, закладываются основы его личности. На сегодняшний день именно формирование свободно мыслящего, творческого человека является одной из основных задач. Работу над этим необходимо начинать уже с первых дней жизни ребенка. Одной из главных задач федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является «сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала». На первое место ставится вопрос о необходимости использования всех имеющихся педагогических ресурсов для развития творческих способностей детей.

Согласно ФГОС ДО на развитие творческих способностей дошкольников направлена театрализованная деятельность в игровой форме как самый понятный и эффективный метод познания окружающего мира. Большое значение играет то, какие приемы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми, а также большое значение имеет и то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее незнакомые ему, проявляет творчество, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в определенной области. Как вариант творческого развития дошкольников рассматривают театрализованную деятельность ряд ученых, таких как Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода, П. П. Блонский, Н. К. Крупская и другие.

Как показали исследования О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, В. В. Поповой, Л. И. Романовой эффективность развития творческих способностей во многом зависит от правильной организации театрализованной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного опыта.

В решении проблемы формирования творческой личности немаловажную роль играет создание условий для эффективной организации театрализованной деятельности в детском саду, развития творческого потенциала дошкольников средствами театрального искусства.

Известные отечественные педагоги и психологи, такие как Л. С. Выготский, Н. А. Ветлугина, А. П. Ершова и др. считают синтетический характер театрального искусства полем для развития всеобщей универсальной способности личности к творчеству, воспитания высоких нравственных, культурных и социокультурных качеств личности ребенка [1].

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность отражает мир социальных отношений; помогает ребенку преодолеть неуверенность, зажатость, скованность действий; открывает пространство для творческого самовыражения, создания образов с помощью доступных ребенку способов (движение, мимика, жесты, интонация); предоставляет возможность ребенку осуществлять выбор поведения с помощью персонажа.

По мнению С. Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника-оформителя, зрителя и так далее), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Включение ребенка в детскую театрализованную деятельность создаёт огромные возможности для развития его творчества, а именно:

– обеспечивает целостность и глубину воздействия, обусловленную синкретичностью данного феномена, включающего ритмические, музыкальные, словесные воздействия, а также воздействие игрового пространства, усиленное эффектом групповой деятельности;

– позволяет создавать ситуацию импровизационного действия, которая дает участникам высокую степень свободы самовыражения;

– обеспечивает безоценочность ситуации, что позволяет каждому участнику более полно и адекватно выражать собственные чувства, не опасаясь оценки и сравнения;

– обеспечивает высокий уровень включенности в происходящее действо;

– создает ситуацию вынужденного успеха, способствует творческому самовыражению, позволяя каждому ощутить себя в качестве успешного субъекта деятельности;

– позволяет символически изменить реальность в рамках происходящего, создает условия для участников труппы на модели реальности обучаться эффективным способам поведения и взаимодействия;

– создает атмосферу коллективного эстетического переживания, что является значимым фактором успешности, обеспечивая благоприятный эмоциональный фон [4].

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемое событие.

Таким образом, театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у детей эмпатии, то есть способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость [6].

Театрализованная деятельность может включать: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры–драматизации; игры–превращения; упражнения для социально–эмоционального развития детей; логоритмические упражнения; пальчиковые игры; игры для развития речевой интонационной выразительности; упражнения на развитие пластики; театральные этюды; разыгрывание сказок, инсценировок и т. д.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованные игры – это игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Кроме того, игра – это приоритетный вид детского самовыражения, а выражение впечатлений от жизни – необходимая потребность, заложенная в самой природе ребенка. Схватывая, отбирая и конкретизируя увиденное в окружающем мире, ребенок через игру пополняет свой жизненный опыт. На основе полученных впечатлений у него появляется желание действовать.

Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Они развивают творческую самостоятельность детей, побуждают к импровизации в составлении небольших рассказов и сказок, поддерживают стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жесты.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх–драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры–импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды театров для режиссерских игр: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и так далее [6].

В театрализованной деятельности широко используются разнообразные методы и приемы, такие как: рассказывание сказок; выбор детьми ролей по желанию; просмотр мульт и диафильмов, назначение на глав. роли робких, застенчивых; пересказ сказок, рассказов; распределение ролей по карточкам; схематический персонаж сказок (технические средства); проигрывание ролей в парах; чтение художественной литературы; просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; знакомство не только с текстом сказки, – разыгрывание разнообразных сказок и инсценировки; игры – драматизации.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что театрализованная деятельность обладает высоким потенциалом в плане развития творческих способностей у старших дошкольников. Данная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. В соприкосновении с театром вырастают активные творческие люди, способные выходить на прямое общение с другим человеком, имеющие внутреннюю потребность и возможность изменить окружающий мир, сделать его более совершенным.

Литература

  1. Волков, Б. С. Формирование творческих способностей детей в детском возрасте: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва: Педагогическое общество России, 2014. – 278 с. – Текст : непосредственный.
  2.  Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. − М. : Просвещение, 2018. − 176 с. – Текст : непосредственный.
  3. Гуслова, М. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М. Н. Гуслова. – Москва: ИЦ Академия, 2016. – 288 c. – Текст : непосредственный.
  4. Герасимов, Б. Н. Дошкольное образование: учебное пособие / Б. Н. Герасимов, Ю. В. Чуриков. – Москва: Вузовский учебник, 2018. – 64 c. – Текст : непосредственный.
  5. Зимонина, В. Н. Воспитание ребенка–дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного / В. Н. Зимонина. – Москва: ВЛАДОС, 2014. – 304 с. – Текст : непосредственный.
  6. Иванова, В. А. Организация театрализованной деятельности в детском саду через речевое развитие детей / В. А. Иванова. – Текст : непосредственный, электронный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. – С. 46–48. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2468/ (дата обращения: 22.04.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

презентация "«Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Театр – один из доступных видов искусства для детей, помогающий решить актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:-с художественным образованием и воспитанием;-формированием эс...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

Средством  формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм...

Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...

Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Мастер-класс для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Мастер-класс для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"...