Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Наталья Владимировна Степанова

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер всех театрализованных игр – представлений позволяет успешно решить многие воспитательно – образовательные задачи дошкольного учреждения, воспитать художественный вкус, развить творческий потенциал, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшей жизни определит потребность каждого ребёнка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. В театрализованных играх с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются определённые литературные произведения. Дети знакомятся не только с их содержанием, воссоздают конкретные образы, но и учатся глубоко сопереживать событиям, взаимоотношениям героев произведений. Театральные игры способствуют развитию детской фантазии, воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а так же координировать свои функции.

Цель 

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа. Воспитание любви к театру и театральной деятельности. Формирование у детей коммуникативных умений через театрализованную деятельность.

Задачи

 1. Побуждение интереса к театрально–игровой деятельности, создание необходимых условий для ее проведения.

2. Закрепление представлений об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развитие у детей интереса и бережного отношения к игрушкам, театральным куклам.

3. Воспитание умения следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развитие речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

2

5. Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Ознакомление детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формирование умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрение желания участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Поддерживание стремления играть с музыкальными инструментами, импровизирование на шумовых музыкальных инструментах.

10. Развитие инициативы и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развитие желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Глава 1 Понятие «Творчество» и «Творческие способности».

Важность вопроса формирования коммуникативных качеств и реализации творческой деятельности дошкольников определена Законом «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Всё это необычайно актуализирует поиск источников формирования познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности.

Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме.

    В человеке всегда заложено творческое начало, и театр, как вид искусства, наиболее полно способствует творческому развитию личности. Понятие «творчество» и «творческие способности»

    Специальные театральные игры: развивающие главным образом воображение и фантазию-переход от театральных игр к работе над этюдами. Не являясь курсом актерского мастерства, они готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является комплексом. Воображение и вера в этот вымысел—главная отличительная черта сценического творчества

К. С. Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искрение способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять своё отношение к предметам, месту действия в ряд стулья могут превратиться.

    Анализ трудности развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Совсем часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к разным видам художественной деятельности, с умением прекрасно рисовать, придумывать стихи, писать музыку и т. п. что такое творческие способности на самом деле?

1.1    Что такое творческие способности? Это понятие тесным образом

связано с понятием «творчество» и «творческая деятельность».

3

Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

    Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления данной деятельности и динамики овладения знаниями, умениями и навыками. Проблема способностей – одна из самых актуальных проблем в системе воспитания и обучения. Она волнует педагогов и родителей. В каком направлении деятельности ребенок сможет добиться наибольших результатов, что предпринять педагогам и родителям, чтобы у детей максимально раскрылись их способности?

    Специалисты считают, чем больше возможностей создается для творческого самопроявления детей, тем больше шансов раскрыть яркие, сильные стороны развивающейся личности. Поэтому задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы, опираясь на теорию всеобщей генетической одаренности детей, создать условия работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечить поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям.

    В настоящее время проблемой способностей занимаются многие психологи (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Ю. З. Гимбург, В. С. Юркевич и др.)Принято выделять общие специальные способности (например, общие умственные)обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, который человек реализует во многих видах деятельности. Как и любые другие, эти способности зависят от особенностей обучения, воспитания и природных задатков. «Общие способности, - пишет Лейтес Н. С., - обнаруживаются в широте, многообразии возможностей человека и определенном единстве проявляемых им свойств. К общим способностям относятся, прежде всего, свойства ума и поэтому часто общие способности называют общими умственными способностями(Лейтес Н. С., 1971 г. с. з.).

В отличие от общих, специальные способности, рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по видам деятельности (математические, художественные, музыкальные, театральные).

  1.2 Творческие способности характеризуются нестандартным, нешаблонным мышлением и определяются как (креативность) – «это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» (Э. Фромм).

    Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода, которая требует

4

от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости

мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

    Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Развитию творчества ребёнка способствует наличие генетической основы и условий социально-педагогического характера.

    Проведенные психологами и педагогами исследования все больше раскрывают значение дошкольного возраста, как интенсивного периода в психическом развитии ребенка.

1.3Способности человека и его творческие возможности, как компонент психического развития, проявляются и закладываются очень рано. Один из самых интенсивных периодов их развития – дошкольное детство. Это и является первым условием успешного развития творческих способностей. Вторым условием является среда, т. е. создание благоприятных условий для эффективного развития творческих способностей.

Третьим, чрезвычайно важным условием успешного развития является максимальное напряжение сил.

Четвертым – предоставление свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким – либо делом, в выборе способов работы.

Пятым, немаловажным условием успешного развития творческих способностей, является ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослых.

Театральное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие театральные впечатления, побудить сопереживать той или иной пьесе.

Театральные способности у всех детей выявляются по -разному. Раннее проявление их наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые театральные впечатления.

Основными задачами театрального воспитания являются следующие:

• развивать музыкальные и творческие способности детей с помощью различных видов деятельности;

• способствовать формированию общей духовной культуры.

Занимаясь театральным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей, о формировании у них нравственных, эстетических чувств.

Разумеется, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в итоге которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира либо построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, либо чувство, отражающее новое отношение к реальности.

Если пристально разглядеть поведение человека, его деятельность в хоть какой области, то можно выделить два главных вида поступков. Одни деяния

5

человека можно назвать воспроизводящими либо репродуктивными. Таковой вид деятельности тесновато связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит либо повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и деяния.

Не считая репродуктивной деятельности в поведении человека находится творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений либо действий, а создание новейших образов либо действий. В базе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таковым образом, в самом общем виде определение творческих способностей смотрится следующим образом. Творческие способности - это личные особенности свойства человека, которые определяют удачливость выполнения им творческой деятельности различного рода.

Так как элемент творчества может находиться в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не лишь о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т. д.

Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социально – экономических и духовных направлений общественного устройства.

Творчество – это:

-искать;

-изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

Творческая деятельность – это:

-деятельность, рождающая нечто новое;

-свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов, О. М. Дьяченко, А. Н. Волков и другие.

Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. И именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

Данная тема актуальна тем, что театрализованная деятельность является системно образующей в интеграции искусства в учебно-воспитательном процессе. В процессе работы над спектаклем:

-интегрируется содержание разных образовательных областей;

-создаются условия для познавательной деятельности;

-создаются условия для поисковой совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей;

-формируются коммуникативные качества;

-расширяется социальный опыт.

-развиваются творческие способности.

6

Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой (Л. С. Выготский, Н. Я. Михайленко, поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи через интеграцию всех образовательных областей (социально-личностное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Для достижения больших результатов по развитию творческих способностей у детей я постаралась создать систему работы с привлечением родителей, педагогов, социума.

По результатам данной работы я хотела получить:

Для детей:

Сформированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающей личности;

Сформированность умения различать реальную ситуацию, выражать своё понимание сюжета игры и характера персонажа;

Сформированность нравственно-коммуникативных и волевых качеств (общительность, вежливость, доброта);

Сформированность умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми;

Дошкольное детство – самый ответственный период в формировании человека, его внутреннего мира. Дети в этом возрасте – сама непосредственность, верят в чудеса и задача педагога помочь детям самореализоваться.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, сильных переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям.

Одним из наиболее эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В свою же очередь театрализованная деятельность решает многие актуальные проблемы педагогики и психологии, которые связаны с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств

личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

7

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребёнкаспособствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действияразвитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремлённости проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребёнка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствует реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребёнка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Участвуя в театрализованной деятельности, дети изучают окружающий мир через образы, краски, звуки, а правильно заданные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В младшем возрасте наряду с умственным развитием необходимо совершенствовать речь детей. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь малышей, развивается звуковая культура речи, ее выразительность. Роль, которую играет малыш, произносимые слова заставляют ребенка четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театральные постановки формируют внутренний мир ребёнка, отношение малыша к окружающей его действительности.

Театрализованная деятельность формирует социальные навыки поведения благодаря тому, что каждая сказка для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои являются образцами для подражания и отождествления.

8

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

С помощью процесса театрализованных игр происходит следующее:

1) корректируется поведение у детей и активизируется словарный запас

2) расширяется и углубляется знание об окружающем мире;

3) развивается эмоционально-волевая сфера;

4) совершенствуется звукопроизношение, темп и выразительность речи.

5)приобщают детей к здоровому образу жизни.

6)воспитывают чуткое, доброе отношение к пожилым людям.

7)помогают детям понять, осознать необходимость прислушиваться к советам близких людей.

Что же предполагает театрализованная деятельность:

- для педагогов:

-организация педагогического поиска через реализацию инновационных программ;

-повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;

-внедрение инновационных технологий современных форм и новых методов работы;

-самореализация.

  Для родителей:

-получение возможности наблюдать за своими детьми, что даёт возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка;

-формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;

-развитие более глубокое понимание процесса развития и обучения детей дошкольного возраста.

-возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

В результате развития творческих способностей детей посредствам театрализованной деятельности на этапе завершения дошкольного образования (опираясь на целевые ориентиры ДО, представленные в ФГОС ДО, дошкольники приобщаются к музыкальной культуре, через:

Слушание

-развиваются навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции;  

-обогащаются впечатления детей и формируется музыкальный вкус, 

-развивается музыкальная память, 

-развиваются мышление, фантазия, память, слух,

-дети знакомятся с элементарными музыкальными понятиями (темп, ритм); жанрами (опера, концерт, симфонический концерт, творчеством композиторов и музыкантов.

Пение:

-совершенствуется певческий голос и вокально-слуховая координация.

9

-закрепляются практические навыки выразительного исполнения песен;

-учатся брать дыхание и удерживать его до конца фразы;

-обращать внимание на артикуляцию (дикцию);

-закрепляется умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество;

-дошкольники учатся самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни;

-самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, музыкальные пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения;

-развиваются навыки танцевальных движений,

-умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание,

 -дети знакомятся с национальными плясками,

 -у ребят развивается танцевально-игровое творчество;

-формируются навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество:

-развивается творческая активность детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.),

-дошкольники учатся импровизировать под музыку соответствующего характера, придумывать движения, отражающие содержание песни;

-выразительно действовать с воображаемыми предметами,

-самостоятельно ищут способ передачи в движениях музыкальных образов,

 -детей формируются музыкальные способности; проявляются активность и самостоятельность.

Игра на детских музыкальных инструментах:

-дети знакомятся с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке,

-учатся играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах;

-исполняют музыкальные произведения в оркестре и в ансамбле.

Вся наша жизнь – это большая сцена и то, какую роль выбирает ребёнок в этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать её в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена и может удовлетворять разносторонние

10

интересы детей.

Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития коммуникативных качеств и творческих способностей детей.

Глава 2 Театр и его значение в жизни ребенка

Значение театра в жизни ребёнка.

Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же как и академии, университета, музеи. Иметь свой родной театр и гордиться им желает всякий народ. (Ф. Островский)

2.1Театр придумали древние греки. Они поняли, что подвиги богов и героев Эллады будут производить большее впечатление, если их не рассказывать, а показывать. Позднее театр стали называть особый вид искусства. Оттуда, из древней Греции, пришло много театральных терминов, которыми мы пользуемся до сих пор, что по-гречески звучит как «театрон»;в переводе на русский язык-место для зрелища.

Истоки русского театра следует искать в народном творчестве. Трудовая деятельность славянских племен, обряды, при помощи которых люди пытались воздействовать на окружающую их грозную и загадочную природу - -вот его первоначальные проявления. И обычай рядиться животными во время праздничных гуляний восходит к древним временам, когда люди, изображая животных, вероятно, старались таким образом подчинить их своей воле. Так рождались первые элементы театра: зачатки драматического действия, ряженье, диалог.

Площадной театр, скоморохи, петрушка, куклы—всё это основы театра.

С этого начинаем и мы с детьми. Из нестового фольклора—потешек, считалок, закличек и скоморошик создаём представления—зрелища, приближая их к народному театру.

Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.

Еще один театральный жанр-это сказка. Сказка одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь

Сказка одна из самых древних распространенных форм драматического исполнения. Нельзя забывать, что сказка есть отнюдь не литературный жанр, а литературно-театральный. Она живёт живой жизнью в звучании, в исполнении, в устах сказочника, на аудитории. Сказочник обладает целым комплексом приёмом: он помогает себе мимикой, жестами, движениям, интонациями, паузами. И чем талантливее рассказчик, тем живее, эмоциональней, выразительнее его исполнение, тем разнообразнее его приём.

Очень важно первое знакомство со сказкой! Велико обаяния сказки в устах

11

хорошего рассказчика. Перед нами как бы оживают крестьянский сын и мудрая девушка, лукавый батрак и жадный поп, умильная лиса и простодушный, недалёкий волк. Образы, которые остаются в памяти на всю жизнь.

Посмотреть на жизнь со стороны и в тоже время заглянуть в глубь её. Для того, чтобы осознать, в чём заключается сила воздействия театрального искусства.

Познакомимся с некоторыми его особенностями.

Конечно, в театре не обойтись без труда живописца, это мы видим в красиво расписанных декорациях без творчества композитора: действующие лица могут петь и играть на музыкальных инструментах, музыкальное оформление необходимо спектаклю. Но самое главное—пьеса, написанная драматургом это результат труда литературного.

2.2 На кой же «театр» должен в детском саду? Ведь здесь дети, которые ещё не имеют жизненного опыта, не понимают значения многих слов, не владеют ни голосом, ни телом.

Вот это уже наша задача что из своего опыта жизни выбрать и чем поделиться с ребёнком, как расширить границы его познаний. Это значит: познакомить с хорошей литературой, настоящей поэзией, классной музыкой, показать лучшие образцы искусства.

Театр, в который играем мы с детьми, помогает ребёнку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать, на что он способен, поверить в себя.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения чувствованию и художественному воображению- это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Особую значимость данный опыт приобретает в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе: это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, проявлять творческие способности. Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим людям.

Актуальность опыта заключается в развитии творческих способностей детей, в формировании у дошкольников внутреннего эмоционального благополучия, способствующего внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.

Маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр– это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

С возможностями театрализованной деятельности в развитии творческого воображения, инициативности, самостоятельности трудно поспорить, ведь участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные

12

вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому, что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод.

Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств: музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Занятия сценическим искусством не только вводят в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей.

Театральная игра—это шаг к искусству, начало художественной деятельности.

Театральные игры рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Новые знания преподносятся в виде проблем их ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных, активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, но возможности основываясь на сюжетном построение.

В основу реализации театрально-игровой методики положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности.

Отличая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагог стремиться воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах.

Эстетическое воспитание детей, в том числе и средствами театра, направлено в первую очередь на формирование в ребенке готовности к творчеству. Для достижения этой цели необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие

13

окружающего мира, воображение и фантазия, которые являются главным

условием для любой творческой деятельности. Не менее важно научить ребенка именно ориентироваться в окружающей обстановки, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизировать мыслительный процесс в целом. Проводя коллективные развивающие игры, необходимо создавать веселую и непринужденную атмосферу, подбадривать зажатых и скованных детей, не акцентировать внимание на промахах и ошибках.

2.3  Анализ практики дошкольного образования показывает, что в настоящее время на всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряет своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, развитие творческих качеств личности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества - детская игра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

Глава 3 Практическая часть. Опыт работы

Опираясь на все выше сказанное я в своей группе организовала театральный кружок. Развиваю интерес к театрализованной игре путём активного вовлечения детей в игровые действия. Вызываю желание попробовать себя в разных ролях.

В младшей группе были созданы все необходимые условия для театральной деятельности детей. Был оборудован уголок, в который были включены такие виды театра, как: матрешки-сказки, пальчиковый, кукольный, масок, игрушек, настольный.

Малыши приходят впервые в детский сад, они напуганы, неуверенны в себе, не понимают, где они и зачем, всё вокруг чужое. В этот период для установления эмоционального контакта с детьми, для их знакомства с группой, с игрушками использую потешки, простые песенки. Первое время все игры были проведены индивидуально, затем остальные дети постепенно включаются в общую игру и подходят ближе, начинают выполнять простые движения, стараются договаривать слова.

3.1Мною был разработан план работы:

Работа с детьми:

1. Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми, в постановочных играх, театрализованных играх, художественной деятельности.

2. Пополнение оснащения в центр художественно-эстетического развития необходимыми материалами и пособиями

14

для театральной деятельности детей.

3. Оформление различных видов театров из бросового материала.

Работа с родителями.

1. Мастер-класс. "Театрализованные игры дома".

2. Участие родителей в проекте (кружке).

3. Родительское собрание "Игра не забава".

4. Подготовка консультаций по темам: "Театрализованная деятельность в рамках ФГОС как средство развития творческих способностей дошкольников", "Речь и пальчиковый театр", "Пальчиковый театр дома". "Театр из бросового материала", "Куклы-образы. Их значение в развитии дошкольника", "Развитие у детей сценического искусства", "Воспитание дружеских отношений в игре" и др.

Итоговый план работы:

Работа с детьми:

1. Театральное представление по сказкам на утренниках в детском саду.

2. Оформление выставки (фотоальбома) о проведенных мероприятиях, сбор фотоматериала.

3. Подготовка открытого мероприятия для отчета.

 

3.2 Одной из важных особенностей данных занятий является вовлечение в работу всех детей как с низкими речевыми способностями, так и тихих необщительных малышей. Дети участвуют в деятельности с удовольствием. Как показывает практика, эффективным методическим приёмом являются коллективные задания. Пассивных детей нет – все ребята изображают то косолапого медвежонка, то злого волка или хитрую лису.

Перед тем как показывать детям сказку, были проведены этюды с куклами - малыши знакомились с каждым героем поочерёдно, показывался персонаж, например, зайчик, каждому ребенку было предложено потрогать игрушку ручками, внимательно изучить ее части. Когда малыши узнавали всех героев, начинался показ самой сказки. Одно и то же произведение было показано с применением разных видов кукольного театра. Дети узнавали на картинках героев, показывали, как рычит волк, поет петушок.

Для того чтобы достичь устойчивого интереса детей к театрализованным играм были выполнены следующие требования:

1) Театрализованные игры ежедневно включались во все формы педагогического процесса;

2) Тематика содержала в себе максимум полезной информации для детей;

3) Достигалась максимальная активность детей на каждом этапе проведения и подготовки игры;

Формируя интерес к играм – драматизациям, надо много читать и рассказывать малышам сказки и другие литературные произведения.

Каждый день детям читались произведения разных жанров, стараясь голосом и мимикой показать характер героев.

На занятиях часто использовалась театрализованная деятельность, как

15

игровой приём и форму обучения детей. Вводился персонаж, который помогал лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки, позволял оживить образовательный процесс.

В течение года был разработан и составлен проект по сказке «Колобок», тематическое планирование на неделю по теме «Неделя детской книги», где прослеживалась работа по играм - драматизациям, итоговое мероприятие по тематической неделе – дети драматизировали сказки «Репка»«Курочка Ряба».

Выявление творческих способностей начинается с раннего детства. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами.

Вместе с детьми во второй младшей мы работали над имитацией действий человека, животных, птиц. Дети показывали разные эмоции людей: радость, грусть и другие. В игровых упражнениях имитировали движения, бабушки, дедушки, внучки.

В течение года проводилась работа с детьми над этюдами. Этюды – это своеобразная школа, где дети изучают основы актёрского мастерства. Дети ходили по полу, как по луже, по горячему, шли, как мышата, когда спит кот, ели воображаемую конфету и облизывались, как лисички подслушивали, о чём в избушке говорит кот с петушком. С помощью этюдов малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей.

В зависимости от времени года дети имитировали, как листочки летят по ветру и падают на дорожку, как ветер поднимает снежинки, которые кружатся в воздухе.

Следующая ступенька – это бессловесная игра-импровизация с одним персонажем. Текст читает воспитатель, и дети импровизируют. Были обыграны потешки «Заинька, попляши»«Едем, едем на лошадке»«Привяжу я козлика»«Кошкин дом», стихотворение И. Токмаковой «Как на горке снег, снег».

С целью эмоционального восприятия и яркого проживания героев сказок в течение года дети слушали произведения устного народного творчества, литературные произведения, аудиосказки, пели песни о петушке, воробушке, осени и зиме, колыбельные. А также рисовали и лепили для сказочных героев или по произведениям.

С целью формирования актёрского мастерства, обучения кукловождению были показаны разные сказки на фланелеграфе, настольный и пальчиковый театр. Проведены игры «Гуси»«Жучка»«Зайчик»«Курочка»«Веселятся все игрушки», где дети обучались приёмам кукловождения.

Усложняла игровой материал за счёт постановки перед детьми всё более перспективных художественных задач, смены тактики работы над игрой, спектаклем.

16

Во время взаимодействия с детьми создавала атмосферу творчества и доверия, даваяла каждому ребёнку возможность высказаться по поводу подготовки к выступлению, процесса игры.

Развивала умение детей создавать творческие группы для подготовки и проведения спектаклей, концертов, используя все имеющиеся возможности.

Оказывала помощь при выстраивании линии поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, сделанные своими руками.

Поощряла импровизацию, формировала умение свободно чувствовать себя в роли.

Воспитывала артистические качества, раскрывала творческий потенциал детей, вовлекала их в различные театрализованные представления: игры, концерт, цирк, показ сценок из спектаклей. Предоставляла детям возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями.

В своей работе я использовала следующие программы:

• «Театр- творчество-дети» Н. Ф. Сорокина. Цель программы - развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. В ней научно обосновано поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения; системно представлены средства и методы театрально-игровой деятельности с учетом возраста детей; предусмотрено параллельное решение задач художественно-речевого, сценического и музыкального искусства. Ведущий принцип программы - вовлечение детей в продуктивную театрально-игровую творческую деятельность, создание сценических образов, которые вызывают эмоциональные переживания. Программа является парциальной и может служить дополнением к комплексным и базисным программам.

• «Росинка» Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова. Предлагаемая образовательно-воспитательная система раскрывает все виды детской художественной деятельности: изобразительной, музыкальной, театрализованной. Она позволяет воспитать эстетически развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого ребенка.

• «Арт-фантазия» Э. Г. Чурилова. «Арт-фантазия» — это программа, которая не предполагает буквального выполнения, она ориентирует взрослых (воспитателей, учителей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. Она рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать. Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы, которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и

17

обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

 

Было запланировано в течение года поставить театрализованные сказки и показывать их в разных группах. Элементы театрализованной деятельности включены во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное, и повседневную деятельность.

 

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

Взаимодействие с родителями.

Успешное решение задач по развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность возможно только при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса. Особо важным является организация сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечение успешности организуемой работы. Объединение педагогов, детей и родителей в совместной работе по приобщению к миру творчества и театра позволяет совершенствовать педагогическую подготовленность родителей в вопросах воспитания собственных детей.

В процессе работе с родителями были поставлены следующие задачи:

1. Провести ознакомление родителей с различными видами театра.

2. Предложить родителям возможность и способы создания театра дома.

3. Вовлечь как можно больше родителей в жизнь детского сада.

4. Предложить родителям список художественных произведений для чтения детям дома.

Вниманию родителей были представлен: альбом «Виды театров»;

 консультации«Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»«Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества, «Мама, спой мне песню!» (колыбельных, «Современная детская книга в зеркале психологии»«Как интересно провести досуг в кругу семьи»«Вечерние игры с малышами»«Домашний театр устраиваем дома».

Родители участвовали в пополнении сундучка с костюмами: вязали шапочки животных, шили разнообразные кокошники для девочек. Оказывали помощь в приобретении детской художественной литературы, аудио и видео для детей. А в конце года было проведено собрание, на котором дети и родители показывали сказки.

18

3.3 Таким образом, работа по развитию речи детей через театрально-игровую деятельность будет эффективной, если ее проводить систематически, планомерно, творчески.

Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои мысли и желания и эмоции, является самобытной, культурной и творческой личностью.

Проведённая работа по теме «Развитие творческих способностей через театрализованную деятельность» принесла определенные результаты:

1. У детей прослеживалось желание проявлять участие в играх, значительно повысился уровень их активности и инициативности.

2. С помощью театрализованной игры дети стали использовать в своей деятельности жесты, мимику, различные движения.

3. Многие дети научились управлять куклами различных видов театра на уровне своего возраста.

4. Многие дети стали сами придумывать различные сказки и истории.

Каждый человек стремится к счастью. А чтобы сделать ребёнка счастливым, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания: потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.

Таким образом, в результате внедрения театрализованной деятельности в работу в конце учебного года наблюдается положительная динамика у детей младшего возраста в развитии социально-коммуникативных, речевых, познавательных навыков.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Недаром дети любят сказку,

Ведь сказка тем и хороша,

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа.

И на любые испытанья

Согласны храбрые сердца

В нетерпеливом ожиданье Благополучного конца.

 

 

 

19

 

Список использованной литературы

1. Л. В.  Артемова А86 Театрализованные игры дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада.—М.: Просвещение, 1991 с;

2. А. Е. Антипина Театрализованная деятельность в детском саду. М.: ТЦ - Сфера, 2003г.

3. А.Е.Белая, В.И Мирясова. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников М.: АСТ, 1999. — 48 с.

4. Л.С.  Выготский Воображение и творчество в детском возрасте

. –– СПб.: СОЮЗ, 1997

5. О. М.Дьяченко Развитие воображения дошкольника – методическое пособие для воспитателей и родителей – Издательство «Мозаика – Синтез», 2008. – С. 25.

6. В. А. Ильев Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М.: АО «Аспект Пресс», 1993г.

7. Д. Б. Кабалевский Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1991 г.

8. Т. Н. Караманенко, Ю. Г. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 2002 г.

9. Л. Г.Киреева, О. А. Саськова Рисуем кукольный спектакль – Издательство «Учитель», 2008. – С. 6.

10. Е. Е. Кравцова, Разбуди в ребенке волшебника. [Текст] / Е. Е. Кравцова. М., 1999. 118 с.

11. Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова: Воспитание ребенка-дошкольника: РОСИНКА: В мире прекрасного: Владос,2005

12. М.Д.  Маханёва Театрализованные занятия в детском саду:Пособие для работников дошк. учреждений

.--М.:ТЦ "Сфера", 2001.-c.9-16,76-121

13. Н. К Новотворцев. Развитие речи детей. Ярославль, 1995г.

14. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.

15. Программа, методические рекомендации под редакцией М. А. Васильевой. М.:И. Д. «Воспитание дошкольника».

16. Родная речь. Серия «Читаем дома». М.: Дрофа, 1996г.

17. Е. Б.  Синицын Умные сказки. М.: Аист, 1998г.

18. Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г

19. Н.Ф.Сорокина Играем в кукольный театр. М.:Аркти,2002г.

20. Совершенствование творчества дошкольников в деятельности. Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] – Свердловск, 2004.

67.

21. В.А.Сухомлинский Сердце отдаю детям. Киев, 1969г.

22. Б. М. Теплов Психология. М., 1951г.

23. Е. И. Тихеева Развитие речи детей. М., 1981г.

20

24. Ф. М. Фролов, Е. Н.  Соковин Нам весело: Пособие. М.: Просвещение, 1973г.

25. Хрестоматия по детской литературе. М.: Просвещение, 1988г.

26. Э.Г. Чурилова. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников

М.: Владос, 2003.

27. И. В. Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

28. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду – Издательство «Мозаика – Синтез», 2008. – С. 4-5.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. По мнению современных ученых, исследующих...

Проект "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

В рамках проекта планирование работы воспитателя по театрализации с детьми средней группы детского сада. Сценарий спектакля "Кто сказал МЯУ?" для постановки с детьми средней группы детского сада...

презентация "«Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Театр – один из доступных видов искусства для детей, помогающий решить актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные:-с художественным образованием и воспитанием;-формированием эс...

Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности

Средством  формирования творческих способностей у дошкольников является театрализованная игра, так как именно она позволяет развить в ребенке творческие способности. Именно театрализованным играм...

Статья "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Статья посвящена проблеме развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...

Консультация для педагогов «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Консультация для педагогов«Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

Мастер-класс для родителей "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Мастер-класс для родителей (законных представителей) обучающихся дошкольного возраста "Развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"...