Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»
    консультация по логопедии (средняя группа) на тему

    Симонова Елена Валерьевна

    Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка детский сад №6»

    Консультация для воспитателей

    на тему:

    «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

    Консультацию подготовила и провела:

    Учитель-логопед

    Симонова  Елена Валерьевна

    Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников

    Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных составляющих  современного стандарта дошкольного образования и предполагает:

    - развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;

    - развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;

    - формирование у  ребенка целостной картины мира;

    - совершенствование и обогащение речи ребёнка, которая является  одним из необходимых условий познания.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Это естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Под познавательным интересом чаще всего понимается эмоциональная включенность в решение познавательной задачи.

    Итак, сделаем вывод: без любопытства нет познания.  Как же нам пробудить и удовлетворить детское любопытство?   Для этого необходимо проводить разные виды занятий.

    1. Игра.

    Как известно, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Советский педагог  В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Если проводить занятия по развитию речи в игровой форме, то интерес к ним у детей растет.

    Виды игр могут быть разными: сюжетно-ролевые, игры-соревнования, игры-путешествия и другие. Остановимся поподробнее на сюжетно-ролевых играх.

    Повышенное внимание к учебному процессу иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные возможности для развития познавательно-речевой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Если правильно организовать игру, то мы сможем развивать связную речь детей, обогащать словарный запас и работать над грамматическим строем речи. Например, когда мы проходим тему «Игрушки», можно организовать игру в магазин. В этой ситуации ребенок может примерить на себя роль продавца или покупателя. В теме «Одежда» можно поиграть в «Химчистку», в теме «Профессии» в «Айболита».

    1. Работа по демонстрации действий.
    2. Наблюдения во время прогулки.
    3. Чтение художественной литературы.
    4. Опыты, эксперименты.

    Всем известно, что дети обожают экспериментировать. На улице, дома, в детском саду. Так почему бы не использовать их интерес в образовательных целях?  Применяя проблемно-поисковый метод обучения, мы даем толчок интеллектуальному развитию ребенка и значительный импульс к речевому развитию. Включая в коррекционную работу занимательные опыты, практические и экспериментальные действия, наблюдения, проблемные ситуации, направленные на развитие поисково-познавательной активности, мы даем толчок к развитию связной речи.

    Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это -  последовательность мыслей, которые требуют речевого оформления. Новые мысли, возникшие у ребенка в результате поиска, объяснения того или иного факта, рождают у него и новое речевое мышление. И все это требует от ребенка умения подбирать наиболее походящие для выражения данной мысли слова, умение строить синтаксически правильную фразу, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Желание высказать свою мысль, поделиться осенившей догадкой, выяснить что-то непонятное – все это буквально выплескивается у ребенка в процессе такой работы.

    Примеры проблем, предлагаемых для разрешения:

    - Будет ли медведь домашним животным, если будет жить дома?

    - Почему не делают игрушки из стекла?

    - Почему маленькие девочки не носят туфли на каблуках?

    Поисковый метод:

    - Что будет, если принести сосульку домой?

    - Что нужно, чтобы получился звук?

    Основные принципы развития познавательной мотивации.

    1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.

    Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого.

    2. Стимуляция  любознательности ребенка. 

    В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

    3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

    Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

    4. Безоценочность. 

    Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

    5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

    Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

    Консультация для воспитателей на тему "Формирование доброжелательного отношения у детей дошкольного возраста в игровой деятельности"...

    Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционных методик в работе по познавательно - речевому развитию дошкольников»

    Артпедагогика (художественная педагогика) – это понятие не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать в рамках д...

    Консультация для воспитателей на тему: «Развитие эмпатии старших дошкольников в театрализованной деятельности»

    Дошкольное детство — период особой социально-эмоциональ­ной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. Важнейшие задачи, которые решают дети в этом возрасте — это общение с окружающим...

    Консультация для воспитателей по теме: «Развитие творческой активности старших дошкольников в познавательной деятельности»

    Развитие творческой активности детей в познавательной деятельности рассматривается через экспериментирование, проектную деятельность и создание проблемной ситуации....

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ДЕТЬМИ ВО ВРЕМЯ ИГР»

    Воспитание дружеских отношений между детьми во время игр и способы корректировки разногласий....

    Консультация для воспитателей на тему «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников

    Воспитатель, Хорлунова Н. В.Консультация для воспитателейна тему:«Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников» Познавательно-речевое развитие дошкольни...