Главные вкладки

    Консультация для воспитателей на тему «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников
    консультация на тему

    Хорлунова Наталья Владимировна

    Воспитатель, Хорлунова Н. В.

    Консультация для воспитателей

    на тему:

    «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

     

    Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных составляющих современного стандарта дошкольного образования и предполагает:

    - развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;

    - развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;

    - формирование у ребенка целостной картины мира;

    - совершенствование и обогащение речи ребёнка, которая является  одним из необходимых условий познания.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Это естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Под познавательным интересом чаще всего понимается эмоциональная включенность в решение познавательной задачи.

    Итак, сделаем вывод: без любопытства нет познания. Как же нам пробудить и удовлетворить детское любопытство? Для этого необходимо проводить разные виды занятий.

    • Игра.

    Как известно, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Если проводить занятия по развитию речи в игровой форме, то интерес к ним у детей растет.

    Виды игр могут быть разными: сюжетно-ролевые, игры-соревнования, игры-путешествия и другие. Остановимся поподробнее на сюжетно-ролевых играх.

    Повышенное внимание к учебному процессу иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные возможности для развития познавательно-речевой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Если правильно организовать игру, то мы сможем развивать связную речь детей, обогащать словарный запас и работать над грамматическим строем речи. Например, когда мы проходим тему «Игрушки», можно организовать игру в магазин. В этой ситуации ребенок может примерить на себя роль продавца или покупателя. В теме «Одежда» можно поиграть в «Химчистку», в теме «Профессии» в «Айболита».

    • Работа по демонстрации действий.
    • Наблюдения во время прогулки.
    • Чтение художественной литературы.
    • Опыты, эксперименты.

    Всем известно, что дети обожают экспериментировать. На улице, дома, в детском саду. Так почему бы не использовать их интерес в образовательных целях? Применяя проблемно-поисковый метод обучения, мы даем толчок интеллектуальному развитию ребенка и значительный импульс к речевому развитию. Включая в коррекционную работу занимательные опыты, практические и экспериментальные действия, наблюдения, проблемные ситуации, направленные на развитие поисково-познавательной активности, мы даем толчок к развитию связной речи.

    Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это - последовательность мыслей, которые требуют речевого оформления. Новые мысли, возникшие у ребенка в результате поиска, объяснения того или иного факта, рождают у него и новое речевое мышление. И все это требует от ребенка умения подбирать наиболее походящие для выражения данной мысли слова, умение строить синтаксически правильную фразу, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Желание высказать свою мысль, поделиться осенившей догадкой, выяснить что-то непонятное – все это буквально выплескивается у ребенка в процессе такой работы.

    Примеры проблем, предлагаемых для разрешения:

    - Будет ли медведь домашним животным, если будет жить дома?

    - Почему не делают игрушки из стекла?

    - Почему маленькие девочки не носят туфли на каблуках?

    Поисковый метод:

    - Что будет, если принести сосульку домой?

    - Что нужно, чтобы получился звук?

    Основные принципы развития познавательной мотивации.

    1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.

    Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого.

    2. Стимуляция  любознательности ребенка

    В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

    3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

    Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

    4. Безоценочность. 

    Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

    5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

    Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    на тему:

    «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

    Воспитатель, Хорлунова Н. В.

    Консультация для воспитателей

    на тему:

    «Положительное отношение к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

    Познавательно-речевое развитие дошкольников является одним из главных составляющих современного стандарта дошкольного образования и предполагает:

    - развитие ребенка как субъекта познания: его любознательности, инициативности, самостоятельности в поиске новых впечатлений и ответов на возникшие у него вопросы, решении проблемных ситуаций;

    - развитие общих представлений ребенка об окружающем мире, о себе, о других людях;

    - формирование у ребенка целостной картины мира;

    - совершенствование и обогащение речи ребёнка, которая является  одним из необходимых условий познания.

    Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем  богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

    В основе познавательно-речевой деятельности лежит детское любопытство. Это естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность – это любовь к знаниям, стремление узнать что-то новое. Любознательность может трансформироваться в познавательный интерес. Под познавательным интересом чаще всего понимается эмоциональная включенность в решение познавательной задачи.

    Итак, сделаем вывод: без любопытства нет познания. Как же нам пробудить и удовлетворить детское любопытство? Для этого необходимо проводить разные виды занятий.

    • Игра.

    Как известно, ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Если проводить занятия по развитию речи в игровой форме, то интерес к ним у детей растет.

    Виды игр могут быть разными: сюжетно-ролевые, игры-соревнования, игры-путешествия и другие. Остановимся поподробнее на сюжетно-ролевых играх.

    Повышенное внимание к учебному процессу иногда приводит к тому, что значение творческой, сюжетно-ролевой игры незаслуженно принижается. А между тем она таит в себе огромные возможности для развития познавательно-речевой деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Если правильно организовать игру, то мы сможем развивать связную речь детей, обогащать словарный запас и работать над грамматическим строем речи. Например, когда мы проходим тему «Игрушки», можно организовать игру в магазин. В этой ситуации ребенок может примерить на себя роль продавца или покупателя. В теме «Одежда» можно поиграть в «Химчистку», в теме «Профессии» в «Айболита».

    • Работа по демонстрации действий.
    • Наблюдения во время прогулки.
    • Чтение художественной литературы.
    • Опыты, эксперименты.

    Всем известно, что дети обожают экспериментировать. На улице, дома, в детском саду. Так почему бы не использовать их интерес в образовательных целях? Применяя проблемно-поисковый метод обучения, мы даем толчок интеллектуальному развитию ребенка и значительный импульс к речевому развитию. Включая в коррекционную работу занимательные опыты, практические и экспериментальные действия, наблюдения, проблемные ситуации, направленные на развитие поисково-познавательной активности, мы даем толчок к развитию связной речи.

    Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это - последовательность мыслей, которые требуют речевого оформления. Новые мысли, возникшие у ребенка в результате поиска, объяснения того или иного факта, рождают у него и новое речевое мышление. И все это требует от ребенка умения подбирать наиболее походящие для выражения данной мысли слова, умение строить синтаксически правильную фразу, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Желание высказать свою мысль, поделиться осенившей догадкой, выяснить что-то непонятное – все это буквально выплескивается у ребенка в процессе такой работы.

    Примеры проблем, предлагаемых для разрешения:

    - Будет ли медведь домашним животным, если будет жить дома?

    - Почему не делают игрушки из стекла?

    - Почему маленькие девочки не носят туфли на каблуках?

    Поисковый метод:

    - Что будет, если принести сосульку домой?

    - Что нужно, чтобы получился звук?

    Основные принципы развития познавательной мотивации.

    1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность.

    Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Он видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. В работе предполагается не только «активность присвоения» со стороны ребенка, но и «активность отдачи» со стороны взрослого.

    2. Стимуляция  любознательности ребенка

    В работе следует использовать оригинальные игрушки и материалы, которые могут вызвать интерес, удивление, заключать в себе загадку (коробочка с секретом, головоломки, магниты, рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц и др.).

    3. Передача инициативы от взрослого ребенку.

    Важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.

    4. Безоценочность. 

    Оценка взрослого (как положительная, так и отрицательная) может способствовать фиксации ребенка на собственных успехах, достоинствах и недостатках, то есть развитию внешней мотивации. Если мы стремимся к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности, то следует акцентировать внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях ребенка.

    5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства.

    Взрослый стремился не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с возникающими трудностями. Если дети прерывают занятие, которое они сами выбрали, то взрослый предлагает (но не настаивает) вместе завершить то, что было задумано ребенком. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему: "Развитие способностей детей к изобразительной деятельности".

    В  консультации говорится о приемах и методах , применяемых на занятиях, чтобы развивать способности детей по изобразительной деятельности.О значении  книжек-раскрасок в развитии интере...

    Консультация для воспитателей на тему: «Развитие положительного отношения к познавательно-речевой деятельности у дошкольников»

    Данный материал представляет собой консультацию для воспитателей средних, старших и подготовительных групп о развитии положительного отношения дошкольников к познавательно-речевой деятельности....

    Консультация для воспитателей на тему: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников

    Консультация для воспитателей Тема: Основные методы и формы нравственно – патриотического воспитания дошкольников и работа с родителями по  нравственно – патриотическом...

    КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей ДОУ. Использование инновационных технологий в познавательно-речевом развитии ребенка

    Для формирования и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными методами и приемами, используются  следующие инновационные методы:1.Здоровьесберегающие технологии,2.ТРИЗ-технолог...

    Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».

    Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...

    Консультация для воспитателей "Использование игровых приемов и упражнений в изобразительной деятельности старших дошкольников".

    Консультация для воспитателей по использования игровых приемов в изобразительной деятельности...