Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».
консультация

ПЕТРЕНКО НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей 

«Взаимодействие педагогов и родителей 

по познавательно-речевому развитию детей».

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много погрешностей:


  • обедненный словарь;

  • часто неверная конструкция предложений;

  • неспособность связно и последовательно изложить события;

  • дефекты произношения;

  • сбивчивый темп речи.




Чем лучше будет развита речь ребенка в дошкольные годы, тем выше гарантия успешного его школьного обучения. Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Я стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именно речевая активность, ее объем и характер становятся главными показателями успешности учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. 

Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности и т.д. не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи. 

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:


  • ухудшение состояния здоровья детей; 

  • существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

  • глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

  • недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;


Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Противоречия, возникающие в общении, ведут к речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи.

Содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками. 

Успех по вопросам познавательно-речевого развития детей зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателей и родителей. Цель такого взаимодействия: 


  • объединить усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы;

  • сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним;

  • уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).


Поэтому важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого мы проводим в группе следующую работу:


  • индивидуальные встречи с родителями.


Их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года. На первой встрече мы проводим анкетирование для родителей и детей (для родителей – анкеты "Особенности вашего ребенка", для детей – рисуночные тесты).

Мы на таких встречах с родителями имеем возможность наблюдать за работой воспитателей и ребенка, познакомиться с играми, в которые они могут поиграть с ребенком дома (игры на развитие разговорной речи, игры для подготовки артикуляционного аппарата, игры на развитие грамматических способностей ребенка, пальчиковые игры, игры со сказкой и др.). А впоследствии и самим поделиться накопленным опытом с воспитателями другой группы.


  • участие родителей в речевых традициях группы.

  • Эти игры вывешиваем в уголках для родителей или на папку передвижку. Консультируем родителей в какие игры можно поиграть дома с детьми.


«Я даю тебе словечко».

В подарок на день рождения, на праздники дети дарят друг другу слова (веселые, ласковые), которые заранее с родителями подбирают дома.

«Мастерская букв».

Родители вместе с детьми работают над образом буквы (украшают силуэт букв, лепят букву, рисуют).

Всем известно что большую роль в познавательно-речевом развитии отводится пальчиковым играм. Их мы выставляем на стенде для родителей.

^ Пальчиковый игротренинг.

Упражнения 1 комплекса


  • "Ножницы". Указательный и средний пальцы правой руки имитируют стрижку ножницами.

  • "Колокол". Скрестив указательный и безымянный пальцы обеих рук, тыльные стороны, обратив вверх, опустить средние пальцы правой и левой руки и свободно вращать ими.

  • "Дом". Соединить наклонно кончики пальцев правой и левой руки.

  • "Бочонок с водой". Слегка согнуть пальцы левой руки в кулачок, оставив сверху отверстие.

  • "Пожарные". Используется игрушечная лестница, указательный и средний палец бегают по ней.

  • Потешка "Прятки". Сжимание и разжимание пальцев рук в ритм стихотворения:


В прятки пальчики играли

И головки убирали,

Вот так, вот так –

И головки убирали.

Упражнения 2 комплекса


  • "Птички летят". Пальцами обеих рук производить движения вверх – вниз.

  • "Птица, высиживающая птенцов". Пальцы одной руки прижаты и согнуты; другая рука покоится между большим и указательным пальцем.

  • "Птички клюют". Большой палец поочередно соединять с остальными пальцами.

  • "Полет птицы". Пальцы рук прогибаются назад и сгибаются вперед. 


Провожу консультации по проведению игры для подготовки артикуляционного аппарата.


  • Волны. Приготовить небольшой тазик с водой. Разместить в нем плавающие предметы (лодочки, пробки). Взрослый вместе с ребенком по очереди или одновременно дуют на плавающие предметы, стараясь передвинуть их от одного берега к другому. Важно, чтобы воздушная струя во время выдоха была длинной, равномерной по силе.

  • Футбол. Взрослый и ребенок садятся за стол напротив друг друга. Ставятся "футбольные ворота" из двух кубиков, ластиков, спичечных коробков. Нужно одновременно дуть на ватный шарик, пытаясь с помощью воздушной струи на выдохе забить мяч в ворота.

  • ^ Соломинка и ворона. На кухне отыскивается пищевая воронка, В нее вставляется изогнутая трубочка для коктейля. В воронку кладется шарик из ваты, поролона или пенопласта. Необходимо долго и безотрывно дуть в трубочку, пока шарик не начнет подниматься над воронкой.


^ Волшебные флакончики. Подбираются различные флакончики от напитков. Все участники начинают одновременно дуть в выбранный флакончик, возникают различные по тембру звуки. Эта игра помогает выработать правильное дыхание.

^ Игры на развитие разговорной речи.

Основу для таких игр составляет обычная речь. Ребенок получает полезный опыт свободной и грамматически правильной разговорной речи. 

Игры полезны для стимуляции положительных эмоций, если ребенок отгородился, замкнулся, обиделся.

^ Умелые рифмоплеты. Полезно обращаться к такой игре при обиде на сверстника, брата или сестру.


  • Мирись, мирись, мирись и больше не дерись, а если будешь драться, без друга тебе оставаться.

  • Эй, рука, трясись, трясись, только больше не дерись.

  • Расслабляйся рука, расслабляйся и больше не щепайся.

  • Ой, рука приклеилась! Руку отпускаю, за туловище хватаю. Хорошее называешь, руку отпускаю.


Игровые рифмы, помогающие пережить чувство обиды.

Прочь обида – все равно ты забыта,

Беги во двор, перелезь через забор,

Садись на коня, скачи от меня.

^ Развитие грамматических способностей ребенка с помощью игры.

Данные игры помогают развивать у детей грамматические способности без зубрежки букв алфавита, без унылого чтения слогов по книжке.

^ Запомни буквы.

Цель: помочь ребенку запомнить буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную, мышечную память.


  • взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.

  • взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее. Аналогичным способом взрослый рисует букву на спине ребенка.

  • буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.

  • взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой – либо буквы с предметами из окружающего мира.


^ Прятки с буквами.

Цель: тренировать сообразительность, воображение, умение узнавать в графических контурах знакомые буквы.

На листе бумаги, на песке, на асфальте рисуется незамысловатый узор. Нужно, внимательно присмотревшись к нему, увидеть в его линиях очертания букв и показывать их в узоре по контуру по очереди.

^ Игры со сказками. 

В домашних условиях в таких играх могут участвовать все члены семьи.

Отгадай название сказки.

Все участники поочередно бросают друг другу мяч и называют первое слово или слог задуманной сказки. Тот, кто поймал мяч, отгадывает и произносит полное название.

Сивка… Заюшкина…

Конек… Гадкий…

Мороз… Царевна…

Гуси… Мальчик…

Красная… Крошечка…

Дюй… Цветик…

Аленький… Золотой…

Бременские… Доктор…

^ Что лишнее?

Один из игроков называет несколько слов, которые встречаются в задуманной сказке, а одно не относится к этой сказке. Другие игроки угадывают сказку и называют лишнее слово.


  • Лиса, заяц, избушка, дворец, собака, петух (сказка "Лиса и заяц").

  • Дед, бабка, внучка, репка, огурец (сказка "Репка").

  • Машенька, утки, Ванюша, Баба Яга, гуси – лебеди (сказка "Гуси – лебеди").

  • Емеля, старик, щука, сыновья, лебедь, Марья – царевна (сказка "По – щучьему веленью").

  • Старик, рыбка, старуха, стиральная машина, корыто ( "Сказка о рыбаке и рыбке").


^ Веселое азбуковедение.

Эта группа игр помогает детям узнать много нового из жизни слов, пополнить словарный запас, знания о языке.

Игры с мячом. 

«Скажи на наоборот»".

Зима – лето.

Жара – холод.

Правда – ложь.

Богач – бедняк.

Горький – сладкий.

Полезный – вредный…

«Кто где живет».

«Кто как голос подает».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни"

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместные усилия детского сада и семьи помогут приобщить ребенка к здоровому образу жизни, овладеть необход...

Доклад на тему: «Взаимодействие педагога с родителями по вопросам речевого развития детей»

Докладчик:  Петренко Наталья ВладимировнаПедагогический стаж 23 лет...

Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по вопросам математического развития детей»

Проект«Взаимодействие педагогов и родителей  по вопросам математического  развития детей»Цель:Поиск эффективных путей взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах развития и формировани...

Консультация для воспитателей. «Роль педагога, роль родителя в воспитании и развитии ребенка»

Анализируя многовековой опыт личностно-ориентированного воспитания детей, родилась идея педагогической поддержки растущего человека. И это не пресловутые формулы: «формирование личности», «управление ...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагога с родителями» 17.12.2020.г

Консультация для воспитателей   «Взаимодействие педагога с родителями»Воспитатель: Ионцева Е.Н. Цель:установление партнерских отношений участников педагогического процесса, ...