Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия с родителями по познавательно-речевому развитию детей»
консультация по развитию речи

Ватутина Вероника Николаевна

Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, цель которой:

 - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника; - формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

 - уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_01.2018.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Особенности взаимодействия с родителями

 по познавательно-речевому развитию детей»

 Большинство отечественных и западных педагогов склоняются к мнению, что дошкольный возраст является решающим для дальнейшего обучения малыша: все, что узнал или не смог узнать ребенок в эти ранние годы, ощутимо отразится на его дальнейшем интеллектуальном развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать пробелы в развитии малышей, и такие дети неизбежно будут отставать от своих сверстников. Поэтому главной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей ребенка.

 Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

         Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

 Воспитатель помогает ребенку достичь коммуникативной компетентности к концу дошкольного возраста посредством решения задач по развитию разных сторон речи во всех возрастных группах: «Развитие связной речи», «Развитие словаря», «Освоение грамматически правильной речи», «Освоение звуковой культуры речи», «Подготовка к обучению грамоте».

 В соответствии Законом РФ «Об образовании», Концепцией дошкольного воспитания, «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

 В связи с этим важное место в деятельности дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры; созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду; выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа продвижения, возрастных особенностей и др.

 Наше дошкольное учреждение предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и другое). Фундаментом умственного развития ребенка являются познавательное развитие и ориентировка в окружающем мире.

 Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника является - речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

 Успех в работе по познавательно- речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей, цель которой:

 - объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника; - формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

 - уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

          Важность определения и реализации педагогических технологий в построении взаимодействия ДОУ и семьи по познавательно-речевому развитию определяется решением следующих задач:

 ● психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей и педагогической культуры;

 ● оптимизация стиля семейного воспитания.

 ● гуманизация детско-родительских отношений;

 ● включение семьи в содержательную деятельность в системе «родители – ребенок – педагог».

 Решение задачи осуществляется посредством изучения семьи, установления контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка.

 Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Для этого следует  проводить в группах следующую работу:

 - индивидуальные встречи с родителями

 (их мы выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьей в течение всего года);

 - познавательная игротека, приглашение родителей и других членов семьи (устраиваем выставки развивающих игр);

 - подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития;

 - оформление стенда «Советы специалистов».

 А также:

 ● Информирование  родителей о содержании жизни детей в дошкольном учреждении, их достижениях и интересах.

 ● Организация  совместные праздники.

 ● Детское экспериментирование (с участием родителей) с целью изучения физических явлений, математических зависимостей, законов механики и оптики и др. Подготовка ребенка к рассказу в группе сверстников о ходе и результатах эксперимента.

 ● Чтение книг, рассматривание иллюстраций, оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно, газет, макетов и др.

 ● Совместное наблюдение явлений природы, общественной жизни с оформлением результатов, которые становятся достоянием группы.

 ● Создание: фотоальбомов «Наша дружная семья», создание совместных детско-родительских проектов.

 ● Тематические выставки детских книг из семейных библиотек: русские народные сказки, познавательные книги и т.д.; разработка познавательных проектов совместно с родителями и детьми по темам: «Традиции разных народов в проведении праздников», «Культура еды у разных народов», «Традиции чаепития на Руси», «Сказочный город» (по сказкам А.С. Пушкина), «Моя семья».

 ● Тематические консультации по разным направлениям познавательно-речевого развития ребенка.

 ● Семинары-практикумы для родителей «Русская народная культура», «Воспитание познавательных интересов и любознательности» и др.

 ● Анкетирование родителей, подбор специальной литературы с целью обеспечения обратной связи с семьей.

 Такое взаимодействие значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ, так и в семье.

23.01.2018

Провела: старший воспитатель В.Н.Ватутина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагога и родителей"

Особенности взаимодействия педагога и родителей    В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским сад...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМ РАЗВИТИЕ"

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, экспериментирования), не переводя ее в уче...

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия специалистов и воспитателей в процессе ООД и праздников"

Проблема педагогического взаимодействия воспитателя и музыкального руководителя- одна из самых важных: от её решения зависит успешность процесса не только музыкального, но и общего эстетического разви...

Консультация для педагогов «Особенности взаимодействия воспитателей с детьми».

Консультация для педагогов«Особенности взаимодействия воспитателей с детьми»....

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам конструирования"

Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями.Конструирование относится к продуктивным вид...