Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам конструирования"
консультация по конструированию, ручному труду

Молчанова Нелли Николаевна

Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями.

Конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности. Создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов в семье даст хороший результат для детского развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад № 51»

Консультация для педагогов

 «Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам конструирования»

                                                Подготовила:

воспитатель высшей кв. кат.

Молчанова Н.Н.

Оренбург, 2023 г.

Консультация

«Особенности взаимодействия   педагогов с семьями воспитанников

по вопросам конструирования»

Включение родителей воспитанников в учебно-воспитательный процесс только начинает внедряться в практику работы детского сада. Задача старшего воспитателя ДОУ объединить педагогический коллектив на решение этой задачи и организовать работу в соответствии с требованиями ФГОС.

Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями.

Конструирование относится к продуктивным видам детской деятельности. Создание разнообразных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов в семье даст хороший результат для детского развития.

Методы привлечения родителей к занятиям с ребенком по конструированию.

Разъясняем родителям значение конструирования в развитии   дошкольника.

Конструированию отводится значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При обучении детей конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Старший воспитатель детально прорабатывает с воспитателями информацию для родителей воспитанников об основных задачах педагогической работы воспитателей с детьми по конструированию в зависимости от возраста детей.

1 младшая группа

  • В играх с настольным и напольным строительным материалом, продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
  • Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу поддерживать желание что-то строить самостоятельно.
  • Способствовать развитию пространственных соотношений.
  • Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т.п.).
  • Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.
  • Совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.

Родителям детей 2 младшей группы

  • Совершенствовать конструктивные умения.
  • Закреплять умения различать, называть и использовать основные строительные детали (кубики, кирпичики, трехгранные призмы, пластины, цилиндры), сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание).
  • Учить располагать кирпичики, пластины вертикально, ставить их плотно друг к другу, на определенном расстоянии.
  • Изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину.
  • Развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу.
  • Продолжать учить детей обыгрывать постройки.

В средней группе

  • Продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок), учить использовать их с учетом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).
  • Развивать умение анализировать образец постройки: выделять основные части и различать, и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах - стены, вверху - перекрытие, крыша; в автомобиле - кабина, кузов и т. д.).
  • Развивать умение самостоятельно измерять постройки (по высоте, длине и ширине), соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции («Построй такой же домик, но высокий»).
  • Учить сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета.
  • Обучать конструированию из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы (альбом, флажки для украшения участка, поздравительная открытка), приклеивать к основной форме детали (к дому - окна, двери, трубу; к автобусу - колеса; к стулу — спинку).
  • Приобщать детей к изготовлению поделок из природного материала: коры, веток, листьев, шишек, каштанов, ореховой скорлупы, соломы (лодочки, ежики и т. д.). Использовать для закрепления частей клей, пластилин. Применять в поделках катушки, коробки разной величины и другие предметы.

В старшей группе

  • Продолжать развивать умение устанавливать связи между создаваемыми постройками и объектами окружающего мира.
  • Закреплять умения выделять основные части и характерные детали конструкций.
  • Знакомить с новыми деталями: разнообразными по форме и величине пластинами, брусками, цилиндрами, конусами. Закреплять умение заменять одни детали другими.
  • Формировать умение создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.
  • Закреплять умение строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.
  • Продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять; помогать друг другу при необходимости.

В подготовительной группе

  • Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры, дворцы, фермы и другие). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.
  • Учить видеть конструкцию предмета и анализировать ее основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
  • Учить детей на основе анализа сооружений, предметов, самостоятельно находить отдельные конструктивные решения.
  • Закреплять навыки коллективной работы - умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
  • Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными условиями их использования (мост для пешеходов, мост для транспорта), определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать, продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.
  • Продолжать учить сооружать постройки, объединенные одним содержанием (улица, машины, дома).
  • Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Анкетирование родителей воспитанников

«Конструирование в развитии ребёнка»

  • Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по конструированию?
  • Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков детей в детском саду.
  • Насколько важны, по Вашему мнению, занятия конструированием в дошкольном возрасте? В чём заключается их важность?
  • Часто ли Ваш ребёнок в домашней обстановке проявляет интерес к конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?
  • Какие конструкторы есть у Вас дома?
  • Чем Вы руководствуетесь при приобретении конструкторов?
  • В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребёнок?
  • Показываете ли Вы как действовать с новым конструктором?
  • Как часто Вы уделяете время совместному конструированию вместе с ребёнком?
  • Мастерите Вы дома вместе с ребенком поделки из подручных материалов?
  • Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме развития конструктивных навыков Вашего ребёнка?

Индивидуально консультируем заинтересованных родителей по темам

Типы конструирования

  • Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
  • В техническом   конструировании   дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают поделки по ассоциации образами из сказок, фильмов.
  • К   техническому типу конструкторской   деятельности относят: конструирование из строительного материала; конструирование из деталей конструктора, имеющих разные способы крепления; конструирование из крупногабаритных модульных блоков.
  • В художественном   конструировании дети, создавая образы, выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, формой.
  • К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и конструирование из природного материала.

Индивидуально консультируем заинтересованных родителей по темам

Виды конструирования

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают виды конструирования:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование с применением специальных конструкторов;
  • конструирование из бумаги и дополнительных материалов;
  • конструирование из природного материала.

Конструирование из строительных материалов

Самый простой вид конструирования, который доступен самым маленьким. Как правило, это деревянный или пластмассовый набор для конструирования, состоящий из различных геометрических фигур (пластин, кубиков, призм, цилиндров разных размеров и цветов).

Конструирование с применением специальных конструкторов

Конструкторы могут быть деревянные, металлические, пластмассовые, но обязательно содержат крепления на винтах. Это расширяет возможности, позволяя создавать подвижные игрушки (экскаватор, подъемный кран и т.д.).

Конструирование из бумаги и дополнительных материалов

Этот вид конструирования включает   изготовление игрушек с использованием бумаги, картона и других материалов. Данный вид конструирования требует определенных навыков. Ребенок должен уметь самостоятельно клеить и владеть ножницами.

Конструирование из природного материала

При работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный вид конструирования помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие, развить воображение. Учит видеть красоту окружающего мира.

Консультируем родителей о том, какие конструкторы и подручные материалы можно использовать в семье для развития конструктивных умений ребенка

Большинство родителей приобретают конструкторы, которые не соответствуют возрасту ребенка (яркие, не дорогие, что выбрал сам ребенок)

Не показывают ребенку методы действий с конструктором (не видят необходимости в этом)

Не конструируют вместе с ребенком (нет времени, не знают как)

Не разрешают детям использовать подручные материалы для конструирования (испачкаешься, намусоришь, поранишься)

  • Приглашаем родителей на просмотр занятий
  • Включаем показ отдельных моментов конструктивной деятельности детей в родительские собрания

Проводим занятия с непосредственным участием родителей

Организуем игровую деятельность по конструированию с участием родителей. Количество детских игровых групп по количеству участвующих родителей.

Решаем задачи:

  • Закреплять навыки коллективной работы - умение распределять обязанности, планировать процесс изготовления предмета, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.
  • Учить детей сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с разными условиями их использования (мост для пешеходов, мост для транспорта), определять, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
  • Развивать умение планировать процесс возведения постройки. 
  • Продолжать учить сооружать постройки, объединенные одним содержанием (улица, машины, дома). 

Включаем все виды конструктивной деятельности родителей с детьми:

  • конструирование из строительных материалов;
  • конструирование с применением специальных конструкторов;
  • конструирование из бумаги и дополнительных материалов;
  • конструирование из природного материала.

Обязательное условие – предварительная подготовка участвующих в деятельности родителей воспитанников.

Организуем развлечения с участием родителей, где включены различные виды конструктивной деятельности

Привлекаем родителей к участию с детьми в конкурсах разного уровня:

  • Даем информацию о проводимых конкурсах на сайте МДОУ, в групповом уголке для родителей.
  • Размещаем результаты конкурсов на сайте МДОУ, в групповом уголке для родителей,
  • Поздравляем семьи – победители,
  • Организуем выставки детских работ

Мастер – классы для бабушек воспитанников по изготовлению атрибутов для сюжетно-ролевых игр из бросового материала

Список   рекомендуемой литературы

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е.  Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Конструирование в группах раннего возраста, Л.В. Куцакова
  3. Занятия по конструированию из строительного материала /средняя, старшая, подготовительная группы/, Л.В. Куцакова
  4. Занятия по конструированию с детьми 3-7 лет, О.Ю. Старцева
  5. Лесные поделки. Азбука конструирования, И.А. Лыкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга долж...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Презентация "Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"

Консультация для воспитателей, раскрывающая основные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"с...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Актуальные вопросы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников

Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом опеделяющая путь развития его личности. Вовлечение родителей в бразовательный процесс, их заинтересованное участие в нем важно не по...

Статья "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по вопросу музыкального развития ребенка в новых социальных условиях"

В системе музыкального развития дошкольников важным аспектом является совместная работа ДОУ с родителями воспитанников. Решение этой задачи предполагает соучастие в организации музыкальной деятельност...