Актуальные вопросы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников
статья

Ступакова Валентина Ивановна

 Семья для дошкольника - жизненно необходимая среда, во многом опеделяющая путь развития его личности. Вовлечение родителей в бразовательный процесс, их заинтересованное участие в нем важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад не могут заменить друг друга. У каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Но мы должны понимать, что семья была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных мнститутов. Поэтому, задача детского сада - "повернуться" лицом к семье, признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою строну в плане единых подходов в воспитании ребенка, раскрытии его возможностей и способностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В.И.Ступакова,

старший воспитатель ГБДОУ № 85

Приморского района Санкт-Петербурга

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ

 С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Детство – уникальный период в жизни человека: формируется здоровье, происходит

становление личности, рядом самые главные люди в жизни – РОДИТЕЛИ!

      Но вот ребенок поступает в детский сад, где его окружают новые люди: взрослые и дети. Если, в этот непростой для ребенка период, родители и воспитатели объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью  сказать, что произошедшее  изменение в жизни  ребенка – ему на благо.

      Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешении трудностей, с которыми встречается малыш, то в школе их ждут печальные  последствия.

      Специалисты считают, что   одной из причин устойчивой  неуспеваемости в школе  является  отсутствие  своевременной помощи ребенку.

       Воспитатели должны понимать сами и объяснять  родителям, что семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития его личности.    

      Следовательно, вовлечение родителей в образовательный процесс, их заинтересованное участие в нем важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

    Необходимо, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но, главное, ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость).

Особенности общения родителей с воспитателями, которые мы, как правило, наблюдаем в ДОУ.

  •  Родители:

- интересуются тем, что и как ел ребёнок, реже – его успехами,  не обсуждаются аспекты индивидуального развития;

- нередко демонстрируют агрессивную в адрес педагога или собственного ребенка – реакцию, которая свидетельствует о том, что они не знают, как именно воздействовать на его поведение;

- не всегда понимают или хотят брать на себя первостепенную ответственность за воспитание ребенка;

- неготовность к сотрудничеству некоторых родителей, отсутствие заинтересованности в личностном развитии ребенка, нежелание решать его проблемы;

  • Воспитатели:

- чаще обращаются к родителям в случае негативного поведения ребенка, чем отмечают его успехи, что подсознательно формирует у родителей отрицательную установку на контакты с педагогом вообще;

- просят родителей вмешаться в воспитательный процесс, но не дают конкретных рекомендаций - каким образом совместными усилиями достичь желаемого результата;

- в некоторых случаях проблема, с которой педагог обращается к родителям, на самом деле связана с его собственным неправильным поведением;

- не всегда умеют психологически грамотно построить беседу, избежать ранящих родителей оценочных суждений о ребенке, точно и понятно описать характер проблемы;

- не всегда правильно выбирают стиль общения с родителями;

- нередко устанавливается традиция обращения друг к другу на "ты" и по имени;

- не соблюдаются ограничения на обсуждение других сотрудников и ситуации в детском саду.

     Всё это не приносит положительных результатов и, в конечном счете, вредит репутации самого воспитателя, снижает уважение к детскому саду и готовность ценить труд коллектива и заботу, которую он проявляет по отношению к ребенку.

Для плодотворного сотрудничества семьи и ДОУ рекомендуется  следующий стиль взаимодействия:

- принятая субординация и границы компетентности в принятии решений и ответах на вопросы родителей;

- принятый стиль речи, взаимное общение с родителями на ВЫ, по имени и отчеству независимо от возраста является обязательным для всех сотрудников;

- принятый стиль одежды на работе;

- соблюдение принципов не директивности, безоценочности личностно-ориентированного подхода, корректности, конструктивности;

- эффективность общения с родителями в значительной степени зависит от коммуникативной компетентности и личностных качеств самого воспитателя;

- важнейшими критериями коммуникативной компетенции можно, прежде всего, считать умения слушать и слышать;

-  адекватно воспринимать и интерпретировать услышанное вырабатывается далеко не сразу и не у всех, хотя это умение - важнейший показатель профессиональной культуры;

- воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации;

        

Семья и детский сад не могут заменить друг друга. У каждого из них свои функции, свои методы воспитания. Но  мы должны понимать, что семья   была, есть и остается в обозримом будущем самым сильным фактором влияния на человека в любом возрасте. Влияние семьи на подрастающего человека гораздо сильнее влияния других социальных институтов. Поэтому, задача детского сада – «повернуться»  лицом к семье,  признать родителей полноценными участниками образовательных отношений,  оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

        В заключение хочется сказать, что, не смотря на то, что воспитательные функции семьи и ДОУ различны,  для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие, а использование педагогами разнообразных  форм сотрудничества  помогают родителям из «зрителей» и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного процесса в ДОУ.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Организация взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в течение года.

Педагоги нередко сталкиваются с выбором форм планирования взаимодействия с родителями. В материале Вы найдете информацию о том, какой способ планирования можно использовать. Также представлены образцы...

«Взаимодействие педагога с семьей воспитанника по вопросам домашнего чтения»

Процесс общения ребёнка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нём личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще  во времена Ярослава Мудрого. Книга долж...

"Мы вместе-а это значит..."- обобщение опыта работы по вопросам взаимодействия педагогов с родителями воспитанников.

Создание системного подхода к технологии социального партнерства делает сотрудничество с родителями увлекательным, творческим процессом общения, имеющим целью обоюдное участие в формировании личности ...

Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.

Разработка  проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...

Презентация "Формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"

Консультация для воспитателей, раскрывающая основные формы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам физического развития"с...

Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».

В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами стано...

Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по вопросам конструирования"

Привлечение родителей воспитанников к занятиям с детьми по конструированию важно для развития детей и интересно в плане новых форм взаимодействия с семьями.Конструирование относится к продуктивным вид...