Главные вкладки

    Консультация для воспитателей «Основные направления взаимодействия с семьями. Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников».
    консультация на тему

    Петренко Людмила Григорьевна

    В статье рассматриваются актуальные проблемы взаимодействия педагогов детского сада с семьями воспитанников. Представлен принципиально новый подход к работе с родителями, где ведущими субъектами становятся сами родители. Описаны инновационные формы работы с семьей в детском саду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovnye_napravleniya_vzaimodeystviya_s_semyami.docx21.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Основные направления взаимодействия с семьями.  Использование инновационных форм взаимодействия педагога с семьями воспитанников»

    В современном дошкольном образовательном учреждении используются новые, интерактивные формы сотрудничества с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка. В своих работах, учёные предлагают различные формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи - Т.Н. Доронова, Т. А. Маркова, Е. П. Арнаутова; раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей - А.В. Козлова, Е.П. Арнаутова; предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй - Е.П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, О.В. Солодянкина.

    Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова, Г.Н. Година, Л.В. Загик, обращают внимание на содержание работы с семьей:

    - единство в работе  ДОУ и семьи по воспитанию детей;

    - взаимное доверие во взаимоотношениях между педагогами и родителями;  

    - использование разнообразных форм работы детского сада с семьей в их взаимосвязи;

    - индивидуальные и  групповые формы работы с родителями.

    Авторы закладывают в основу организации взаимодействия ДОУ с семьей принципы – преемственности согласованных действий, обратной связи, индивидуального подхода к каждой семье.

    Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact», где «inter»- это взаимный, «act»- действовать. Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком).  Отсюда, интерактивные формы  работы при взаимодействии дошкольного учреждение и семьи - это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Интерактивные формы работы с родителями - это методы, позволяющие внедрить в процесс эффективное общение, что предполагает вовлечение родителей в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Помогает решить их общие задачи: образование и воспитание будущего поколения, создание комфортных условий для полноценного развития личности ребенка.

    Рассмотрим основные характеристики «интерактива»:

    - это специальная форма организации, с комфортными условиями взаимодействия, при которых воспитуемый чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность;

    - процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения;

    - диалоговое общение ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач;

    - каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег;

    - исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения;

    - формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств;

    - формируется уважение к чужому мнению, умение выслушивать, делать обоснованные заключения и выводы;

    - участник может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее;

    - участники учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться;

    -показателем эффективности групповой деятельности служит, с одной стороны, производительность труда группы (ее продуктивность), с другой – удовлетворенность членов группы совместной деятельностью.

    Цели интерактивного взаимодействия могут быть различными:

    - обмен опытом;

    - выработка общего мнения;

    - формирование умений, навыков;

    - создание условия для диалога;

    - группового сплочения;

    - изменения психологической атмосферы.

    Формы работы с родителями условно можно разделить на четыре группы: информационно – аналитические, познавательные, наглядно – информационные, досуговые.

    а) основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

    б) познавательные формы – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Совместная работа специалистов ДОУ ( педагог-психолог, инструктора по физической культуре, воспитателей, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматривается как нетрадиционные.

    в) наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

    г) досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

    Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей, имеющих собственные стратегические интересы в сфере дошкольного образования ребенка. Таким образом, взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Всей своей работой сотрудники ДОО доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно - образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Практика работы в ДОУ доказывает преимущество использования интерактивных форм работы.

    Опросы являются самыми распространенными методами сбора первичной социологической информации. Опрос представляет собой одну из наиболее сложных разновидностей социально-психологического общения. Поэтому овладение методикой опроса – залог качества полученной информации. Метод опроса применяется, когда необходимо получить информацию о явлениях и процессах, которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в анализируемых документах.

    Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной информации, путем ответа на вопросы анкеты или интервьюера.

    Классификация опросов

    По характеру взаимосвязи социолога и респондента:

        -очные (личные), в процессе которых осуществляется непосредственный контакт исследователя с респондентом (интервью).

        -заочные, в процессе которых контакта не происходит (анкетные опросы).

    По степени формализации:

        стандартизированные - проводятся по заранее подготовленному плану;

        не стандартизированные (свободные).

    По месту проведения:

        опрос по месту жительства и

        опрос по месту работы.

    По степени охвата генеральной совокупности:

        сплошные (опрашивают всю совокупность единиц наблюдения, то есть число опрашиваемых равно числу членов генеральной совокупности);

        выборочные (число опрашиваемых составляет какую-то определенную часть от числа изучаемой генеральной совокупности).

    По частоте проведения:

        одноразовые и

        многоразовые.

    Специфическим видом опроса является опрос экспертов – специалистов в исследуемой области.

    Достоинства метода опроса

    Опрос - это незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, ценностных ориентациях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспериментатору ситуации.

    Для опросов используют анкеты и опросные листы.

    Анкета - это определенным образом структурно организованный набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования. Главным социологическим инструментарием педагогов является анкета, т. е. научно обоснованный документ, состоящий из вопросов и вариантов ответов, способствующий получению объективной информации о тех или иных социальных фактах, процессах или явлениях. Основные принципы:

    1. В анкете должны содержаться только те вопросы, которые отражают требования цели и задач исследования;

    2. Построение вопросов должно отражать принцип «от простого к сложному, и наоборот», т. е. сначала идут «лёгкие» для восприятия респондентов вопросы (т. н. «паспортичка», содержащая вопросы социально-демографического характера – пол, возраст и пр., после этого, в основной части содержатся смысловые вопросы, непосредственно связанные с целью опроса, затем заключительные вопросы, не очень трудные для восприятия опрашиваемого; также необходимо поблагодарить респондента в несколько слов; необходимо учитывать специфику культуры и исторический опыт опрашиваемой аудитории (начинается с инструкции);

    3. Располагая вопросы, нужно избегать возможность влияния вопросов друг на друга, чтобы получить объективную непредвзятую картину;

    4. При перечне вариантов ответов обязательно должен быть вариант «Затрудняюсь ответить», который отражает определённые проблемы с формулированием ответа, выбором готового ответа, и именно эта информация, порой, отражает больше, чем конкретные смысловые ответы.

    При оформлении нужно придерживаться следующих рекомендаций:

    • Вопросы нужно сопроводить инструкцией (которая обычно набирается другим шрифтом, как на них отвечать;

    • Ответы на вопрос нужно размещать на одной стороне листа, не допускается также разрыв вопросов в виде таблиц;

    • Анкета должна быть читабельной, т. е. вопросы и варианты ответов набирают разными шрифтами;

    • Учитывая возраст респондентов, составляется адекватный и понятный текст анкеты.

    Анкетирование является универсальным методом и позволяет получить информацию по любым интересующим исследователя вопросам, как об индивидуальных установках респондентов, так и о любых фактах социальной реальности. В ДОУ могут проводиться следующие виды анкетирования:

    1. Групповое анкетирование – респондентов, отобранных по условиям выборки, собирают в одном помещении, где им после соответствующего инструктажа, проведенного исследователем, раздают анкеты.

    Плюсы: групповое анкетирование позволяет достигнуть полного возврата анкет и предполагает возможность пояснения в случае затруднения респондентов с ответами.

    2. Индивидуальное анкетирование:

    Faceto face (прямое анкетирование) - исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, присутствует при ее заполнении, поясняя возникшие вопросы. Прямое анкетирование позволят получить от респондентов большое количество информации с высокой степенью достоверности в рамках любых (как внутренних, так и внешних) исследований.

    Плюсы: возможность пояснения и полный возврат анкет.

    Раздаточное анкетирование - исследователь, объяснив правила заполнения анкеты, оставляет анкеты респондентам, не присутствуя при их заполнении. К издержкам данного метода относится отсутствие контроля за заполнением анкет (возможно групповое заполнение, вмешательство третьих лиц, технические ошибки при заполнении).

    Плюсы: низкие затраты.

    Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы приносит весомые результаты.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями воспитанников"

    Одной из сторон деятельности воспитателя ДОУ является взаимодействие с родителями, осуществляемое в разных формах. От этого во многом зависит развитие ребенка и успех педагогического процесса. Консуль...

    Консультация для воспитателей "Основные направления взаимодействия воспитателя ДОУ с родителями воспитанников".

    Выстраивание диалога взаимного доверия и понимания между воспитателями ДОУ и семьями воспитанников является важнейшим условием успешной работы по исправлению имеющихся недостатков и воспитания всестор...

    Индивидуальный план по самообразованию по теме "Использование активных инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО".»

       В данном методическом пособии собраны материалы,  необходимые для организации работы педагога по самообразованию. Пособие  также содержит алгоритм действий педагога, начи...

    Индивидуальный план повышения профессионального уровня старшего воспитателя Кузнецовой Альбины Петровны на межаттестационный период 2016-2018гг. Тема самообразования: «Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

    Тема: «Использование активных инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: Всестороннее развитие детей посредством педагогическог...

    Доклад на педагогическом совете "Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО"

    В современных условиях родители (законные представители) воспитанников ДОУ являются непосредственными участниками образовательных отношений. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде...

    Инновационные формы взаимодействия педагога с семьей воспитанника с нарушением речи

    Традиционные и новые формы работы с семьей воспитанника, имеющего речевые нарушения....