Консультация для педагогов "Особенности взаимодействия педагога и родителей"
консультация на тему

Трошина Татьяна Сергеевна

Особенности взаимодействия педагога и родителей

 

   В соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья".

     Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологии и педагогики. Однако родители часто не обладают глубокими знаниями в этой области.

    С этой целью родители должны быть ознакомлены с целями и задачами воспитания в ДОО.

   Педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей, чтобы выработать и принять единые требования, предъявляемые к ребенку дома и в ДОО.

    Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.

 Поэтому проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных.

    В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка.

   Главный момент в контексте «семья – дошкольная организация» − личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.

   Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка.

    Причины разные:

  1. одни семьи не хотят воспитывать ребенка
  2. другие - не умеют это делать
  3. третьи - не понимают, зачем это нужно.          

 Во всех этих случаях необходима квалифицированная помощь дошкольной организации.

Формы и методы работы с родителями:

- индивидуальные беседы с родителями;

- оформление уголка "Для вас, родители";

- оформление стенда детских творческих работ "Наше творчество";

- беседы и консультации ( "Зачем нужно развивать мелкую моторику" "Режим дня дома и в детском саду", "Дорожная азбука", "Здоровье ребенка в наших руках" и др.);

- привлечение родителей к участию в конкурсах;

- совместные развлечения с родителями ("Папа, мама и я - спортивная семья");

- День открытых дверей для родителей;

- вовлечение родителей к организации развивающей среды на участке детского сада.

 

  День открытых дверей

 Дает возможность познакомить родителей с дошкольной организацией, еетрадициями,правилами,особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею  и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольной организации с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.).

После экскурсии и просмотра педагоги беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы (индивидуальные, групповые)

   Необходимо четко определить цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность,доброжелательность.

Консультации

   Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей.

   На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке).

Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

Семинары-практикумы

   Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Совместная экскурсия

    Во время проведения совместных с родителями экскурсий, не обязательно присутствие родителей всех детей, достаточно того, чтобы все события экскурсии были отражены в фото и/или видео репортаже, которые потом можно размножить для всех семей. Могут планироваться как на будние дни, так и на выходные.

Семейные клубы

   В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Значительным подспорьем в работе клубов является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания, обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составляют аннотации новинок.

В группе детей с ОНР возможно проводить плановые консультации для родителей, темы которых могут быть следующими:

  • - Развитие мелкой моторики;
  • - Выполнение домашнего задания;
  • - Развитие мышления;
  • - Работа над сказками;
  • - Работа с книгой;
  • - Речевые игры дома;
  • - Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях.

   К каждой консультации готовится специальное оборудование. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводские игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики и т.д.

    План проведения таких консультаций заранее вывешивают на доске объявлений или в уголке для родителей. Дни и часы проведения консультаций  заранее определяются. Консультации проводятся в форме свободной беседы, когда родители могут задать вопрос, высказать свое мнение, поспорить.

   Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация, где родители получают консультации высококвалифицированных специалистов: логопеда и педагога – психолога, медицинских работников, инструктора по физической культуре, музыкальных руководителей.

   С большим удовольствием родители рассматривают на выставке работы детей: рисунки, аппликации и т.д., а также фотографии из жизни детей в детском саду и различные подтверждения успехов детей (создание группы в социальных сетях «WhatsApp»)

   В заключении хочется отметить, что использование разнообразных форм и методов работы дает определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности взаимодействия воспитателя с родителями Выполнила воспитатель Трошина Т.С. ГБОУ школа №492 СП 4 «Сказка»

Слайд 2

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОО с семьей установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать

Слайд 3

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать . Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Слайд 4

Принципами взаимодействия с родителями являются

Слайд 6

Информационные стенды, папки передвижки

Слайд 8

Рекомендации, информационные листовки

Слайд 10

Экскурсии

Слайд 11

Поделки детей с родителями

Слайд 12

Развитие мелкой моторики

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов с родителями по укреплению здоровья детей»

В консультации говорится о взаимодествии педагогов и родителей по сохранению здоровья детей....

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни"

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместные усилия детского сада и семьи помогут приобщить ребенка к здоровому образу жизни, овладеть необход...

Консультация для родителей «Построение эффективного взаимодействия педагога с родителями. Переход к эффективному взаимодействию д/с и семьи.»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями....

Консультация для педагогов «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК МЕТОД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ».

     Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остаётся актуальным вопросом для детских садов. Один из аспектов этого вопроса - поиск действенных путей сотруднич...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

Консультация для воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей по познавательно-речевому развитию детей».

Речь – яркий показатель развития ребенка. Учеными доказано, что речь ребенка, не подготовленного к школе, обычно сохраняет черты речи, свойственные детям более раннего возраста и содержит много ...