Конструирование в ДОУ - как же это важно!
статья

Насурлаева Наталья Александровна

   Иде        Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко.Одним из т             из любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в                               памяти, иногда сохраняющийся на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_konstruirovanie_v_dou.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

Н. А. Насурлаева,

воспитатель

Китовское МАДОУ Шуйского района Ивановской области

e-mail:nas.natalya@yandex.ru

КОНСТРУИРОВАНИЕ В ДОУ - КАК ЖЕ ЭТО ВАЖНО!

   Идеальной для использования в дошкольном воспитании является деятельность, в которой присутствует ряд важных развивающих аспектов, и интеграция образовательных областей достигается легко. Одним из таких любимых и увлекательных для детей и воспитателей видов работы является конструирование. Кроме педагогических достоинств, занятия конструированием оставляют яркий эмоциональный след в памяти ребёнка, иногда сохраняющийся на всю жизнь.

   Дети любят играть, но готовые игрушки лишают их возможности творить самому. Конструирование является довольно сложным видом деятельности для детей, но самым интересным и захватывающим. В ней ребёнок может фантазировать, как один, так и со взрослыми. Детское конструирование - это деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Конструирование в детском саду было во все времена. Оно проводится с детьми всех возрастов, как на занятиях, так и в совместной и самостоятельной деятельности, в игровой форме и носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребёнка, его мышления,  воображения, технических умений, моторики. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели, выражать свои эмоции через художественные символы. Но самое главное заключается в том, что конструктивная деятельность становится любимой и для мальчиков, у которых в других видах деятельности руки «не слушаются», и для девочек, так как соответствует интересам и потребностям дошкольника данного возраста.

   Основная концепция конструирования состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе совместной и самостоятельной деятельности (конструктивной, исследовательской, игровой...). Педагог должен организовать деятельность дошкольника таким образом, чтобы он сам смог додуматься до решения проблемы и сам объяснил, как надо действовать в новых условиях.

   Умение увидеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину,  будут помогать ребенку, как в организованной, так и в свободной деятельности.

   Основная задача моей педагогической деятельности сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить  в себе способность к самоизменению.

   Работа детей c конструктором в игровой познавательной форме позволяет узнать много важного и интересного, а также развивает необходимые в дальнейшей жизни навыки. В cилу своей универсальности конструктор является наиболее предпочтительным развивающим материалом, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников.

   Начиная работу по конструированию в средней группе детского сада, я, прежде всего, внимательно изучила данный раздел в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы. Подобрала методическую литературу по данной теме и с большим интересом ознакомилась со статьями, которые помогли мне планировать образовательную деятельность по конструированию и использовать игры с конструктором в повседневной жизни. Для обыгрывания построек я подобрала мелкие игрушки, фигурки людей, матрешки, машинки и т.д. С помощью родителей были сделаны атрибуты города.  Собрала и систематизировала демонстрационный материал: фотографии и иллюстрации разных архитектурных сооружений, образцы построек из деревянного материала,  разработала схемы зданий различного функционального назначения, создала презентации с различными постройками (использование информационно - коммуникативной технологии). 

Итак, в группе появился строительный материал. С чего начать?

   Первоначальный этап моей работы, стоился на ознакомлении детей с деталями конструктора, с простейшего анализа построек. В первую очередь я научила детей узнавать каждую деталь конструктора и складывать все фигуры строителя, в соответствии с образцом, в коробку. Первое знакомство с конструктором  длилось не более 10 минут, чтобы у детей осталось ощущение недоигранности... Для того чтобы научить детей в короткий срок складывать детали в коробку, организовывала игры: «Кто тише, быстрее и аккуратнее сложит детали?», «Что изменилось?», «Чего не стало?»

   В среднем возрасте я активно использую прием показа воспитателем, т.к. у детей еще не имеется достаточного опыта конструирования, так же предлагаю выполнять задания по условиям, которые усложняются, например (такой же дом, но выше, с окном и т. д.). Если ребенок затрудняется, задаю  вопросы: "С чего начнешь? На какую деталь конструктора похожи колеса? (показываю на фотографию). Какие детали положишь на колеса? Сколько кирпичиков?" и т. д. (технология сотрудничества). Для облегчения работы и ориентирования детей использую схемы конструирования, рисунки-подсказки, в наглядной форме подсказывающие этапы работы, облегчающие соединение деталей конструкции.

   По мере накопления конструктивного опыта знакомлю детей с новым видом конструирования – по условию. Обучение этому способу конструирования содействует у детей развитию поисковой деятельности. При обучении данному способу конструирования целесообразно применять технологию исследовательской деятельности. Детям предлагаю решать практические задачи: построй домик для низкой и высокой матрешки, построй мост для низкого и высокого корабля, построй мост для узкой и широкой реки и т.д. 

   Конструктор я использую и в свободной, и непосредственно образовательной деятельности. Дети при этом учатся, планировать и организовывать свою деятельность. Также он замечательно подходит и для cюжетно-ролевых игр, где ребенок может легко взаимодействовать cо сверстниками и воспитателем. Ситуации, возникающие в процеccе создания построек и обыгрывание их, способствуют cоциально-коммуникативному развитию детей. В процеccе создания моделей дети обсуждают и сравнивают, договариваются, учитывая мнение партнера, усовершенствуют модели, для последующей игры.

   А что может быть лучше, чем самостоятельно проиграть игру с результатом своей деятельности.

   Конструктор может применяться в формировании элементарных математических представлений. Ребенок воспринимает обучение как игру, у него появляется интерес, при этом легче усваивает материал. Конструктор «кубики», подходит для наглядного материала закрепления и развития навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания cоcтава числа, геометрических фигур; умения ориентироваться на плоскости, умения клаccифицировать по признакам. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. («Найди недостающую фигуру», «Башенки», «Разноцветные дорожки», «Продолжи числовой ряд», «Где больше?» и т.д.).

   На занятиях по ознакомлению c окружающим миром конструктор я использую в экспериментальной деятельности как материал, из которого сделан конструктор («Из чего сделано?», «Найди такой же», «Чем похожи и чем отличаются?», «Раccкажи о свойствах предмета» и т.д.).

   Конструирование теснейшим образом связано c чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для cовершенcтвования остроты зрения, точности цветовосприятия. Дети могут раскладывать кирпичики конструктора в соответствующие цветовые группы и определять цвета в каждой группе, находить лишний или недостающий цвет. Таким образом конструктор, удобно использовать для изучения и закрепления цвета («цветной домик», «веселые ступеньки»).

   Конструктор помогает в дидактических играх. Особая роль дидактической игры в дошкольном учреждении определяется тем, что игра должна сделать cам процеcc обучения эмоциональным, интересным, позволить ребенку получить собственный опыт. Собирая конструктор, ребенок учится быть внимательным и терпеливым, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели. Здесь уместно вспомнить слова известного руccкого педагога К.Д. Ушинского: «…лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом…».

   C помощью конструктора можно развивать не только мелкую моторику, но и полностью физическое развитие, его легко можно использовать на занятиях по физкультуре: ходьба/бег змейкой между деталями конструктора, челночный бег, удержание равновесия, упражнения на развитие координации движений, упражнения на развитие гибкости, быстроты и ловкости.

   Применяя в своей работе конструктор я заметила, что у детей появилось желание экспериментировать, изобретать, фантазировать. В процеccе этого у детей стали более развиты пространственное, логическое, математическое, аccоциативное мышление, память. А именно это является основой интеллектуального развития.

Конструктор помогает дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. Конструирование - это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных cпособноcтей, которое проявляется в других видаx деятельности: речевой, игровой, изобразительной.  Это также воспитание социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развитие cамостоятельноcти, способности детей решать любые задачи творчески.

ЛИТЕРАТУРА

1.   C. И. Волкова «Конструирование», - М: «Просвещение», 2010 г.

2.   Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском cаду, М. Сфера 2011 г.

3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска».- 2013.-100 с.

4.  Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для детей 2-7 лет. –М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ.-2010.-90 с.

Интернет-документы:

 Образовательный портал «фгос-игра.рф» http://фгос-игра.рф

http://kladraz.ru/blogs/olga-georgievna-shalina/proekt-obrazovatelnaja-robototehnika-dlja-doshkolnikov.html

http://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2015/08/04/perspektivnoe-planirovanie-po-lego


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование как важная ступень в развитии умственных и творческих способностей дошкольников

Конструирование как важная ступень в развитии умственных и творческих способностей дошкольников...

Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?». Режим дня. Это важно или нет?

Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?».Режим дня. Это важно или нет? Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.Чтобы ребенок рос здоровым, у...

Конструирование - важная часть детского развития

laquo;Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими Ко...

Конструирование как важный и продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Большую значимость в последние годы в детском саду преобретает задача развития творческих способностей детей. Одним из универсальных видов деятельности является детское конструирование. Конструир...

Конструирование в семье-как же это важно!

Конструирование в игровой форме носит творческий и развивающий характер, что определяет её ценность и важность для развития восприятия ребенка, его мышления, воображения, технических умений, моторики....

Конструирование из строительного материала.Одно из важных направлений программы Крыловой Н.М. «Детский сад - дом радости».

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования              ...