Консультация "Руководство играми детей"
консультация (средняя группа)

Малышева Татьяна Михайловна

(Индивидуальный подход к детям в процессе руководства игровой деятельности).

Руководство детьми требует от нас, воспитателей, знания особенностей каждого ребенка, понимания его поведения, изучение интересов, способностей. В группе дети разные: общительные, замкнутые, активные и молчаливые, излишне подвижные, не всегда организованные и, наоборот, спокойные, дисциплинированные. У всех разные игровые умения: одни умеют планировать игру, создавать для нее обстановку, выполнять роли, проявлять творчество и самостоятельность, другие наоборот, безыницаативные, с низким уровнем игровых навыков и умений.

В каждой возрастной группе нужно уделять внимание развитию игровой деятельности детей, тому, чтобы воспитывать у них общую инициативность, отзывчивость, честность. Для развития игровой деятельности нужно создать необходимые условия для удовлетворения интересов детей в разнообразных играх. Тщательно продумывать условия и подбирать материал для игр, чтобы, начав игру до завтрака, дети могли продолжить ее в течение всего времени, отводимого на игры по режиму дня.

Активные дети всегда могут самостоятельно найти себе дело по душе, легко вступают в общение со всеми детьми, вежлевы, аккуратны, исполнительны. Малообщительные дети стремятся играть в одиночку. Если бывают какие-то контакты с другими детьми, то кратковременного характера.

Внимательно наблюдая за такими детьми можно отметить, что причина их скованности в отсутствии хорошо развитых игровых навыков и умений, в недостаточно сформированной потребности в общении. Поэтому, включать этих детей в коллективные игры рано, так как совместная игра требует от ребенка наличия особых качеств, обеспечивающих возможность ведения, поддержания процесса игры. Этих детей надо учить овладевать необходимыми для той или иной игры знаниями и умениями - знали сюжет игр, могли их творчески развивать. Только после этого надо включать детей в игры других детей; в начале в небольшие играющие коллективы. В совместных играх предложить детям сначала второстепенные роли, побуждать к выполнению незначительных функций в игре, постепенно, осторожно подключать к таким ролям, как продавец, врач, парикмахер. Предлагая детям эти роли, мы учим их определенным способам общения. В этих играх ребенку не нужно первоначально проявлять инициативу, он должен лишь отвечать словом или действием на вопрос и предложение других. Вот почему эти роли гораздо легче, чем, например, роли капитана, требующая руководства другими детьми.

В работе не надо забывать и детей, которые всегда и во всем хотят быть главными. Они общительны, дисциплинированны, хорошие организаторы игр, однако любят всегда быть на виду, стараются брать себе лучшие игры, выбирать лучшие игрушки, командовать детьми. У этих детей надо стремиться сформировать внимательное, доброжелательное отношение к товарищам, воспитывать желание на их просьбу, уметь договариваться с ними. Зная стремление этих детей брать себе только интересные роли в игре, нужно насыщать второстепенные роли действиями, давать их привлекательно и ненавязчиво предлагать взять подобную роль в игре. В играющих подгруппах, где есть такие дети, нужно обращать внимание на распределение ролей.

Постепенно будут присматриваться к другим детям, отмечать, что и другие, также как они, могут пользоваться авторитетом у своих сверстников, организовывать игры, придумывать что-то интересное. О тношение их к сверстникам постепенно меняется, дети выбирают себе партнера в игре по симпатиям, и здесь имеют значение характер, способности, авторитет и другие качества партнеров. Неорганизованные, часто конфликтующие дети не пользуются любовью, в игры их не принимают, так как они всем мешают. Причины их конфликтов с другими детьми-это не умение управлять своим поведением (в связи с излишней подвижностью) и недостаточное владение игровыми навыками. Таких детей надо постоянно держать в поле зрения, стараться чаще включать их в общественно полезную деятельность. Привлекать их к изготовлению игрового оборудования и таким образом приобщать к жизни детского коллектива. Учить детей, прежде чем начать игру, спланировать ее, самостоятельно организовать игровую обстановку. Предлагать детям такие роли, которые требуют аккуратность и дисциплинированность. По ходу игры давать советы, задавать наводящие вопросы.

Очень хорошо разговаривать вечерами с детьми о том, как они играли.

Беседуя по поводу прошедшей игры, оценивать поведение, осуждать проявление резкости, себялюбия, эгоизма, поощрять взаимопомощь, хвалить за интересную выдумку. Беседы могут быть короткими, но они помогут детям более осознанно относиться к себе и к своим товарищам, наметить перспективу самостоятельных интересных дел на следующий день. Наблюдения и результаты работы показали, что индивидуальный подход к ребенку в игре обязателен: он способствует созданию дружного детского коллектива, формирует положительные взаимоотношения и всестороннее развитие личности дошкольника. Через игру ребенок входит в мир взрослых, и овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий опыт.

Некоторые воспитатели жестко регламентируют игровую деятельность детей: дают тему, подбирают необходимый материал, заранее распределяют роли, предлагают готовые сюжеты, следят за тем, чтобы дети не отступали от намеченного плана игры, другие все время вмешиваются в игры детей, разрушают их замыслы. У таких воспитателей дети привыкают действовать только по указанию, у них развивается не уверенность в своих силах. Руководство игрой будет правильным лишь в том случае, если позволит сохранить всю прелесть ее творческого характера. Для этого надо больше уделять внимания самостоятельной деятельности детей, в которой они вступают в разнообразные контакты по собственной инициативе, имеют возможность строить свои взаимоотношения самостоятельно, сталкиваясь с интересами партнеров, усваивают нормы поведения в коллективе.

Игра возникает тогда, когда ребенок полон ярких впечатленний, которые сильно воздействуют на его чувства. Поэтому воспитателям необходимо постоянно совершенствовать методику проведения занятий.

Чтобы полностью использовать игру в воспитательных целях, следует обязательно знать особенности, интересы каждого ребенка. Как я говорила: нужен индивидуальный подход.

Иногда в самостоятельных играх наблюдается такое: одни дети не проявляют инициативы, не умеют устанавливать контакты, другие-чрезмерно активны во взаимоотношениях. Наблюдается и такое явление: ребенок спокоен, вежлив в игре, потому что этого требует роль, а в жизни ведет себя по другому. Э та серьезная проблема формирования личности ребенка нередко остается вне поля зрения воспитателя. А эта сложившаяся система отношений между детьми закрепляет нежелательные формы личностного и общественного поведения.

Роль воспитателя в игре сложна и многообразна. Воспитатель влияет на содержание игры, помогает детям осуществлять задуманное, регулирует между ними взаимоотношения. Воспитатель ни в коем случае не должен быть равнодушным к игровой деятельности детей. Для воспитания моральных качеств важно не только то, как ведет себя ребенок в игре, но и какие чувства испытывает при этом. Поэтому педагог обязан видеть каждого ребенка и своевременно влиять на его поведение.

В воспитании и обучении детей большое значение имеют игры с правилами: дидактические, настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания-очень важного фактора успешного обучения. Кроме того, помогают выроботать такие нравственные качества, как воля, выдержка, самообладание. Особо надо обращать внимание воспитателям на обучение детей правилам игр. Очень важно, чтобы самостоятельные сюжетно-ролевые игры сочетались с играми с правилами, чтобы в них использовались различные варианты ролевого поведения.Только при этих условиях игра станет формой организации детсткой жизни и займет нужное место в педагогическом процессе.

Воспитателю надо глубоко изучать и знать следующие вопросы:

1. Специфика игры и ее отличие от других видов детской деятельности;

2. Виды детских игр, их значение для психического и физического развития детей;

3. Использовать игры как формы организации детской жизни;

4. Особенности руководства и управления играми детей разного возраста;

5. Уметь правильно оценивать свою роль и деятельность детей.

Без увлекательной игры не может быть страны детства. Чем разнообразнее, интереснее игры, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности  дошкольников в условиях семьи....

Презентация к родительскому собранию «Играют дети - играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация поможет воспитателям провести родительское собрание в интересной и доступной форме...

Совместное мероприятие для детей и родителей "Играют дети – играем вместе!"

Материал поможет привлечь родителей к участию в воспитании и обучении детей 4-5 лет через активное с ними взаимодействие....

Родительское собрание в средней группе. Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Тема: «Играют дети – играем вместе. Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности...

Конспект организации и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе , роль игры в развитии детей дошкольного возраста».

Конспект организации  и проведения родительского собрания по теме «Играют дети – играем вместе ,  роль игры в развитии детей дошкольного возраста»....