Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль! Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т.д. Именно поэтому воспитатель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №18 «Золотой ключик»

Истринского муниципального района

Консультация

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи

Выполнила

Бурлуцкая Ольга Викторовна

Истра 2017 год

Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

К сожалению, не все родители откликаются на желание воспитателей сотрудничать, проявляют должный интерес, усилия в вопросах воспитания своего ребенка. Многие ошибочно рассматривают дошкольное учреждение как место, где только присматривают за ребенком или как место подготовки к школе. Конечно, родителям необходимо знать, как ведет себя ребенок в группе, играет ли с другими детьми, легко ли сходится со сверстниками, умеет ли выполнять элементарные требования? В чем ребенку надо помочь, над чем поработать дома? В большинстве случаев воспитатели всегда готовы поделиться с родителями такой информацией. Только самим родителям это не всегда интересно, они спешат, бегут, торопятся. А жаль! Ведь наиболее успешным формирование личности будет только тогда, когда и в группе и в семье требования будут одинаковые. Например, если воспитатель приучает детей убирать за собой, а мама говорит ребенку дома: «Оставь, потом я уберу», ребенок и в саду будет вести себя также, говоря что ему так разрешила мама. Если в группе принято аккуратное поведение за едой, а дома ребенку позволяется кушать чуть ли не руками, в таком случае возникает конфликт между ребенком и воспитателем. Потом вскоре начинается «я в садик не хочу», капризы и т.д. Именно поэтому воспитатель сегодня целенаправленно ищет пути решения проблемы взаимодействия с родителями.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Родителям сегодня доступна масса информации педагогического и психологического характера, но не всегда получается грамотно воспользоваться этой информацией. Родителям нужна конкретная помощь в вопросе воспитания ребенка! От качества нашей просветительской работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому я считаю, что положительных результатов в воспитании ребёнка можно достичь благодаря согласованным действиям воспитателя и семьи, развитию интереса родителей к вопросам воспитания. Участие семьи в воспитательно-образовательном процессе позволит повысить его качество, так как кто, если не родители, лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейшем его продвижении.

Воспитание ребенка, в первую очередь, должно нести в себе духовно-нравственную направленность, привитие моральных, этических и эстетических ценностей!

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. В истории отечественной педагогики этим вопросам всегда уделялось большое внимание, а задача духовно-нравственного развития детей рассматривалась как приоритетная. Педагоги, родители были ориентированы, прежде всего, на приобщение детей к духовным ценностям общества, формирование у них нравственных ориентиров и опыта нравственного поведения. «…из всех наук, которые человек может и должен знать, — писал Л.Н. Толстой, — главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра; и из всех искусств- главнейшее есть искусство уметь избегать зла и творить добро…». Глобальный духовно-нравственный кризис общества, реальная угроза безопасности и будущему России заставляют обратиться к уникальному опыту отечественной педагогики, пересмотреть приоритеты системы дошкольного образования, роль и значение науки и искусства творить добро.

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Духовно-нравственное воспитание в дошкольном детстве формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, дошкольного образовательного учреждения и государства.
Именно потому, что семья ребенка является ключевым звеном направления духовно-нравственного воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать и дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей духовно-нравственных чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями.

Поэтому работа по воспитанию у детей духовно-нравственных качеств личности строится в тесном взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса: ребёнок, семья ребёнка, общественные организации, ДОУ.

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. 

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека. Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Для того чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой город, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.

Вовлечение родителей в проектную деятельность, их активное участие в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения необходимы для эффективного и успешного развития ребенка. В работе с родителями могут быть использованы следующие виды проектов:

1. Цель проекта - возрождение и одухотворенность семейных ценностей и традиций. Для осуществления проекта и решении задач можно организовать круглый стол «Как правильно любить ребенка?», где провести психолого-педагогические консультации, тренинги, беседы со священником на духовно-нравственные темы, семейные конкурсы, фотовыставки.

Задачи воспитания уважения к своей семье решаются в процессе совместных мероприятий детей и родителей: 

«Дары Осени»

«Мужчины - наши защитники»

«Мама, мамочка моя» 

Эти мероприятия еще раз могут подчеркнуть необратимую ценность семьи, уважение и почитание хранительницы семейного очага.

Важно отметить, что в работе по духовно - нравственному воспитанию можно активно привлекать мужчин: наших пап, дедушек и братьев.

Участие детей и родителей в спортивной акции «Папа, мама, я - спортивная семья», способствует сплочению семейных отношений, увеличению числа детей, занимающихся в спортивных секциях города.

В ходе проектной деятельности взрослые содействуют восхождению личности ребенка к культуре: дети овладевают позитивным отношением к себе, окружающим, к природе, получают право на саморазвитие. Применение метода проектирования актуально и очень эффективно, данный метод дает ребенку возможность экспериментировать, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что способствует качественному формированию нравственно-патриотических чувств.

Благодаря совместной работе педагог-родитель-ребенок происходят качественные изменения во взаимоотношениях педагога с родителями. Включившись в социально-значимую деятельность и установив партнерские отношения с педагогами, родители могут осознать несостоятельность предыдущего взаимодействия и оказаться готовыми к содержательному общению.

2. Можно использовать долгосрочный проект «Нет на свете семьи такой, где бы ни был свой герой», который позволит создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, сформировать у детей интерес к своей семье, профессии родителей, их интересам и увлечениям сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи и их деятельности.

3. Проект «И радость в душу льется, мама!» объединяет 4 поколения матерей: прабабушки, бабушки, дочки, внучки. Папины мамы и мамины мамы, могут рассказать о себе, спеть романсы, прочитать стихи, поиграть в игры своего детства. Дети в совместной деятельности впитывают бесценный опыт старших.

4. Проект «Книжка в подарок малышке» посвященный празднованию дня православной книги, где дети старшего дошкольного возраста с родителями могут подготовить книги в подарок малышам из домашней библиотеки, создать собственные.

5. Проект «Пасхальная радость победы» позволит прикоснуться к героической истории своей семьи, что вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей, развитию патриотических чувств.

Несмотря на то, что метод социально-педагогического проектирования является инновационным, в дошкольном учреждении он позволит достичь некоторых результатов. По результатам исследования замечено, что: дети, участвовавшие в проектной деятельности, проявляют творческую активность в познании окружающего мира, в познании традиций своей семьи и семьи своих друзей; стали активно общаться в детско-родительском коллективе, обсуждать совместный план действий.

Во – вторых, воспитатели, использующие в своей деятельности проектный метод, проявляют профессиональную компетентность и творчество в планировании всего воспитательно– образовательного процесса; более гибко подходят к планированию с учётом интересов и

запросов детей и родителей; осуществляют поисковую педагогическую деятельность.

В - третьих, родители, принявшие участие в проектной деятельности ДОУ налаживают более тесный контакт с коллективом родителей и детей группы; имеют возможность не только узнать, чем занимается ребёнок в саду, но и принять активное участие в жизни группы, продемонстрировать свой опыт семейного воспитания. Родители воспитанников зачастую молоды и совместная работа над проектом не просто дает им возможность проявить способности к изобразительному или музыкальному творчеству, но способствует формированию общей культуры семьи, выстраиванию традиционной иерархии жизненных ценностей.

Совместная работа в проекте педагогов, детей и родителей позволяет наладить взаимодействие детского сада и семьи по вопросам духовно-нравственного воспитания детей, выработки совместных действий и требований к ребенку, овладения методами детской деятельности и

детско-родительского общения. Проектный метод может являться основой всей образовательной деятельности детского сада, она способствует внесению новых идей в разработку содержания и методов обучения и воспитания, позволяющих эффективно влиять на педагогический процесс. А у воспитанников происходит формирование культурно- ценностных ориентаций духовно-нравственной основы личности, развитие эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире.

Мы, взрослые, должны развивать в детях интерес к прекрасному: общение с природой, увлечение музыкой, литературой, живописью, театром. Общение - мощный источник духовно-нравственного воспитания. Дети от рождения открыты и отзывчивы. Очень важно научить детей чувствовать себя счастливыми, радоваться жизни, удивляться. То есть, можно с уверенностью сказать, что именно умение жить в общении с другими людьми, учит ребёнка сопереживать, сострадать, радоваться вместе, делает человека человеком. Мы - взрослые, наделены правами и обязанностями, педагогическими знаниями, жизненным опытом, поэтому обязаны участвовать в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

План консультации «Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством взаимодействия ДОУ и семьи».

  1. Детский сад – маленький мир в жизни малыша.
  2. Отношение родителей к ДОУ.
  3. Кризис духовно-нравственных идеалов в российском обществе.
  4. Связь российской педагогики с духовно-нравственным воспитанием.
  5. Проектная деятельность, как средство вовлечения родителей в образовательную деятельность в ДУ.
  6. Виды проектов, которые могут быть использованы в работе с родителями.
  7. Результаты использования проектной деятельности.
  8. Вывод.

Литература

1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. Исследование. Текст./ Л.И. Божович — М.: Просвещение. 1968. — 464с.
2. Битинас Б.П. Структура процесса воспитания. Текст./Б.П. Битинас -Каунас :Гивиеса, 1984. 190с.

3. Бондаренко, Е.А. О психическом развитии ребенка. Текст./Е.А. Бондаренко. М.: Просвещение, 1974г. - 471с.

4. Буре, Р.С., Година, Г.Н., Шатова, А.Д. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. Текст./Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова М., 1989. - 344с.

5. Галицкая, И.А., Метлик, И.В. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике // Педагогика, 2009, №10, 36-46с.

6. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Сост. Лыков, С.В., Волобуева, Л.М;; Под ред. Егорова, С.Ф. М;: Издательский центр «Академия», 1999.- 520с.
7. Потаповская, О. Духовно-нравственное воспитание детей и родителей // Дошкольное воспитание, 2006г. – 136с.





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

«Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии»

Сегодня особенно остро назрели проблемы, связанные с нравственной культурой личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей, в проявлении таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, с...

Консультация для педагогов «Духовно – нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством использования устного народного творчества: фольклор».

Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, конкретно в нашем учебном заведении,  в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозмо...

Развитие духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредствам взаимодействия детского сада и семьи.

Приоритетной задачей детского сада является, прежде всего то, чтобы дети были счастливы и здоровы. Чтобы каждый день пребывания в саду прибавлял им уверенности в себе и в своих силах, чтобы общение ст...

Мастер – класс «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

Дать элементарные представления педагогам о назначении сказкотерапии, как нетрадиционной форме работы с дошкольниками в воспитании духовно - нравственных качеств.  Вызвать интерес к сказкотерапии...

Индивидуальный план профессионального развития инструктора по физической культуре Неустроевой Анастасии Владимировны на 2019 -2024 учебные года Тема: «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»

Совершенствование физического воспитания детей дошкольного возраста приобрело особую значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране, что в свою очередь оказало влияние на социальный зак...

Мастер – класс для воспитателей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста посредством сказка-терапии»

Цель: передача опыта использования технологии «Сказка-терапия» в воспитании духовно - нравственных качеств у детей дошкольного возраста.Задачи: дать элементарные представления педагогам о...