Развитие коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка (старшая группа)
Мастер - класс на тему "Развитие коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО".
Были поставлены следующие задачи:
- Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
- Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
- Вызвать у участников интерес к использованию различных приемов социо-игровой технологии в организации деятельности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 20.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 комбинированного вида Кировского района Санкт-Петербурга
МАСТЕР – КЛАСС
Тема:
Развитие коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
Воспитатель 1 квалификационной категории
ГБДОУ №19 Кировского района Санкт-Петербурга
Бухур Ирина Сергеевна
Санкт-Петербург
2017
Добрый день, уважаемые коллеги.
Цель моего мастер-класса: познакомиться с социо-игровой технологией. Я хочу вам предложить познакомиться с социо-игровыми играми, заданиями и упражнениями, которые построены на взаимодействии взрослых и детей, а также сверстников между собой и развивают многие качества личности ребенка указанных в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования, в том числе коммуникативные навыки детей.
Задачи мастер-класса:
- Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
- Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
- Вызвать у участников интерес к использованию различных приемов социо-игровой технологии в организации деятельности детей.
Социо-игровая технология - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.
Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна
Говоря о правилах социо-игровой технологии, я предлагаю вам вспомнить одно из упражнений, которое называется «Волшебная палочка», вы будете передавать ее друг другу и называть те игры, в которые любили играть в детстве. Участники мастер-класса называют игры, передавая палочку друг другу. А сейчас я усложняю задачу, вам нужно не только называть любимую игру, но и почему вам нравилось в нее играть.
Таким образом, я вам показала один из приемов социо-игровой технологии, а вы озвучили три золотых правила (или три кита, как их еще называют) социо-игровой технологии.
Три золотых травила социо-игровой технологии:
- двигательная активность воспитанников;
- смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;
- работа детей малыми группами.
Положительные стороны социо-игрового стиля:
- Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;
- Педагог является равноправным партнером;
- Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
- Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
- Дети самостоятельны и инициативны;
- Дети сами устанавливают правила игры;
- Дети договариваются, общаются (выполняют роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);
- Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
- Социоигровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:
- Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
- Не детализировать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
- Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания.
- Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре.
- Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться.
Класификация социо-игровых заданий-упражнений
- Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;
- Игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
- Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
- Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
- «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.
Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.
Для этого я приглашаю фокус – группу из 8 участников.
Начнем с Игр – заданий для «рабочего настроя».
Для начала я предлагаю познакомиться с помощью игры «снежный ком». Для этого вам необходимо назвать свое имя и какое-то слово на первый звук своего имени, которое вас характеризует. Второй участник, повторяет имя и характеристику предыдущего и называет свое, так до конца круга.
Теперь мы с вами познакомились, предлагаю на память о нашей встрече обменяться подарками. Для этого мы с вами пойдем в магазин, а так как в каждом взрослом живет ребенок, мы пойдем в магазин игрушек. Но магазин наш совсем небольшой и он может вместить только 4 человека. Предлагаю, рассчитаться на апельсин-яблоко. Все «апельсины» – будут покупателями. «Яблокам» я раздаю картинки с изображением игрушек, вам нужно по команде изобразить игрушку (прием «оживление»), а покупателям отгадать. Если отгадываете, то забираете картинку себе.
После выполнения задания команды меняются местами.
Теперь уже с подарками возвращаемся обратно в круг. Предлагаю обыграть и подарить свой подарок. Для этого скажем комплимент и почему именно эту игрушку дарим.
Для дальнейшего задания нам нужно объединиться в пары, при помощи разрезных картинок. Я вам раздала половину картинки, вам нужно найти вторую половину, у кого она окажется, тот и ваш напарник в следующей игре.
«Мост дружбы»
Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».
Теперь, когда мост дружбы у нас построен. Можно начинать и совместную работу.
Для этого вам нужно вместе нарисовать пейзаж того времени года, который у вас на картинке. Для этого найдите свое рабочее место (на столах есть заготовки для пейзажей). У вас одна кисточка на двоих, вы должны рисовать ей вдвоем одновременно.
На пейзаж у вас 4 минуты. По часовой стрелке группы меняются столами.
Второе задание придумать название пейзажу. 1минута на выполнение. После задания группы меняются столами по часовой стрелке.
Третье задание придумать четверостишие по указанной теме.
На задание 2 минуты. По часовой стрелке опять группы меняются столами.
Четвертое задание написать 4 ассоциации к рисунку. 2 минуты на выполнение.
Пейзажи показываем аудитории с названиями, стихотворениями и ассоциациями. Обсуждение игры.
Предлагаю перейти к рефлексии ( использую «Шляпу вопросов и пожеланий») .
Предлагаю каждому написать по вопросу, относящему к мастер-классу. Теперь опускаем вопросы в шляпу, мешаем, вытаскиваем любой вопрос, читаем, отвечаем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Повышение качества образования дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО".
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...
«Овощи и фрукты - полезные продукты»Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий, в условиях реализации ФГОС.
Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов; умение обобщать понятия по существенным признакам, отражать результат обобщения ...
«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»
quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО»
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО...
Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО»
С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...