Развитие коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО.
методическая разработка (старшая группа)

Мастер - класс на тему "Развитие  коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО".

Были поставлены следующие задачи:

  1. Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
  2. Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
  3. Вызвать у участников интерес к использованию различных приемов социо-игровой технологии в организации деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19  комбинированного вида Кировского района  Санкт-Петербурга

МАСТЕР – КЛАСС

Тема:

Развитие  коммуникативной и познавательной активности детей посредством социо-игровой технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Воспитатель 1 квалификационной категории

ГБДОУ №19 Кировского района Санкт-Петербурга

Бухур Ирина Сергеевна  

Санкт-Петербург

2017

Добрый день, уважаемые коллеги.

Цель моего мастер-класса: познакомиться с социо-игровой технологией.  Я  хочу вам предложить познакомиться с социо-игровыми играми, заданиями и упражнениями, которые построены на взаимодействии взрослых и детей, а также сверстников между собой  и развивают многие качества личности ребенка указанных в целевых ориентирах ФГОС дошкольного образования, в том числе коммуникативные навыки детей.

Задачи мастер-класса:

  1. Познакомить педагогов приемам организации и проведения социо-игровых заданий и упражнений.
  2. Создать условия для активного, творческого общения участников мастер-класса.
  3. Вызвать у участников интерес к использованию различных приемов социо-игровой технологии в организации деятельности детей.

Социо-игровая технология - это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками.

Авторами социо-игровой педагоги являются Шулешко Евгений Евгеньевич, Букатов Вячеслав Михайлович и Ершова Александра Петровна

Говоря о правилах социо-игровой технологии, я  предлагаю вам вспомнить одно из упражнений, которое называется «Волшебная палочка», вы будете передавать ее друг другу и называть те игры, в которые любили играть в детстве. Участники мастер-класса называют игры, передавая палочку друг другу. А сейчас я усложняю задачу, вам нужно не только называть любимую игру, но и почему вам нравилось в нее играть.

Таким образом, я вам показала один из приемов социо-игровой технологии, а вы озвучили три золотых правила (или три кита, как их еще называют) социо-игровой технологии.

Три золотых травила  социо-игровой технологии:

  • двигательная активность воспитанников;
  • смена мизансцен, ролей, темпо-ритма в образовательных ситуациях;
  • работа детей малыми группами.

Положительные стороны социо-игрового стиля:

  • Налаживаются активные отношения: «ребенок - сверстники»;
  • Педагог является равноправным партнером;
  • Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
  • Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями  указаний  педагога;
  • Дети самостоятельны и  инициативны;
  • Дети сами устанавливают  правила игры;
  • Дети  договариваются, общаются (выполняют  роль, и говорящих, и слушающих, и делающих);
  • Общение детей происходит внутри микрогруппы  и между микрогруппами;
  • Социоигровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Пять советов, помогающих развивать и укреплять союз воспитателей и детей в ходе игры:

  • Быть готовым к собственным промахам. Препятствия, встречающиеся в социо-игровой работе, рассматривать как содержание занятий, видеть в них сущность своих задач, а в их преодолении – сущность развития ребенка и группы.
  • Не детализировать смысл задания. В социо-игровых заданиях доля самостоятельности должна расти от раза к разу. Дети должны почувствовать: «не понял» - значит, поосторожничал, «поленился» подумать и попробовать. И если они увидят, как, кто-то из них пробует, и увидят, что в этом нет ничего страшного, - число сославшихся на «не понял» будет уменьшаться.
  • Обращать внимание на интересные неожиданности. Если задание выполняется неверно, из-за того, что оно было неверно понято, необходимо обратить свое внимание на все неожиданное и интересное в выполнении неверно понятого задания.
  • Не бояться детских отказов. Самая «страшная» трудность – отказ некоторых детей от участия в предложенной игре.
  • Уметь порадоваться шуму. При шумной активности детей, направленной на выполнение задания, педагогу нужно, скорее, не беспокоиться, а радоваться.

Класификация социо-игровых заданий-упражнений

  • Игры-задания для «рабочего настроя» имеют в себе потенциал пробудить интерес друг к другу, поставить участников в какие-то зависимости друг от друга или обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела;
  • Игры для «социо-игрового приобщения к делу» – каждое из этих игр может быть дополнено и нагружено образовательным материалом, который в играх усваивается с особым успехом;
  • Игровые «разминки-зарядки» – общим для этой группы упражнений является принцип всеобщей доступности, легко возбудимой азартности и смешного несерьезного выигрыша. В этих заданиях доминирует механизм деятельного психологически эффективного отдыха;
  • Упражнения для «творческого самоутверждения» имеют свою специфику только в том, что при их выполнении учитывается художественно-исполнительский результат действия;
  • «Вольные» игры-упражнения – подвижные игры, проводимые «на воле» и требуют достаточного простора и свободы передвижения.

Итак, обратимся к практике социо-игрового подхода.

Для этого я приглашаю фокус – группу из 8 участников.

Начнем с Игр – заданий для «рабочего настроя».

Для начала я предлагаю познакомиться с помощью игры «снежный ком». Для этого вам необходимо назвать свое имя и какое-то слово на первый звук своего имени, которое вас характеризует. Второй участник, повторяет имя и характеристику предыдущего и называет свое, так до конца круга. 

Теперь мы с вами познакомились, предлагаю на память о нашей встрече обменяться подарками. Для этого мы с вами пойдем в магазин,  а так как в каждом взрослом живет ребенок, мы пойдем в магазин игрушек. Но магазин наш совсем небольшой и он может вместить только 4 человека. Предлагаю, рассчитаться на апельсин-яблоко. Все «апельсины» – будут покупателями. «Яблокам» я раздаю картинки с изображением игрушек, вам нужно по команде изобразить игрушку (прием «оживление»), а покупателям отгадать. Если отгадываете, то забираете картинку себе.

После выполнения задания команды меняются местами.

Теперь уже с подарками возвращаемся обратно в круг. Предлагаю обыграть и подарить свой подарок. Для этого скажем  комплимент и почему именно эту игрушку дарим.

Для дальнейшего задания нам нужно объединиться в пары, при помощи разрезных картинок. Я вам раздала половину картинки, вам нужно найти вторую половину, у кого она окажется, тот и ваш напарник в следующей игре.

«Мост дружбы» 

Цель: развитие эмпатии у эмоционально отгороженных и эгоистичных детей, преодоление нерешительности, скованности у застенчивых детей. Ход: Воспитатель показывает детям линейку и говорит кому-нибудь из них: «Это мост дружбы. Давай попробуем удержать мост лбами. При этом будем говорить друг другу что-нибудь приятное».

Теперь, когда мост дружбы у нас построен. Можно начинать и совместную работу.

Для  этого вам нужно вместе нарисовать пейзаж того времени года, который у вас на картинке. Для этого найдите свое  рабочее место (на столах есть заготовки для пейзажей). У вас одна кисточка на двоих, вы должны рисовать ей вдвоем одновременно.

На пейзаж у вас 4 минуты. По часовой стрелке группы меняются столами.

Второе задание придумать название пейзажу. 1минута на выполнение. После задания группы меняются столами по часовой стрелке.

Третье задание придумать четверостишие по указанной теме.

На задание 2 минуты. По часовой стрелке опять группы меняются столами.

Четвертое задание написать 4 ассоциации к рисунку. 2 минуты на выполнение.

Пейзажи показываем аудитории с названиями, стихотворениями и ассоциациями. Обсуждение игры.

Предлагаю перейти к рефлексии ( использую «Шляпу вопросов и пожеланий») . 

Предлагаю каждому написать по вопросу, относящему к мастер-классу.  Теперь опускаем вопросы в шляпу, мешаем, вытаскиваем любой вопрос, читаем, отвечаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Повышение качества образования дошкольников посредством использования информационно-коммуникационных технологий в условиях реализации ФГОС ДО".

Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придер...

«Овощи и фрукты - полезные продукты»Совместная познавательно-исследовательская деятельность педагога с детьми второй младшей группы с использованием игровых технологий, в условиях реализации ФГОС.

Цель: формировать обобщенные представления об овощах и фруктах, уточнить представления о многообразии овощей и фруктов; умение обобщать понятия по существенным признакам, отражать результат обобщения ...

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО»

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...

Речевое развитие дошкольников посредством современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДО

Речевое развитие дошкольников  посредством современных  педагогических технологий в  условиях реализации ФГОС ДО...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие познавательной и социальной активности дошкольников в процессе экологического образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФОП ДО»

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...