«Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»
статья (младшая группа)

Фадеева Ольга Владимировна

«Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyvody_po_izuchennoy_teme.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»

Фольклор…всё чаще это слово радует слух  взрослых и детей. Воспитание на народных традициях несет дошкольникам  не только радость ,эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью  развития этнокультурного опыта и музыкальных способностей. Формирование русской культуры базируется на русском фольклоре . С древних  времён вся деятельность русского народа сопровождалась песней. Специальные песни распевались во время посева, сбора урожая. колядования,  масленицы, различных праздников  Русский фольклор-это источник национального богатства , залог сохранения традиций народной культуры. В связи с этим важно знакомить детей с русским народным творчеством, передавая из поколения в поколение красоту и самобытность нашей культуры.

Приобщаясь к народной культуре, ребёнок постепенно принимает возрастные нормы поведения, исследует границы дозволенного. Решает свои эмоциональные проблемы, познаёт мир и людей.

Первым педагогическим произведением у человечества была колыбельная песня. Её прямая функция –успокоить. Убаюкать маленького ребёнка. Мудрый народ , не знакомый с  основами психологии, путём многолетних наблюдений понял. Что сделать это можно не бурной. удалой песней, а тихой. Монотонной, умиротворяющей мелодией. Так создалась форма для колыбельной песни. Эти извечные материнские мечты высказываются такими нежными, идущими от сердца словами, что придают колыбельной песне ни с чем не сравнимую воспитательную силу.

Логическим продолжением колыбельных песен являются пестушки и потешки. Своё название они получили от слов «пестовать2, тешить. Что означает нянчить, растить, ходить за кем-нибудь, носить на руках. Термин»

«пестун», был равнозначен более позднему слову «воспитатель», он встречается на страницах летописей. Пестушки и потешки-короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают ребёнка в первые месяцы жизни. Анализ текстов позволяет выделить главные их особенности: быстрый ритм. Шуточно-юмористическое содержание, связанные с различными движениями детей: протягиванием рук, первыми шагами, движением, беганием. Так движения, сопровождающие материнские приговоры современные врачи-педиатры рекомендуют молодым родителям как простейшие, но крайне необходимые ребёнку физические упражнения. Эмпирически это было открыто в народной среде и ,более того, закреплено в разнообразных воспитательных средствах, методах и приёмах.

К числу простейших, но так необходимых ребёнку относятся движения, напоминающие потягивание. Когда ребёнок проснётся и потягивается, его гладят по животику и разгибают ножки и ручки, сопровождая эти действия соответствующими словами:

Потягунушки, потягунушки,

А в ножки-ходунушки,

А в ручки-хватунушки,

А в роток-говорок,

А в головку-разумок.

Мудрый народ сумел вложить в простую потешку слова, ободряющие ребёнка в его первых и очень трудных для него шагах6 «Ай. Деточка, попляши. Твои ножки хороши!»

Помимо радости и удовольствия, которые несут эти короткие стихи, они одновременно содержат «уроки» жизни, причём эти уроки ненавязчивые, неназойливые, простые, интересные, занимательные. И действительно, коза бодает того, кто молока не пьёт. В «Ладушках» наказывают кошку Машку, за то, что съела кашку, не ей предназначенную. А в «Сороке» каша достаётся всем пальчикам, кроме мизинца: «А ты, мал. маленок, за водицей не ходил, дров не носил, кашку не варил».

Такой урок, поданный в занимательной форме, активизирует чувства и эмоции ребёнка, а современные психологи доказали, что усвоение ребёнком тех или иных знаний, правил поведения проходит наиболее успешно на фоне его эмоциональной отзывчивости.

Фольклорное искусство-синкретичное по своей природе- предполагает обязательный эмоциональный и энергитический обмен.

В своей работе с детьми я использовала народные песни, потешки, прибаутки, создавая комфортную этномузыкальную среду, в которой дети, играя, обучаются. Учить детей слышать, любить и понимать народную музыку, чувствовать красоту музыкального произведения- вот цель моей работы.

В процессе изучения данной темы6  «Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора» считаю наиболее эффективными методы:

 Беседа-разновидность словесного метода.

 Художественно-практический метод связан с двигательными реакциями и активными действиями ребёнка в процессе его общения с музыкой.

Метод создания художественного контекста(Л.В.Горюнова) направлен на развитие музыкальной культуры ребёнка через выходы за пределы музыки. Механизмом создания художественного контекста выступают при этом разнообразные связи музыки с другими видами искусства-живописью,поэзией и.т.д.

Метод пластического интонирования направлен на передачу интонаций музыки в пластике движений.

Поработав над данной темой считаю, что имеет смысл продолжить дальнейшее её  изучение  и работа над данной темой с детьми среднего возраста. Используя малые формы фольклора, можно сделать выводы о том, чтоони способствуют развитию эмоциональных чувств. Помогают ребёнку  «открыть» себя, вызывают интерес к народному творчеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание детей младшего возраста посредством фольклора»

«Воспитание детей младшего возраста посредством                        ...

Эстетическое воспитание детей младшего возраста посредством рисования

Эстетическое воспитание детей младшего возраста посредством рисования....

Отчет по самообразованию: " Воспитание детей младшего возраста посредством русских народных сказок".

В детском саду, создать условия для нравственного развития ребенка.Адаптацию ребенка обеспечить, через русские народные сказки,Развивать способность  детей отличать   хорошее от плохого...

Презентация на тему: "Духовно - нравственное воспитание детей раннего возраста посредством фольклора"

ldquo;От того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш»    ...

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора.

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклораСлово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Корни детского фольклора уходят в старину. Он вп...

Проект«Воспитание детей младшего возраста посредством русских народных сказок»

Актуальность проектаВ настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфи...