Консультация для воспитателей «Театр, творчество, дети»
консультация (средняя группа)

Парванян Анна Сейрановна

Консультация для воспитателей «Театр, творчество, дети»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr_tvorchestvo_deti_.parvanyan.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Белоснежка» муниципального образования городского округа Люберцы Московской области

Консультация для воспитателей на тему: «Театр, творчество, дети»

Подготовила и провела воспитатель:

Парванян Анна Сейрановна

Люберцы, 2018г.

Консультация для воспитателей на тему: «Театр, творчество, дети»

«Театрализация – это волшебный мир, в котором

Ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

О.П. Радынова

     Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка, или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

     Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками, очень важной остается задача приобщения детей к театрализованной деятельности, потому что театральная деятельность – это самый творческий вид детского творчества. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия, тем самым проявляя творчество.

     Творческая деятельность и развитие творческих способностей ребенка – это составная часть социальных и духовных направлений общественного устройства.

     Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

     В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Толстого и Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. Однако, как уже сказано, такой взгляд является неправильным. Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем, как совершенно правильно говорит по этому поводу Рибо. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни, творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

     Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже с самого раннего детства. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для развития и созревания детей. Уже в самом раннем возрасте, мы находим у детей творческие процессы, которые всего лучше выражаются в играх. Ребенок, который сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади; девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью; ребенок, который в игре превращается в разбойника, в моряка, - все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного, самого настоящего творчества. Вот это умение из элементов создавать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляют основу творчества.

     Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.Н. Волков и другие.

      Что же такое творчество? Творчество – это:

♦ искать;

♦ изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте.

     Творческая деятельность – это:

♦ деятельность, рождающая нечто новое;

♦ свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личности.

     Реалии современной жизни, происходящие в обществе, выдвигают в дошкольном образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одно из них — это развитие творческих способностей у детей, которые являются одним из компонентов общей структуры личности. И наш взгляд, именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей. Как увлечь ребенка, сделать каждое занятие интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном — о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем? Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

     Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка. Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.

     Нашему обществу необходим человек такого качества, который смело мог бы владеть современной ситуацией, умел решать проблему творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться. Игра занимает важное место в жизни детей, она является ведущим видом деятельности дошкольника. Каждый ребенок играет по своему «сценарию», но все они копируют действия взрослых. По поведению детей в играх, по их сюжету можно легко создать картину нашего будущего общества. Поэтому в работе по творческому развитию особое значение уделяется театрализованной деятельности, которая помогает сформировать правильную модель поведения в современном мире, повысить общую культуру ребенка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

     Использование театрализованной деятельности в работе с детьми выливается в театрализованные представления и инсценировки. Успешное развитие творческих способностей детей может быть достигнуто только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны подкрепляться и в условиях семьи. Поэтому родителей надо убеждать в необходимости создания условий для творческой деятельности ребенка дома, консультировать, как создать домашний театр, организовать театрализованные праздники, организовать мастер — классы по созданию кукол для домашнего кукольного театра, предложить открытые занятия для родителей, например: «Играем в кукольный театр», «Веселые превращения».

     Занятия театрализованной деятельностью способствуют развитию проявления творческой активности и инициативности у детей. С их помощью развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности ребенка (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Они помогают сформировать у детей умение осознанно применять средства образной выразительности (интонация, мимика, позы, жесты, пантомимика), позволяющие перевоплощаться (почувствовать и передать характерные особенности образа), вести ролевой диалог, соединять речь с движениями. Ценность и польза театрализованных игр при развитии творческих способностей дошкольников очевидна, поэтому их следует использовать в самых разнообразных формах работы с детьми.

     В педагогике и психологии активно обсуждается проблема взаимосвязи личности и творчества. Дошкольная педагогика ищет сегодня пути развития детей в сугубо детских видах деятельности в противовес обучению школьного типа. Именно игра и должна преимущественно использоваться педагогами. Л.С.Выготский определил игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Л.И. Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Театрализованная деятельность является разновидностью игры.

     Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников и развлечений.

      Театрализованная игра вовремя непосредственно образовательной деятельности. Во время образовательной деятельности педагог включает театрализованную игру, как игровой прием и форму обучения детей, вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения образовательной деятельности способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

            Свободная совместная деятельность детей и взрослых — это совместная деятельность детей на прогулке, вне непрерывной непосредственно образовательной деятельности. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

            Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей. В самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

     Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

     Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги могут решать комплекс взаимосвязанных задач:

формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;

— воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.);

— воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

— развитие эмоций;

— воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.

 

— развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);

— наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);

— обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;

— развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.

— содействие развитию монологической и диалогической речи;

— обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр.;

— овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами).

— приобщение к высокохудожественной литературе;

— развитие воображения;

— приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;

— создание выразительного художественного образа;

     Организация коллективной работы при создании многофигурных сюжетных композиций;

— обучение самостоятельному нахождению приемов изображения, материалов.

— согласование действий и сопровождающей

их речи;

— умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

— выразительность исполнения основных видов движений.

     Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Литература.

  1. Агапова И.А., М.А. Давыдова М.А.,«Театральные занятия в детском саду» М., ТЦ Сфера, 2010г.,
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: методическое пособие для воспитателей учреждений. М. Просвещение, 2005г.
  3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Программно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
  4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М.: Школьная Пресса, 2004г.
  6. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр- творчество-дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М.: АРКТИ, 2004г.
  7. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» Библиотека воспитателя. Мозайка-синтез. 2008г.,