Главные вкладки

    Доклад тема: «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольной образовательной организации, в том числе работающих с детьми до 3 лет»
    консультация (младшая группа)

    Чеснокова Инна Геннадиевна

    компетенций  педагогических  работников дошкольной образовательной организации,       в том числе работающих с детьми до 3 лет»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл i.docx25.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад

    тема: «Развитие профессиональных компетенций  педагогических  работников дошкольной образовательной организации,       в том числе работающих с детьми до 3 лет»

    подготовила:  воспитатель  И.Г.Чеснокова

    МБДОУ детский сад «Светлячок»

    август 2019г.

                   Профессиональная компетентность педагогов

    В отличие от образования на других возрастных этапах развития, дошкольное образование рассматривается как система, в которой центральное место занимают не содержание и формы, а процесс взаимодействия педагога с детьми.

    Современный образовательный процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие).

    Педагогическое взаимодействие представляет собой целенаправленный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Поскольку педагог для ребенка - значимая фигура, на него ложится ответственность за качество взаимодействия с детьми.

    Следовательно, рядом с дошкольниками должны находиться высокопрофессиональные педагоги.

    Педагог- профессионал- это человек, хорошо понимающий общие тенденции развития образовательного процесса, свое места в нем и обладающий особым видением человека в процессе развития, понимающий направленность и результативность психологических действий и воздействий; превращающий любую учебную ситуацию в пространство для развития ребенка и способный к проектированию развивающей педагогической среды и самого себя.

    Современному детскому саду нужен педагог, способный самостоятельно планировать, организовывать педагогически целесообразную систему работы, а не просто выполнять должностные обязанности.

    Современное образование характеризуется активным включением педагоговв инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми.

    В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

    Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установокПрофессиональная компетентность педагогахарактеризуется как общая способность педагога мобилизовать свои знания, умения.

     На первый план выступает не формальная принадлежность к профессии, а профессиональная компетентность, то есть соответствие специалиста требованиям профессиональной деятельности. Стабильно высокий уровень профессиональной компетентности может быть достигнут при условии непрерывного образования.

    Формирование профессиональной педагогической компетентности - процесс, продолжающийся на протяжении всего профессионального пути, в соответствии с этим постоянная незавершенность – одна из характеристик профессиональной компетентности педагога.

    Большое влияние на формирование профессиональной педагогической компетентности оказывает стаж работы.

    Становясь профессионалом своего дела каждый педагог проходит 4 стадии:

    1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность:

    • нет необходимых знаний, умений и навыков

    • не знает, об их отсутствии

    • профессиональная самооценка«Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).

    2. Вторая стадия – сознательная некомпетентность:

    • осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает

    • профессиональная самооценка«Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).

    3. Третья стадия – сознательная компетентность:

    • знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять

    • профессиональная самооценка«Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).

    4. Четвёртая стадия – бессознательная компетентность:

    • профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение

    • профессионализм является частью личности.

    • высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).

    Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

    Профессиональная компетентность педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.).

    • Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

    • воспитательно-образовательной;

    • учебно–методической;

    • социально–педагогической деятельности

    • Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

    • осуществление целостного педагогического процесса;

    • создание развивающей среды;

    • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

    • Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

    • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;

    • умение результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

    • Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    • планирование воспитательно-образовательной работы;

    • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

    • Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

    • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;

    • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;

    • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

    • Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

    • консультативная помощь родителям;

    • создание условий для социализации детей;

    • защита интересов и прав.

    • Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

    • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;

    • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

    Современная система образования требует от воспитателя постоянного

    совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.

    Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

    -работа в методических объединениях, творческих группах;

    -исследовательская, экспериментальная деятельность;

    -инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

    -различные формы педагогической поддержки;

    -активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

    -обобщение собственного педагогического опыта.

    Чтобы педагог осознал необходимость повышения собственной профессиональной компетентности необходимо создать определенные условия.

    Педагог должен иметь возможность:

    систематически проходить курсы повышения квалификации;

    изучать современную методическую, педагогическую литературу;

    посещать обучающие семинары, практикумы и т. д. ;

    участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами;

    участвовать в открытых просмотрах образовательной деятельности;

    изучать информационно-компьютерные технологии;

    участвовать в конкурсах профессионального мастерства;

    иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок;

    осуществлять работу по самообразованию;

    Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность.

    Поэтому, именно повышение компетентности и профессионализма педагогаесть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

    Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу.

    Попробуем разобраться вместе с Вами какие нужны современные требования к профессиональной компетентности педагога в ДОУ.

    Давайте начнем с того, что «В здоровом теле — здоровый дух».

     Если ребенок здоров то он счастлив, играет и чувствует себя прекрасно. Но частые болезни, ослабленный иммунитет не пойдут ему на пользу.

     А на помощь нам, воспитателям, приходят здоровьесберегающие технологии

     В этом вопросе требуется большая компетентность педагога. Хочу на своем примере показать, как реализуются данные технологии в моей группе.

    Мы через методическую литературу и интернет сайты подобрали для своих детей более соответствующую программу.

    Это закаливающие процедуры с помощью воздуха (в группе в отсутствие детей помощник  воспитатель проводит проветривание, прогулки на воздухе).

    Так же детям в течении дня постоянно прививала культурно-гигиенические навыки. Перед едой провожу ситуативные игры с куклой Катей.

    Когда приходит время обедать, дети самостоятельно на свои места ставят стульчики. Затем моют руки и отжимают лишнюю воду с рук. Вытирают руки только своим полотенечном.

    За столом кушают самостоятельно, но иногда приходится докармливать.

     В данном возрасте это можно. После еды научились говорить «Спасибо». И они знают, что после еды им нужно сходить умыться, задвинуть стульчик к столу.

    Перед сном и после сна дети стараются самостоятельно раздеться и соответствующие одеться. Но не всегда одежда поддаются сниманию или одеванию, поэтому на помощь приходит воспитатель.

    Как вы видите они очень стараются.

    Разработали на все недели различные комплексы.

    Такие как например пальчиковую гимнастику. Она проводится совместно с различными потешками. Такими как «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик, где ты был», «Этот пальчик хочет спать» и т. д.

     Каждое утро с детьми проводится утренняя гимнастика. Дети с удовольствием двигаются под веселую музыку. После тихого часа провожу ленивою гимнастику(в постели)

    . Выходя из спальни дети проходят по рифленой дорожки. Повторяя за мной слова «Наши маленькие ножки бегут по дорожке».

    Так же с родителями проводим различные беседы, консультации. Индивидуально или группами. Устно и с помощью папок-передвижек. Дабы повысить их грамотность в этом вопросе.

     Вы со мною согласитесь, что многое зависит от них. Будут ли они поддерживать режим дня дома в выходные, как в детском садике. Полезна ли будет та еда которую они дают.

    Мы разобрались с Вами, что компетентность педагога в здоровьесберегающих технологиях очень важна.

     Так же воспитатель должен быть компетентен в образовательной деятельности ребенка.

    С сентября месяца я и второй мой воспитатель, ежедневно по сетке занятий проводим с детьми образовательную деятельность. Она начинается в 9 ч. утра и длительность ее составляет 10 минут.

     Смена деятельности на занятии не дает малышам почувствовать усталость. К детям приходят различные гости, которые приносят много интересных игр, картинок, игрушек.

    В этом возрасте очень ярко видно, что каждый ребенок – индивидуальность. И первая заповедь педагога должна быть как первая заповедь у врача – «не навреди». Наша задача – помочь развитию этой индивидуальности, а не стремление нивелировать ее, сделать ребенка "таким как все".

     Поэтому понятие дисциплины у нас очень относительное. Если дети хотят строить дом, а один ребенок не хочет, он занимает себя тем чем ему интересно. Ведь это никому не помешает.

    Основная деятельность у ребенка в данном возрасте - игровая.

    . Мы проводили много различных инсценировок на разные сказки. С детьми 2-3 лет я тоже начала эту работу, но с простых сказок, как

    русско народная сказка «Репка», «Теремок». Мной были сделаны маски, сшита репка.

    Так же проводим  показ настольного театра, теневого театра. Показ сказок с помощью кукол бибабо. В дальнейшем планирую пошив новых костюмов для детей и изготовление атрибутов для сказок.

    Подвижные игры близки к театрализованной деятельности.

    Здесь тоже появляется мишка (игра «У медведя во бору»), или кошечка (игра «Кошка и мышки»). Детям очень нравится, когда в игре я одеваю различные маски.

    Сейчас я уже начинаю задействовать детей в ведущей роли в игре. Где они постепенно учатся самостоятельности. Закрепляю хороводное движение в таких играх, как «Пузырь», «Карусель» и других играх той же тематики.

    Для развития такой игровой деятельности, как сюжетно-ролевая игра требуется богатая предметно-пространственная среда. Мы со своим вторым педагогом стараемся обогатить зоны различными атрибутами собственного изготовления.

    Это пошив фартучков, постели, салфеток, одежды для кукол и т. д. Изготовление различных атрибутов для игр из подручного материала. Детям очень нравится игровая зона.

     Там находится кроватка, коляска для кукол, столик со скамейками, горка с детской посудой и большая машина. Им очень нравится устраивать чаепитие с куклами.

    Для всех возрастов очень актуальны дидактические игры. Для детей раннего возраста я постаралась подобрать разнообразную картотеку дидактических игр. Это игры и по цвету, форме, звукам, на развитие зрительного восприятия, величины, количество, на расположение в пространстве, на целостный образ предмета, на развитие осязания.

     Собственноручно изготавливаем подборку дидактических игр. Дети с удовольствием в них играют. И тем самым не замечая этого узнают все больше про окружающий мир.

    В продолжении дидактических игр есть подборка по сенсорному развитию детей раннего возраста.

    С помощью них у детей повышается восприятие, память, воображение, мышление, речь.

    Так же я считаю, что строительные игры очень важны для этого возраста. Для них только требуются более крупный строительный материал. Чтобы ребенок у которого еще плохо развита мелкая моторика мог спокойно в них играть.

    Могу с уверенностью сказать, что ребенок должен играть столько, сколько ему необходимо. Иначе эффект от игры ничтожен. К сожалению, современное общество диктует свои условия.

     Многие родители торопятся начать обучение ребенка с раннего возраста, наивно полагая, что чем раньше начато учение, тем лучше для ребенка. Но это является грубой ошибкой. Период детства небольшой, упустить его легко, а вот наверстать упущенное уже не получится.

    Нами педагогами очень широко используются ИКТ технологии. В первую очередь в процессе образовательной деятельности мы составляем и оформляем  календарные и перспективные планы, а так же другую различную документацию.

    Информационное общество в интернете – очень удобный, быстрый и современный источник для новых методических идей и дидактических пособий. Информационно – методическая поддержка мною используется во время подготовки к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий к занятию, картинок для презентаций.

    Педагог должен иметь обширные, разносторонние знания в вопросах организации и воспитательной деятельности — я стараюсь этого придерживаться.

    Занимемся  самообразованием, , зарегистрировалась на сайтах педагогического общества, посещаю курсы повышения квалификации.

    Давайте я подведу итог. Современному детскому саду нужен педагог, который для детей способен быть не учителем-начальником, а учителем-наставником, который ненавязчиво, без окрика и нажима, способствует развитию личности.

     Нужен педагог, который грамотно планирует и выстраивает воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей. Но при этом он не боится отойти от намеченного плана и своевременно подстраивается под реальные ситуации.

    Нужен педагог, который может самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, который владеет  современными технологиями, способен к самообразованию и самоанализу.

    Именно нацеленность воспитателя на неустанный труд над самим собой, на саморазвитие, на постоянное получение новых знаний и освоение новых методик является залогом роста его профессиональной компетентности.

    А закончить хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского:

    «Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без

    творческих порывов. Творческих Вам успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации.

    Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической....

    Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

    Наша страна на данном этапе развития общества находится на этапе перехода к информационному обществу, что предусматривает серьезные перемены в структуре и организации социальной и экономической сферы ...

    Статья на тему: "Технологии управления развитием педагогического персонала дошкольной образовательной организации"

    Управлять ДОО – это значит целенаправленно воздействовать на педагогический коллектив Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня...

    Публичная лекция на тему: «Создание условий поддержки развития детей в дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС в ДО»

    Примерные центры, которые созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС....

    Педагогический проект «Развитие кадрового потенциала дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС ДО».

    Создание оптимальных условий для повышения профессиональной компетентности педагогов в реализации инновационной  модели воспитательно-образовательного процесса....

    Учебно-методический материал "Условия для музыкального развития детей в дошкольной образовательной организации".

    Учебно-методический материал "Условия для музыкального развития детей в дошкольной образовательной организации"....

    "Роль мультипликации как средство развития детей в дошкольной образовательной организации"

    Проблема развития детей дошкольного возраста — одна из важнейших проблем современной педагогики. В поисках методов, способствующих решению этой проблемы, я обратилась к мультипликации. Я считаю,...