Семинар-тренинг для родителей детей раннего возраста «Заботимся о ребенке вместе с семьей»
методическая разработка (младшая группа)

Путинцева Мария Викторовна

 для Воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-тренинг для родителей детей раннего возраста «Заботимся о ребенке вместе с семьей»

Задачи: ознакомление родителей с проблемой адаптации детей к условиям ДОУ; находить оптимальные пути родительско-детских отношений и искать правильные методы воспитания, развития ребенка; формировать навыки и эффективные средства взаимодействия с ребенком во время адаптации; установить доверительные отношения и способствовать взаимопониманию между участниками; формирование умения освобождаться от напряженности и скованности.

Направление: Для родителей родителей детей раннего возраста.

Материалы: маркеры, цветные карандаши, бумага, музыкальное сопровождение.

Участники: родители и педагоги.

Ход семинара-тренинга

Введение.

Практический психолог. Добрый день, уважаемые родители! Мы рады Вас приветствовать на нашей встрече, посвященной проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Ребенок идет в детский сад. Наверное, нет родителей, которые бы не хотели, чтобы этот этап прошел легко, спокойно, чтобы малыш с удовольствием и без криков сразу же пошел в детсад. Но так бывает довольно редко. Чаще дети первые несколько дней или недель плачут, не хотят отпускать маму. И в этом нет ничего необычного. Для ребенка начало посещения ДОУ - это стресс. И наша с вами задача смягчить его настолько, чтобы он прошел незаметно и без неприятных последствий. Поэтому предлагаем вам в интересной форме поработать над тем, чтобы адаптация ребенка прошла как можно легче и быстрее. Надеемся вопросы, которые мы рассмотрим, помогут лучше понять причины возникновения проблем при адаптации у детей раннего возраста и найти пути их преодоления.

Упражнение «Я и детская деятельность»

Практический психолог. У меня в руках клубочек доброты. Он поможет нам сегодня познакомиться. Сейчас каждый из вас назовет свое имя, имя своего ребенка и виды деятельности, которыми любит заниматься ваш ребенок.

Мы создали круг из нити, друг другу передали огонек добра, взаимопонимания, нежности и любви. И это поможет нам сегодня эффективно общаться.

Воспитатель. Наступает то время в жизни каждого ребенка, когда он переступает порог детского сада. У всех ли детей одинаково поведение при поступлении в садик? Нет. Одни дети уверенны, выбирают игру, идут на контакт с детьми и взрослыми, другие - менее уверены, больше наблюдают, некоторые - проявляют негативизм, нежелание идти в группу, боятся отойти от родителей, громко плачут. Причины такого поведения могут быть разные:

1. Несформированность положительной установки на посещение дошкольного учреждения. Для того, чтобы отрицательные эмоции не стали препятствием для ребенка в период адаптации, важно сформировать в нем положительное ожидание будущих изменений. Довольно часто родители с сочувствием относятся к посещению малышом детского сада. Вследствие такого отношения, малыш тоже начинает страдать, вредничает, отказывается посещать детское учреждение. Иногда родители запугивают ребенка посещением детского учреждения. В некоторых случаях ребенок не имеет никаких представлений о жизни в детском саду, о том, что там его ждет.

2. Несформированность навыков самообслуживания. Иногда родители, желая сэкономить время, спешат накормить, одеть ребенка, сдерживая своими действиями формирование необходимых практических умений и навыков. Такие дети, попадая в детское учреждение, чувствуют себя беспомощными и одинокими - они не могут самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом.

3. Значительные трудности в период адаптации испытывают дети, которые до момента посещения детского сада мало общались со сверстниками. В целях безопасности малыша в некоторых случаях родители сознательно ограничивают общение своего ребенка с ровесниками. Следствием этого является недоверие к другим, конфликтность, неумение попрость, неумение подождать.

4. Ощущение дискомфорта при несоответствии домашнего режима режиму детского сада в случаях, когда домашний и садиковский режимы кардинально отличаются во времени и последовательности режимных моментов.

5. Период адаптации тяжелый не только для ребенка, но и для воспитателя, поэтому родители должны позитивно настраивать малыша на встречу с воспитателем.

Упражнение «мини-дискуссия»

Воспитатель. Чтобы облегчить адаптацию ребенка, предлагаю подумать и дать ответ на вопрос.

Вопрос:

1. Чем именно родители могут облегчить адаптацию детей к условиям пребывания в ДОУ?

2. Чем именно воспитатели могут облегчить адаптацию детей к условиям пребывания в ДОУ?

(Обмен мнениями членов семинара)

Главным педагогическим условием успешной адаптации ребенка к детскому саду является единство требований к ребенку в семье и детском саду. Правильное поведение родителей и педагогов очень важно. Поэтому примите во внимание следующие рекомендации:

- ребенку говорить, что он уже взрослый;

- не оставлять ребенка на целый день в группе;

- гулять на площадке после посещения сада;

- давать с собой любимые игрушки;

- сообщать воспитателю об особых привычках ребенка;

- придумать ритуал «прощание» и обыграть его дома;

- встречать ребенка с улыбкой;

- рассказывать как можно больше положительного о саде;

- поддерживать самостоятельность ребенка дома.

Упражнение «Скажи наоборот»

Практический психолог. Родителям стоит заинтересовать ребенка детским садом, вызвать желание идти туда. Поэтому предлагается на представленные образцы негативных высказываний детей родителям предложить положительные. (Предварительно разделить родителей на подгруппы)

1. «Я не хочу идти в детский сад».

2. «В саду плохо».

3. «Я не буду спать в детском саду».

4. «Со мной там никто не дружит»

Упражнение «Формы наказания»

Воспитатель. Есть много ситуаций, когда воспитатели вынуждены устанавливать определенные ограничения в поведении своим воспитанникам. Давайте совместно попробуем установить формы наказания негативного поведения детей. Прокомментируйте и приведите примеры того, какие формы наказания можно применять воспитателю в ДОУ, а какие категорически запрещено.

Формы наказания:

- «наказание» (взять за руку или плечо, если это угрожает жизни другого ребенка);

- «изоляция» (посадить на «виновный» стул);

- «наказание словом»;

- «лишение приятного».

После обсуждения определяются преимущества и недостатки того или иного решения, отметив, что цель любого наказания - научить ребенка поступать правильно под действием собственного внутреннего контроля.

Упражнение «Счастливый ребенок»

Практический психолог. Детей часто называют цветами жизни. Чтобы вырос красивый, яркий, здоровый цветок, нужно за ним ухаживать: поливать, рыхлить почву, удобрять, обеспечивать доступ тепла и света. Предлагаю вырастить необычный цветок, который называется «счастливый ребенок». Для этого каждой из подгрупп раздаются схематически нарисованные цветы, на лепестках которых следует написать: «Как именно следует обеспечить счастье ребенка?»

Помните, ребенок - это зеркало жизни своих родителей. Как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается духовное богатство мамы и папы. Делайте все, чтобы детство и будущее ваших детей было прекрасным.

Упражнение «Прогнозирование»

Практический психолог: Спрогнозировать адаптацию ребенка к условиям детского сада поможет следующая анкета.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Легко ли рассмешить вашего ребенка?

2. Часто ли он капризничает? Не чаще, чем 1-2 раза в неделю?

3. Спокойно ложится спать?

4. Все ест, не капризничает во время кормления?

5. Есть ли у Вашего ребенка друзья, которые хорошо относятся к нему, охотно играют?

6. Часто ли Ваш ребенок выходит из себя?

7. Всегда ли нужно присматривать за ним?

8. Не страдает ли Ваш ребенок энурезом?

9. Нет ли у ребенка вредных привычек?

10. Хорошо ли малыш ведет себя со сверстниками, не требует от Вас поддержки?

11. Нет ли у Вашего малыша каких-то незначительных страхов?

Ответы положительного характера на 7-11 вопросов позволяют прогнозировать успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Упражнение «Шар мечты»

Воспитатель: Мы все любим мечтать, несмотря ни на что, и все мы хотим, чтобы наши мечты сбывались (психолог разбрасывает разноцветные шарики). Поймайте каждый свой шарик мечты и допишите свою мечту на ней: «Я вижу своего ребенка таким...» Давайте объединим все шарики мечты вместе, пусть все желания исполнятся. Спасибо всем за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической культуры родителей детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОО и семьи

Взаимосвязь детского сада и семьи как необходимое условие успешного воспитания ребенка дошкольного возраста....

Рекомендации для родителей детей раннего возраста "Как научить ребенка правильно говорить?"

О красивой, правильной речи своего ребёнка мечтает каждый родитель.Серьёзность такой задачи, как воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста, должны осознавать и родители, и педагоги. Важно, ч...

Рекомендации для родителей детей раннего возраста «Как научить ребенка одеваться самостоятельно»

Памятка будет полезна родителям  детей раннего возраста. При правильном подходе обучение самостоятельному одеванию не вызывает никаких проблем. Научить ребенка одеваться достаточно просто. Главно...

Консультация для родителей детей раннего возраста "Нужен ли ребенку дневной сон"

Дневной сон – это физиологическая потребность ребёнка, необходимая для его нормального развития. Дети в возрасте одного года обычно спят днем не менее двух раз....

Памятка для родителей детей раннего возраста «Как научить ребенка одеваться самостоятельно? 7 «золотых» правил»

Психологическое «созревание» и осознанные действия надевания на себя какой-либо одежды, как правило, происходят у ребенка ближе к трехлетнему возрасту. Целенаправленно приступать к обучени...

"Взаимодействие с родителями детей раннего возраста: сопровождение семьи в период адаптации ребенка в дошкольном учреждении"

quot;От того, как прошло детство,кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний м...