КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»
статья
Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и чувством, особой функцией слова, так как сами стихи рождаются из сильного эмоционального потрясения. Мысль и эмоция в поэзии выступают в новых связях, сконцентрированных в поэтическом образе. Стихи для детей – явление сложное. Маленький читатель чуток к стиху, к поэтическому образу, к звучанию и смыслу слова, к ритму. Его восприятие мира как открываемого чуда созвучно поэзии. Поэта роднит с ребёнком умение фантазировать, перевоплощаться, отдаться игре воображения (как писал А. С. Пушкин: «Над вымыслом стихами обольюсь», в результате которой рождается художественный образ.
Поэт С. Маршак понимал детство, он всегда чувствовал себя способным по-детски радоваться первому снегу, ясному небу, берёзке в весеннем уборе. В лирических стихах он наиболее полно выразил свою поэтическую натуру, раскрыл богатство своей души.
Он написал «Разноцветную книгу». В ней нашла отзвук английская «Радужная книга», а её белая страница перекликается с «Книгой зимы».
«Круглый год» – новый цикл стихов и новый круг поэтического видения мира. Эта своеобразная галерея, в которой каждый месяц со своим лицом и характером. «Лесная книга» – стихотворная повесть о лесе, где каждая глава – рассказ о его питомцах: жёлуде, берёзке, ландыше. Отношение к лесу, как к живому существу, пронизывает всю книгу, со страниц которой смотрит на детей мудрое и доброе лицо поэта, лирического героя этой лесной повести:
Природой бережно спелёнатый,
Завёрнутый в широкий лист,
Растёт цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.
Каждая книга лирических стихов Маршака – законченный цикл. То это семь цветов радуги, то двенадцать месяцев, то жизнь леса, а все вместе три цикла – три ступени эстетического восприятия мира: от простого к сложному.
Радость испытывают дети читая стихи С. Михалкова. В момент творчества внутренний взор поэта видит картины окружающего мира и связи явлений так, как их воспринимает ребёнок.
Свободный полёт облака в небе, погибшая из-за неосторожности птица, воробей, летающий в самолёте, - все эти «мелочи» и «пустяки» задевают чувствительные струны сердца поэта, заставляют его волноваться также естественно, закономерно, как волновался бы по каждому из подобных «пустяков» и ребёнок.
Вот поэт наблюдает явление – ливень. Ливень – это разбушевавшаяся стихия. И в своих стихах он передаёт детям не только увиденное, но и эмоциональное состояние от наблюдения:
Тяжёлые росли сады
И в зной вынашивали сливы,
Когда ворвался в полдень ливень,
Со всей стремительностью молний,
В паденье грома и воды.…
Стихи С. Федоренко пронизывает мысль о многообразии форм жизни на Земле, о взаимных связях человека и природы, о красоте родных пейзажей, о забавных животных – друзьях малышей. Идеи гуманизма выражены в поэтических формах, близких русскому народному творчеству:
Аист долгоносый
Птенцам пищу носит,
Много ли им нужно?
Лягушаток дюжину,
Десяточек мышек,
Сотенку жучишек,
Да ещё и уж им –
Вот и весь им ужин.
Федоренко в своих стихах знакомит детей с жизнью и повадками животных, птиц, насекомых. Незамысловатым детским языком она в доступной, увлекательной форме помогает малышам познать мир.
Один из талантливых современных поэтов – Борис Заходер. Стихи его, по большей части окрашенные юмористической интонацией, на самом деле глубинны, за внешним игривым началом чувствуется проникновение в суть вещей и явлений, умение забавно, с юмором раскрыть ребёнку многообразие отношений в природе. Почти каждое его стихотворение, будь оно совсем маленькое, как в «Мохнатой азбуке», или большое повествовательное, как легенда «Почему деревья не ходят», содержит в себе этот нравственный идеал, выражает отношение самого поэта к жизни, к тому, что в ней прекрасно и что безобразно.
Заходер умеет преподнести своё представление о мире читателю, заставляя его размышлять и чувствовать. Поэт помогает ребёнку обогатить ассоциативное мышление, через многозначность и многозвучность слова понять не только юмор положения, но и юмор характера и иронию.
Способность поэта играть словом ярко проявляется в коротеньких юмористических стихах «Мохнатой азбуки»:
Вот кабан.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи.
Слово «свинья» раскрывается в двойном смысле, но есть тут ещё и подтекст, подчёркнутый словом «достоинства».
Заходер использует и перевёртыши ( «География всмятку», «Кит и кот», «Соль» и многие другие) .
Иные истоки в стихах Ирины Токмаковой. В них ярко выражено народно-песенное начало, и адресованы они дошкольнику. Для её стихов характерна метафоричность, одухотворение природы:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мёрзнет в жару…
Природа, в стихах Токмаковой, занимает ведущее место. Она близка, в то же время таинственна, с ней поэтесса общается как с существом одушевлённым и проникновенно соединяет её с миром ребёнка. Загадка и любознательный вопрос, преображённые авторской фантазией, воплощаются в художественный образ («Туман», «Где спит рыбка? », «Деревья», «Времена года», и в каждом из них есть новые находки поэтессы.
Чтобы лес открыть,
Нужна не прыть,
Нужны глаза и уши,
Мои ключи: смотри, молчи,
И примечай. И слушай.
Иное восприятие мира, иная поэтическая гамма в стихах Эммы Мошковской. В её стихах познание мира связано с постижением законов времени, пространства и ритма. Чередование дней недели – смена времени. Ритм, пространство, время – категории организации мира. Ребёнок познаёт не сразу эти категории. Её лирический герой активен в познании. Он рассматривает землю, людей, животных. В поэзии Мошковской есть и своеобразная философская лирика, где поэтесса говорит об извечной, не требующей благодарности доброте, которая приносит благо не только тем, кого она одаривает, но и тому, кто её источает. Так, речка в одноимённом стихотворении бежит далеко и по пути напоит зверя, омоет ноги сосне. Преодолевая трудности и беды, речка бежит к морю, которое здесь выступает как простор, свобода, желанная цель.
Образная система продиктована поэтессе видением ребёнка, да и слова берутся из детского лексикона, весенний снег, например: «он уж не пышный, он уж не лыжный, он – не из ваты, он – ноздреватый. Он уж не белый, он – потемнелый… »
У Мошковской стихотворения сюжетные, он рождается иногда из внутреннего монолога, как, например, в стихах: «Я люблю пчёл», «Кошка», «Мотылёк». Для самых маленьких у Мошковской стихи забавные, напоминающие игру-головоломку: «Как лягушки научились плавать», «Куда садится солнце».
Свежий, удивительно светящийся стих у поэтессы Е. Серовой. Она постоянно обращается к природе, одушевляя её и населяя озорными персонажами, для более увлекательной формы детского восприятия: «дождишко-хвастун», от которого осталась только «лужица одна»; мохнатый шмель-самолёт, который перед полётом почистил грудь и почесал животик; солнышко, которому трудно на юге: «так нагрузка велика, не подремлешь на досуге, завернувшись в облака… »; морской камешек, который был грубым и угловатым, но под ласковой волной стал гладким и нежным. Целый цикл её стихов посвящён цветам.
В стихах для маленького читателя есть попытки создания «интеллектуальной поэзии», поэзии философской, которая играет немаловажную роль в познании детьми мира. Такую направленность носит поэзия Г. Сапгира. В сборнике «Звёздная карусель» стремление к интеллектуальной поэзии выражено довольно ярко. Построенные на игровой основе, стихи, прежде всего, обращены к разуму ребёнка. Сапгир рассказывает о созвездиях Северного полушария, расцвечивает карту звёздного неба рыбами и гончими псами, соотнося это со зрительными представлениями о животных.
Но иногда названия звёзд, не соответствующие зрительному образу животного, он шутливо объясняет:
Нам сказали: две Медведицы
По ночам на небе светятся.
Ночью мы в окно взглянули –
Увидали две кастрюли…
Однако звезда у поэта не предмет восхищения, она - астрономическое понятие. Звезда в этом сборнике уже не туманная и призрачная, а вполне реальная и досягаемая. В его поэзии есть и лирические, и героические мотивы: например, в стихотворении «Как птицы домой летели» поэт драматически нагнетает тревожную атмосферу перелёта через море, встречи с бурей и борьбы птиц со стихиями.
Дыхание современности пронизывает и поэзию Я. Акима. В его стихах тяга городского жителя к природе, восхищение первым снегом и первым зелёным листочкам, радость, испытанная при виде маленького ослика.
Значительное явление в поэзии для детей – стихи В. Берестова. Вдумчивый, неторопливый, философский взгляд на мир во многом обусловлен профессией Берестова. Он археолог. Посредством рифмы он передаёт детям свои знания. В стихотворении «Песок», речь идёт о природе, о борьбе скалы и моря. И ребёнок, читая его, видит уже в другом ракурсе знакомые ему скалу, море, песок.
Боролось море со скалой десятки тысяч лет.
Скала исчезла с глаз долой, скалы пропал и след.
Пропасть пропал, да не вполне – песок остался жив.
Песок, отрезав путь волне, загородил залив.
И не могла понять волна, ломая берега,
Что нажила себе она Могучего врага.
И не могла понять скала, утратив облик свой,
Что и она своё взяла и что не кончен бой!
Стихотворение всей ритмикой подчёркивает вечность борьбы, создаёт ощущение шума накатывающейся на берег волны и шелеста песка, когда волна сбегает назад в море. У Берестова много лирических познавательных стихов о природе. Причём природа всегда мудра, прекрасна и открывает свою мудрость и красоту тем, кто умеет видеть и слушать её, кто относится к ней не потребительски и не пренебрежительно. Это стихи «Март», «Дождь с утра», «Сердцевина», «Перекати поле», «Семена на снегу».
«Бездыханный, на снег ложащийся посев» – великая мудрость природы. Стихи о природе написаны без скидки на возраст, с доверием к читателю, который способен понять не только поверхностный смысл, но и насладиться глубиной стиха, почувствовать музыкальность и красоту, познать новое для себя. Эти стихи утверждают, что жизнь неисчерпаема, она многолика и многокрасочна, нужно лишь научиться её такой видеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Планирование работы воспитателя с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...
План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...
Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»
Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»
Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и ч...
Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста с природой зимой»
Данная консультация предназначена для педагогов ДОО, а также для студентов педагогических вузов и колледжей....
Консультация для воспитателей Стихи как средство ознакомления детей с родной природой.
Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость от общения с природой, с поэтическим образом её в сказках, потешках, стихот...
«Интеллект -карта, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой »
В педагогическом проекте «Интеллект -карта, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой » представлена система работы по экологическому воспитанию дошкол...