«Интеллект -карта, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой »
проект по окружающему миру (средняя группа)

В педагогическом проекте «Интеллект -карта, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой »  представлена система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Реализация проекта  направлена на поиск эффективных методов и средств для развития активности, креативности, инициативности, коммуникативных навыков, любознательности воспитанников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3

ГОРОДА БИЙСКА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Алтайский край, г. Бийск, переулок Николая Липового, 74/3, телефон: 8 (3854) 43-52 -90, 43-52-91

e-mail: bschool3@mail.ru

ПРОЕКТ

«Интеллект -карта, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой »

Составитель:

Лазаренко Ирина Юрьевна, воспитатель

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»  

Россия, Алтайский край, город Бийск


Содержание проекта

Аннотация

3

Тема проекта

4

Тип проекта

4

Вид проекта

4

Участники проекта

4

Актуальность

4

Цель проекта

6

Задачи исследования

6

Теоретическая база

7

Новизна

8

Основные виды детской деятельности

9

Формы работы с детьми

9

Формы работы с родителями

10

Методы работы с интеллект - картой

 Технология работы с интеллект - картой

11

14

Условия реализации проекта

15

Предполагаемый результат

16

План реализации проекта

16

Диагностика уровня развития детей по экологическому воспитанию

19

Выводы

21

Дальнейшее развитие проекта

22

Библиографический список

23

Приложения

24

«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

В.А.Сухомлинский

Аннотация

В педагогическом проекте «Интеллект -карта, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой »  представлена система работы по экологическому воспитанию дошкольников. Реализация проекта  направлена на поиск эффективных методов и средств для развития активности, креативности, инициативности, коммуникативных навыков, любознательности воспитанников.

Метод ментальных карт позволяет изучать времена года, птиц, домашних и диких животных, описывать разные характеристики объектов. Этот метод помогает ребенку видеть связи между объектами и явлениями, превращать все это в логическую систему. В современном мире с большим потоком информации метод ментальных карт в образовательной деятельности дошкольников является универсальным способом познания окружающего мира, наиболее оптимальным методом экологического воспитания детей. В условиях реализации ФГОС ДО использование ментальных карт в экологическом воспитании дошкольников позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация.

Данный проект предназначен для воспитателей дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, родителям.


Тема проекта

«Интеллект -карта, как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой »

Тип проекта

Образовательный

Вид проекта

Информационно-практико-ориентированный

Групповой

Сроки реализации: один год

Участники проекта

Дети среднего и старшего дошкольного возраста , воспитатели группы, родители воспитанников.

Актуальность

Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.

Ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней — задача дошкольного учреждения. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить в наших лесах, возле дома, во время путешествия с родителями.

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие.

В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления, коммуникативных навыков.

Интеллект - карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект - карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

Преимущества интеллект - карт в экологическом воспитании дошкольников заключаются в том, что они:

Помогают выделять главное.

Развивают память, мышление, воображение.

Позволяют получать знания, обобщать, проверять полученную информацию.

Способствуют обучению, развитию мышления, повышению концентрации внимания, запоминания, мотивации.

Их легко составить.

Можно запомнить быстро и качественно большой объем информации.

В готовой карте видны: взаимосвязь, структура, логика.

Может быть составлена индивидуально или коллективно. Для ее реализации необходимы лишь лист бумаги, фантазия и карандаши.

На мой взгляд, это один из эффективных и актуальных методов в современном дошкольном образовании. Поэтому, я разработала и реализую долгосрочный проект по применению  инновационного метода интеллект –карт.

«Интеллект -карта, как средство ознакомления детей среднего дошкольного возраста с природой »

Цель проекта

Познакомить  детей дошкольного возраста с природой посредством интеллект  - карт.

Задачи исследования

Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

Формировать у детей познавательные действия, развивать воображение и творческую активность, знания о живой и неживой природы;

Способствовать развитию у детей умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения

Разработать систему мероприятий по ознакомлению с природой с использованием интеллект - карт.

-


Теоретическая база

Интеллект - карты или мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен.

Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование, благодаря Валентине Михайловне Акименко.

Английское название «mind-maps», переводится как «карты ума», «карты разума», «ментальные карты», «интеллект – карты».

Интеллект - карты - это представление  любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме, на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями.

Интеллект  карта – это способ систематизации знаний с помощью схем, рисунков; это технология изложения информации в особом графическом виде. Ментальные карты воспринимаются лучше, чем списки, графики, таблицы и тексты, в силу того, что лучше соответствуют структуре человеческого мышления.

Известно, что у человека два полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.

Мозг нуждается в совместной работе обоих полушарий. Сбалансированная работа головного мозга  повышает интеллектуальные возможности ребёнка, улучшает моторные(двигательными) навыки, способность обрабатывать информацию.

По мнению учёных, для активизации  познавательной активности детей,  следует использовать методы и приёмы по гармонизации полушарий головного мозга.

Метод интеллект – карт способствует гармонизации полушарий головного мозга, так как объединяет характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям.

Новизна

Данный проект  - это новый взгляд на организацию работы современного педагога в дошкольном образовательном учреждении.

Взяв за основу метод интеллект - карт Тони Бьюзена, как идею, я  адаптировала его к работе с дошкольниками по ознакомлению с природой.

Использование данного метода позволит выстроить субъектно-субъектные отношения между воспитателем, детьми и родителями, выявить первичные представления ребенка (метод трёх вопросов) и пополнить эти представления.

Согласно методике Тони Бьюзена, интеллект – карта представляет собой ассоциативную сеть, состоящую из рисунков и  написанных слов для решения  рассматриваемой проблемы или явления.

Всем известно, что игра – важнейший спутник детства. Данный способ  создания интеллект – карты, позволит  детям  развиваться играя.  Он  сочетает в себе принцип   составления пазлов. Но, если классический пазл, это застывшая картинка, то наш способ, позволяет создавать каждый раз новые образы («живые картины»), выстраивая  более  сложные логические цепочки, причинно – следственные связи, подчиненные одной теме.

Основой для составления интеллект – карты будет являться ватман, на котором будут располагаться картинки. Дети в совместной деятельности создают «живую картину»  по определенной теме, причём собирая и разбирая её,  они имеют возможность,  как  расширить область познания, так и обобщить материал.

Я предложила детям создавать интеллект - карты ,  используя готовые картинки из дидактических игр. Игры с картинками прекрасный материал для игры, особенно, когда дети еще не очень хорошо рисуют.

Создание интеллект – карты станет формой мобильной интерактивной работы, которая позволит организовать успешное  взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Такая интеллект - карта займет место на магнитной доске.. Она станет ярким элементом развивающей предметно-пространственной среды.

Данным пособием дети смогут пользоваться в течение всего дня самостоятельно.

Создавая интеллект - карту сами дети, станут «продуктом» детской деятельности, тем самым повышая процесс познавательного развития, а стеснительные и неуверенные в себе дети станут  увереннее и активнее.

.Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ОУ и группы, в которой реализуется проект. Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей.

Основные виды детской деятельности

игровая

изобразительная

коммуникативная

двигательная

создание интеллект -карт.

Формы работы с детьми.

дидактическая игра

занятие

экспериментирование

совместная деятельность

самостоятельная деятельность

Формы работы с родителями

Для реализации проекта   предлагаю следующие формы работы с родителями:

Информационные уголки

Основной задачей информационных уголков является ознакомление и обогащение знаний родителей о том, что такое Интеллект -карты. Специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д.

Фотоотчет

Еще одной формой взаимодействия с родителями является фотоотчет о проделанной работе детей в создании интеллект -карт. Эта форма поможет наглядно показать родителям как увлекательно, интересно, творчески протекает работа по познанию окружающего мира, с помощью фотографий можно показать весь процесс работы.

Домашние задания.

Для закрепления материала по изучаемой теме, предлагаю детям  совместно с родителями работать дома по индивидуальным заданиям: например,

- с помощью карты ума рассказать о урожае, животных леса. Создав интеллект-карту дома, ребенок рассказывает на занятии о своей карте.

Также детям можно предложить дома раскрыть не полностью всю тему, а ее часть. Например, о теме «Осень», между детьми делятся подразделы: кто-то раскрывает погоду осенью, другой одежду, третий – животный мир, деятельность человека ит.д. А на занятии собирается целая карта об осени.

Личный сайт

Личный сайт педагога является интересной формой взаимодействия ОУ с родителями, так как на его страницах родители могут найти интересную, полезную информацию, открыть для себя что-то новое, получить удовольствие от просмотра фотографий, видео, оставить отзывы, предложения, пожелания для педагога.

Родительское собрание

Данная форма взаимодействия с родителями является познавательной. Суть данной формы является донести до родителей какую-либо информацию.

Мастер-класс

Мастер-класс – хорошо известная форма передачи опыта посредством активной деятельности участников. Данная форма позволяет родителям понять и попробовать самим создать интеллект -карты, что в дальнейшем им позволит работать в этом направлении с своими детьми.

Методика работы с интеллект -картой .

Интеллект-карту в работе с детьми внедряла постепенно и условно этот процесс поделила на 5 этапов:

1.Знакомство с интеллект -картой.. Использование интеллект -карты в качестве наглядного материала

В начале работы дети получают представления о том, что о любом предмете или явлении можно узнать по «картинкам» На занятиях  использовала  интеллект - карту как наглядный материал.

Например: Проводя какое-либо занятие, обращаю внимание детей на то, с чем будут они знакомиться на данном занятии (времена года, птицы, животные, и т.д.).

Перед тем, как показать готовую интеллект-карту детям, выясняю, что дети знают по данной теме. Задаю наводящие вопросы, использую загадки.

После ответов детей, рассматриваем готовую интеллект-карту и еще раз проговариваем все свои ответы, ищем нужный признак предмета.

Обращаю внимание детей на то, что о любом предмете можно узнать по картинкам или рассказать по картинкам.

После занятия можно разместить готовую интеллект-карту в группе, для того чтобы дать детям возможность рассмотреть ее подробнее, повысить интерес к ней.

На начальном этапе (этапе ознакомления с методом) необходимо использовать в работе с детьми готовые ментальные карты, а далее в совместной деятельности составлять сначала простейшие, а затем и более сложные карты, с учетом той или иной образовательной ситуации, образовательного содержания.

Например, ментальная карта по теме «Животные» имела два фрагмента: «дикие животные» и «домашние животные». Расширяют данную ментальную карту, с учетом расширяющегося познавательного опыта. На карте появляются новые ветки: «животные севера» и «животные жарких стран».

Карта должна детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому ментальная карта – это эффективный практический метод обучения.

2. Анализ готового образца и алгоритма построения

После того, как дети познакомились с интеллект -картой, познакомила с правилами работы с интеллект -картой и алгоритмом построения.​

На данном этапе, проводя занятие, показываю все изученные готовые интеллект -карты и еще раз напоминаю, что о предмете или явлении можно узнать по картинкам или рассказать картинками. Или можно внести новую интеллект карту, проанализировав ее с детьми.

Обращаю внимание на тех детей, которые еще не достаточно получили представления о том, что такое интеллект -карта.

Далее,  знакомлю детей с правилами и алгоритмом построения интеллект -карт.

Знакомлю с теми материалами, которые будут необходимы детям для работы с интеллект -картами (фломастеры, цветные карандаши, чистый лист бумаги, картинки и т.д.).

3. Совместное составление Интеллект -карты  на занятии

На данном этапе дети совместно с педагогом учатся составлять интеллект -карты по схеме, созданной взрослым.

Готовлю заранее нужные материалы для составления интеллект -карты по изучаемой теме(карандаши, листы бумаги).

Можно приготовить уже вырезанные картинки, которые должны быть включены в заполнение интеллект -карты. Их необходимо перемешать, для того чтобы дети сами выбирали нужную картинку.

А также можно предоставить возможность детям самим найти и вырезать нужные картинки.

После изучения темы на занятии, совместно с детьми рисуем интеллект-карту, тем самым закрепляя и обобщая полученные знания по заданной теме.

В конце занятия анализируем готовую интеллект карту.

 4. Составление интеллект -карты в паре, группе

После того как дети уже достаточно освоили работу с картами можно предложить детям самостоятельно составить карту в паре или небольшой группе.

Дети могут сами выбрать себе пару, собраться в подгруппу. А также это может сделать педагог, тем самым решая определенные задачи, которые помогут раскрыть потенциал каждого ребенка.

Готовые интеллект -карты можно в конце занятия разместить в группе.

5. Индивидуальное составление интеллект -карт.

На данном этапе дети уже самостоятельно составляют интеллект -карты.

Также готовлю рабочее место и нужный материал.

В конце занятия выявляем выявляет, на сколько каждый ребенок усвоил работу с картой.

Для большего закрепления темы можно в практику внести составление интеллект -карт с родителями, как домашнее задание. Это необходимо особенно для тех детей, которые недостаточно справились с составлением карты на занятии.


Технология использования интеллект -карт

Для того чтобы логическая схема была заполнена правильно, чтобы получить желаемый результат, перед началом работы детям дается алгоритм и правила заполнения интеллект -карты по данной теме.

Алгоритм заполнения интеллект -карт

Берем лист бумаги белого цвета А3

Располагаем бумагу горизонтально

В центре листа приклеиваем изучаемый предмет (тему) или пишем слово изучаемого предмета

Подбираем картинки -ассоциации по теме.

Далее рисуем цветными карандашами линии, веточки в разные  стороны от предмета, которого мы хотим изучить.

Далее выбираем, из предложенных педагогом, картинки, которые относятся к этому предмету по признакам и свойствам (или дети сами вырезают нужные картинки)

Далее рисуем от каждого признака цветными карандашами еще линии в сторону

Ищем картинки с признаками и свойствами, которые раскрывают этот признак.

Далее при приобретении новых знаний по теме дети самостоятельно вносят дополнения в карту.

Правила работы с интеллект–картами

• Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.

• Лист располагается горизонтально.

• Главная идея (изучаемый предмет) приклеивается в центре страницы.

• Для каждой картинки проводятся расходящиеся от центра ветки (линии) в любом направлении. Каждая главная ветка имеет свой цвет.

• Над каждой линией – ветвью пишется (приклеивается) только одно ключевое слово (картинка)

Свойства интеллект карты по экологическому воспитанию:

Наглядность. Тема, которую транслируется детям с помощью интеллект -карты, отображается компактно и наглядно. Это важно, потому что в дошкольном возрасте основным является наглядно-образное мышление. То есть метод учитывает возрастные особенности детей.

Привлекательность. У каждой интеллект -карты своя эстетика. Детям не только интересно, но приятно ее рассматривать.

Запоминаемость. Интеллект-карта заставляет работать оба полушария мозга. Благодаря тому, что она содержит разные образы, цвета, дети лучше запоминают информацию, которая изложена в карте.

Информативность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации. Если не получается связать мелкие темы с общей темой, значит, между ними не хватает еще одного смыслового звена.

Креативность. Интеллект-карта развивает креативное мышление. С ее помощью дети находят нестандартные пути решения разных задач.

Инновационность. Интеллект-карта побуждает к новым идеям, способам действия. Возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи). 

Постановка проблемной задачи и процесс решения ее происходит в совместной деятельности. Ментальная карта для детей – это мотивация к деятельности. Для создания ментальной карты дошкольникам приходится обращаться к разным источникам информации, проявлять активность, инициативность, творчество, умение договариваться и работать в команде, объединённой одной целью.

Условия реализации проекта.

Для внедрения проекта необходимо:  

ватман, цветная бумага, цветные маркеры, фломастеры, карандаши, ножницы, клеевой карандаш, разнообразные картинки соответствующие теме интеллектуальной карты и журналы для вырезания из них картинок, интернет – ресурсы.

Предполагаемый результат

Созданы условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

У детей  сформированы познавательные действия, развивается  воображение и творческая активность;

У детей развивается умение  наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения

У дошкольников формируются знания о живой и неживой природе.

Разработана система мероприятий по ознакомлению с природой с использованием интеллект - карт.

План реализации проекта.

Работа образовательного Учреждения строится с учетом основной образовательной программы дошкольного образования разработанной с учетом образовательной программы  дошкольного  образования (пилотный вариант) «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, целью которой является развитие познавательных способностей, умение делать выводы, умозаключения, формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.

Работа над проектом проходила в 3 этапа:

Этапы работы над проектом:

Проект состоят из 3-х этапов:

1.Организационно - подготовительный (сентябрь – ноябрь 2022 г.).

2.Основной – практический (ноябрь 2022 г.- апрель2023г)

3. Заключительный (аналитический) (май 2023г.)

1 Этап. Подготовительный (информационно-аналитический):

- отбор участников проекта, подбор и изучение методической, справочной литературы по теме проекта;

- планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

- обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта;

- вовлечение родителей воспитанников в реализацию проекта.

2. Этап. Основной (практический):

- консультации в уголок для родителей по теме проекта;

- мастер – класс с родителями по созданию интеллект – карт;

- подготовка памяток для родителей и педагогов по использованию интеллект – карт;

- создание интеллект -карт с участием детей и родителей;

- занятия с применением метода интеллект -карт;

- семинар – практикум  с педагогами по применению в практической работе метода интеллект -карт;

- дидактические игры с детьми на развитие внимания, воображения, памяти.

3. Этап. Заключительный (аналитический):

- анализ результатов проекта;

- диссеминация педагогического опыта.

План реализации проекта.

Сроки

Формы работы

Формы отчета

Организационно – подготовительный этап

Сентябрь 2022г.

Сбор и анализ информации, работа с методической литературой; изучение интернет – ресурсов по теме проекта.

Список использованной литературы.

Октябрь

 2022 г.

Консультация для родителей «Использование метода интеллект -карт в детском саду»

Информация в уголок для родителей.

Октябрь

 2022 г.

Консультация для педагогов « Применение метода интеллект - карт в дошкольном образовании»

Выступление  на педагогическом часе.

Октябрь

 2022 г.

Разработка перспективного плана по внедрению метода интеллект -карт в экологическом воспитании

Перспективный план

Основной – практический этап

Ноябрь 2022 г.

Занятие по познавательному развитию  «Время года Осень"

Интеллект – карта «Осень»

Декабрь

 2022 г.

Итоговое мероприятие по тематической неделе «Животные зимой»

Интеллект-карта «Животные зимой"»

Январь 2023

Занятие по познавательному развитию "Свойства снега"

Интеллект - карта "Свойства снега"

Февраль

 2023 г.

Итоговое мероприятие по тематической неделе «Зимушка - зима»

Интеллект-карта «Зима»

Март 2023

Консультация для воспитателей

 «Интеллект – карта как средство повышения познавательной активности дошкольников» Публикация на сайте

Апрель 2023 г.

Знакомство родителей с промежуточными результатами проекта.

Представление родителям изготовленные интеллект- карты.

Май 2023 г.

Итоговое мероприятие по тематической неделе «Весна - красна»

Интеллект-карта «Весна»

Июнь 2023

Индивидуальная работа по составлению интеллект -карт

Индивидуальные интеллект -карты по теме «Мой любимый питомец

Июль 2023

Итоговое мероприятие по теме "Лето красное"

Интеллект-карта "Лето"

Август 2023

Семинар-практикум для педагогов«Использование метода интеллект -карт в вопросах речевого развития дошкольников в группе комбинированной направленности».

Сообщение по теме

на педагогическом часе.

Август 2023

Мастер – класс для родителей«Создание интеллектуальных карт  с ребенком»

Сообщение по теме на родительском собрании

Сентябрь 2023

Совместная деятельность родителей и детей.

Индивидуальные интеллект – карты по теме «Животный мир Планеты Земля. »

Заключительный (аналитический) этап

Сентябрь 2023

Анализ результатов проекта

Презентация для родителей и педагогов.

в течение всего времени реализации проекта

Диссеминация педагогического опыта.

Публикации в СМИ

Диагностика уровня развития дошкольников 5-6 лет по экологическому воспитанию.

Оценка индивидуального развития детей производится воспитателем в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в процессе игровой и специально организованной деятельности.

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений.

Работа по выявлению уровня формирования экологических представлений у детей 5-6 лет проводилась в конце августа.

Для исследования уровня экологической культуры была использована методика, предложенная О.А. Соломенниковой, Зеленовой Н. Г.(см.приложение).

Первоначальные результаты диагностики детей определили основные направления формирующей работы:

1. Формирование экологических представлений о мире животных.

2. Формирование экологических представлений о мире растений родного края.

3. Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы; времен года родного края.

4. Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

Полученные результаты проведенной диагностики приведены в таблицах:

После реализации практического этапа (сентябрь-май) была проведена оценка индивидуального развития (май), в котором использовали те же методики исследования, что и на первоначальном этапе.

Таблица 1

Формирование экологических представлений о мире животных.

Сентябрь 2022 год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

10%

63%

27 %

Май 2023

41%

59%

0%

Таблица 2

Формирование экологических представлений о мире растений

Сентябрь 2022год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

12 %

56%

32%

Май 2023

42%

58%

0%

Таблица 3

Формирование экологических представлений об объектах и явлениях неживой природы; времен года.

Сентябрь 2022 год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

12 %

60%

28%

Май 2023

45%

52%

3%

Таблица 4

Формирование экологически бережного отношения к объектам природы.

Сентябрь 2022 год

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

12%

81%

7%

Май 2023

53 %

47 %

0%

Выводы.

Анализ полученных результатов позволяет отметить положительную динамику в плане формирования экологических представлений у детей 5-6 лет:

1. Представление о мире растений: с 12% до 42% высокий уровень. Соответственно средний и низкий уровни снизились. Низкий – с 32% до 0%.

2. Представление о жизни животных: с 10% до 41% высокий уровень. Средний уровень с 63% до 59%,соответственно низкий уровень снизился на 27%.

3. Бережное отношение к объектам природы: высокий уровень повысился на 41%, средний уровень повысились на 34%. Соответственно низкий уровень снизился на 7% . На коней года детей с низким уровнем развития нет.

4. Представление об объектах и явлениях неживой природы: высокий уровень повысился на 33% по сравнению с началом года, 3% детей с низким уровнем развития, что на 25 % меньше, чем в начале года.

Анализ сравнительных результатов общего показателя экологической воспитанности детей 5-6 лет позволяет говорить о наметившейся положительной динамике в его формировании и отмечается качественный рост

в воспитании экологической культуры посредством ознакомления с природой.

Работа с сентября по май показала, что дети стали лучше ориентироваться в объектах природы, имеют представления о многообразии животного, растительного  мира.

Дети стали проявлять живой интерес к ярким, динамичным объектам природы, стали проявлять любознательность в непосредственном общении с природой, стали осознавать необходимость бережного отношения, стали проявлять интерес к многообразию природы.

Воспитанники усвоили технологию составления интеллект – карты. Они являются активными участниками на всех этапах работы: сбор материала, его систематизация, оформление, составление рассказов по ней

У детей сформированы познавательные действия, развивается  воображение и творческая активность. Дети имеют возможность  видеть результаты своей деятельности, что повышает их самооценку и создает ситуацию успеха для каждого ребенка, повышает интерес к занятиям.

У детей развивается умение  наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, классифицировать, делать простейшие выводы и обобщения

Разработана система мероприятий по ознакомлению с природой с использованием интеллект - карт.

Родители убедились в результативности метода и в том, что необходимо уделять особое внимание развитию ребенка в совместной домашней деятельности.

Таким образом, результаты показывают, что работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с применением интеллект - карт проводилась планово, целенаправленно и систематично.

Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжен с детьми старшей  группы.

Проект может быть рекомендован для работы воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям детей старшего дошкольного возраста.


Список использованной литературы

1.Абакумова И.А., Гриценко М.В. Актуальные аспекты применения инновационной технологии интеллект -карт в образовательном процессе ДОУ // Балтийский гуманитарный журнал. 2021. №2 (35). С. 82-85.

2.Акименко В.М. Применение интеллектуальных карт в процессе обучения дошкольников // Начальная школа. 2012. №7. С. 34-37.

3.Бьюзен Т. и Б. Супермышление. Измените свою жизнь с помощью интеллект -карт. – Минск: Попурри, 2019. – 272 с.

4.Колчина Н.И. Использование ментальных карт в образовательном процессе в детском саду // Дошкольная педагогика. 2016. № 8. С. 10-13.

5.Луговская Е.П. Использование современной образовательной технологии «Интеллектуальная карта» в работе с детьми старшего дошкольного возраста // Сборник конспектов образовательной деятельности. – Анапа, 2019.

6.Саяпина Н.А. Ментальные карты как средство организации и активизации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, развития нестандартного, креативного, творческого мышления дошкольников // Молодой ученый. 2017. № 50.1. С. 32-35.

7. Соломенникова О.А Ознакомление с природой в детском саду [Текст] /  Старшая группа– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017

8. Основная  образовательная  программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 4-е изд., перераб. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016

9.-https://realartist.ru/mentalnye-karty-pamyati-toni-byuzen-metodicheskaya-razrabotka-na.html

10.- https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2016/10/21/seminar-praktikum-ispolzovanie-myslitelnyh-kart-toni-byuzena-v

11.- https://lektsii.org/8-21381.html

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края как средство экологического воспитания

Начиная работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой родного края, по воспитанию любви к нему, педагог прежде всего должен сам хорошо знать его, он должен продумать, что целесообразно ...

«Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы воспитателя  с детьми по теме:"Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

План работы с родителями по теме: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Планирование работы с родителями по теме : "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края"...

Отчет по теме самообразования: «Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края»

Отчет по теме самообразования "Экологическое воспитание как средство ознакомление детей дошкольного возраста с природой родного края" в отчете подробно расписаны цели и задачи на весь учебный год кото...

Сообщение на тему «Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»

Сообщение на тему:«Экологическая тропа в ДОУ, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром природы»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»

Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и ч...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «СТИХИ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРИРОДОЙ»

Развитие современной поэзии для детей тесно связано с общими процессами, происходящими в литературе последних десятилетий. Ведь поэзия воздействует на читателя одновременно заложенной в ней мыслью и ч...