Выступление на семинаре "Мониторинг качества"
материал

Материал для педагогов дошкольног образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл monitoring_kachestva_obrazovani_2.docx16.26 КБ
Файл monitoring_kachestva_obrazovani_2.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг качества образования

    После вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет? 

    Определение качества образования в образовательной  организации  или  системе образования – это соответствия  фактического  состояния образовательных  программ,  созданных условий  и  достигнутых  результатов  тем требованиям,  которые  установлены  в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное.

 Последние четыре года мы работаем в условиях  введения  Федерального  государственного  образовательного  стандарта дошкольного образования. Наша главная задача – понять и осознать стандарт, научиться  работать  по  стандарту  и  понимать,  правильно  ли  мы  это  делаем.

   Возникла  необходимость  в  создании  некого инструмента  для  того,  чтобы  понимать, правильно ли мы осуществляем свою деятельность  (образовательный  процесс, реализацию  программы),  насколько  правильно  мы  это  делаем,  соответствует  ли наша деятельность стандарту. Все эти вопросы привели нас к разработке внутренней  системы  оценки  качества  организации образовательного процесса.

   Работа  над  созданием  внутренней системы  оценки  качества  проводилась поэтапно.  Первым  этапом  стало  изучение  нормативно-правовых  документов федерального  и  регионального  уровней, методических рекомендаций и разработка  локальных  актов  учреждения,  таких как  Положение  о  мониторинге  индивидуального  развития,  Положение  о  методическом  совете.  «Положение о мониторинге индивидуального развития ребенка», явилось инструментом, в котором описано, зачем он нам нужен, как будут  использоваться  результаты  и  сама процедура  мониторинга  индивидуального развития детей. Положение состоит из нескольких разделов, таких как:

1. Общие положения.

2. Цель и задачи мониторинга.

3. Организация проведения  мониторинга.

4. Фиксация результатов мониторинга.

5. Периодичность проведения мониторинга.

    Положение  является  пошаговой  инструкцией по проведению процедуры мониторинга. Цель мониторинга – спланировать индивидуальную  траекторию  развития  ребенка, и оптимизации работы с группой детей.

Положение  было  утверждено  приказом  руководителя и в настоящий момент используется в образовательном процессе.

  Одним  из  этапов  нашей  работы  стала разработка  карт оценки. Для разработки карт мониторинга  индивидуального  развития использовались  целевые  ориентиры  из примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.   из ФГОС ДО.

     Для  разработки  карт,  по  оценке  развивающей  предметно-пространственной среды  использовали  свои  практические наработки,  связанные  с  индивидуализацией  образовательного  процесса,  представленные  в  ООП,  учитывали  требования  стандарта.  При  помощи  критериев  мы  систематизировали всю  работу  воспитателя.  Обращаясь  к критериям, воспитатель понимает, что он должен делать, так как в картах заложены конкретные действия.

       Одним  из  этапов  работы  в  системе оценки стало выявление уровня удовлетворенности  дошкольным  образованием со стороны семьи ребенка.

        Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.  

    Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».
  С помощью диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности. 
     Во время проведения диагностики проводим целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения (по возможности) фиксируем результаты проявления ребенком тех или иных инициатив.     Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации. 

     В  мониторинге  индивидуального  развития  принимают  участие  воспитатели, специалисты  (педагог-психолог,  учитель-логопед,    и  т.д.)  и медицинский  работник,  могут принимать участие родители ребенка. Результаты  мониторинга  обсуждаются на    встречах,  заполняется  индивидуальная  карта  и  обсуждается  маршрут  индивидуального  развития для одаренных детей, и детей с низким уровнем усвоения программы, в виде предложений конкретных видов деятельности.

 Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования

           Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет. 

       Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении.



Предварительный просмотр:

Мониторинг качества образования

    После вступления в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования государство гарантирует нам не только доступность, но и качество образования на этой ступени. Здесь возникает логичный вопрос: как увидеть это качество, как определить качественное образование ведется в ДОУ или нет? 

    Определение качества образования в образовательной  организации  или  системе образования – это соответствия  фактического  состояния образовательных  программ,  созданных условий  и  достигнутых  результатов  тем требованиям,  которые  установлены  в стандарте. Соответствует – значит, образование качественное.

 Последние четыре года мы работаем в условиях  введения  Федерального  государственного  образовательного  стандарта дошкольного образования. Наша главная задача – понять и осознать стандарт, научиться  работать  по  стандарту  и  понимать,  правильно  ли  мы  это  делаем.

   Возникла  необходимость  в  создании  некого инструмента  для  того,  чтобы  понимать, правильно ли мы осуществляем свою деятельность  (образовательный  процесс, реализацию  программы),  насколько  правильно  мы  это  делаем,  соответствует  ли наша деятельность стандарту. Все эти вопросы привели нас к разработке внутренней  системы  оценки  качества  организации образовательного процесса.

   Работа  над  созданием  внутренней системы  оценки  качества  проводилась поэтапно.  Первым  этапом  стало  изучение  нормативно-правовых  документов федерального  и  регионального  уровней, методических рекомендаций и разработка  локальных  актов  учреждения,  таких как  Положение  о  мониторинге  индивидуального  развития,  Положение  о  методическом  совете.  «Положение о мониторинге индивидуального развития ребенка», явилось инструментом, в котором описано, зачем он нам нужен, как будут  использоваться  результаты  и  сама процедура  мониторинга  индивидуального развития детей. Положение состоит из нескольких разделов, таких как:

1. Общие положения.

2. Цель и задачи мониторинга.

3. Организация проведения  мониторинга.

4. Фиксация результатов мониторинга.

5. Периодичность проведения мониторинга.

    Положение  является  пошаговой  инструкцией по проведению процедуры мониторинга. Цель мониторинга – спланировать индивидуальную  траекторию  развития  ребенка, и оптимизации работы с группой детей.

Положение  было  утверждено  приказом  руководителя и в настоящий момент используется в образовательном процессе.

  Одним  из  этапов  нашей  работы  стала разработка  карт оценки. Для разработки карт мониторинга  индивидуального  развития использовались  целевые  ориентиры  из примерной  образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.  – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.   из ФГОС ДО.

     Для  разработки  карт,  по  оценке  развивающей  предметно-пространственной среды  использовали  свои  практические наработки,  связанные  с  индивидуализацией  образовательного  процесса,  представленные  в  ООП,  учитывали  требования  стандарта.  При  помощи  критериев  мы  систематизировали всю  работу  воспитателя.  Обращаясь  к критериям, воспитатель понимает, что он должен делать, так как в картах заложены конкретные действия.

       Одним  из  этапов  работы  в  системе оценки стало выявление уровня удовлетворенности  дошкольным  образованием со стороны семьи ребенка.

        Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку позволяет оценить динамику в развитии ребенка.  

    Диагностика (мониторинг) дает возможность педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность, все ли образовательные потребности ребенка он удовлетворяет, обеспечивает ли переход «зоны ближайшего развития» ребенка в «зону актуального развития».
  С помощью диагностических методик мы прослеживаем освоение воспитанниками образовательной программы дошкольного образования, а так же выявляем особенности развития детей для последующего при планировании и проведении образовательной деятельности с ними, отмечаем изменения в развитии для определения эффективности педагогической деятельности. 
     Во время проведения диагностики проводим целенаправленное наблюдение за всеми видами деятельности. В процессе наблюдения (по возможности) фиксируем результаты проявления ребенком тех или иных инициатив.     Воспитателями проводится анализ полученных результатов, делаются выводы, заполняются рекомендации. 

     В  мониторинге  индивидуального  развития  принимают  участие  воспитатели, специалисты  (педагог-психолог,  учитель-логопед,    и  т.д.)  и медицинский  работник,  могут принимать участие родители ребенка. Результаты  мониторинга  обсуждаются на    встречах,  заполняется  индивидуальная  карта  и  обсуждается  маршрут  индивидуального  развития для одаренных детей, и детей с низким уровнем усвоения программы, в виде предложений конкретных видов деятельности.

 Результаты педагогической диагностики перетекают в планирование индивидуальной работы с детьми и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников для коррекции образовательной работы в направлении совершенствования

           Следующим шагом является осуществление сбора данных в единое целое старшим воспитателем (заполняются сводные таблицы по группе, по детскому саду в целом, по которым можно судить об общей картине развития детей. Затем подготавливается заключение по педагогической диагностике по дошкольному образовательному учреждению, учитывая результаты двух предшествующих лет, т. е. анализируются результаты трех лет. 

       Мониторинг качества образования, как систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки качества образовательных услуг проводится в целях развития системы дошкольного образования, выявления степени соответствия результатов деятельности ДОУ стандартам и требованиям дошкольного образования своевременного предотвращения неблагоприятных или критических ситуаций в дошкольном учреждении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на городской январской конференции по итогам реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпичики»

Выступление на городской январской конференции  по итогам  реализации целевого проекта «Компетентностный подход как условие повышения качества предшкольного образования» АМ ДОУ дс кв «Кирпич...

Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любо-знательный и эмоционально отзывчивый»

Выступление на семинаре- практикуме «Федеральные государственные стандарты в воспитании дошкольников » по теме: «Игры в формировании интегративных качеств - активный, любознательный и эмоционально отз...

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)

Мониторинг интегративных качеств детей старшего дошкольного возраста (выступление на районном методическом объединении)...

«Роль художественной литературы в воспитании нравственных качеств дошкольников» выступление на педагогическом совете

Сильнейшее воздействие на чувства ребенка и его нравственные представления оказывает художественная литература...

выступление на региональной научно-практической конференции "Введение ФГОС ДО как условие повышения качества ДО в июне 2015 года

Региональная научно-практическая конференция "Введение ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования в 3 июня 2015 года в ОГАОУ ДПО "Белгородский инстит...